город Ростов-на-Дону |
|
26 июня 2020 г. |
дело N А53-41303/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочержовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Репнянское Карьероуправление" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2020 по делу N А53-41303/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Репнянское Карьероуправление" к заинтересованному лицу Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Репнянское Карьероуправление" (далее - ООО "Репнянское КУ") обратилось в суд с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - Управление Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 25.10.2019 N 16-08-101-01/19 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
Апелляционная жалоба и дополнение к ней мотивированы тем, что Росприроднадзора, а не Ростехнадзор является органом, уполномоченным на осуществление контроля по вопросам выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр. Также апеллянт указывает на возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ или на замену административного штрафа предупреждением.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрегиональным отделом по надзору в горнорудной промышленности и металлургическому надзору Северо-Кавказского управления Ростехнадзора при проведении внеплановой выездной проверки, на основании распоряжения Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 25 сентября 2019 года N 4500-Р и решения Прокуратуры Ростовской области о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 26.09.2019 N 7/3-111/464-2019 по проверке сведений, изложенных в коллективном обращении граждан Богдановского сельского поселения Каменского района Ростовской области (вх. N О-Ро-66014 от 11.09.2019), о нарушениях законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов и безопасного ведения горных работ, которые могут повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, на объектах: "Карьер"; опасный производственный объект III класса опасности, зарегистрированный в Государственном реестре опасных производственных объектов за регистрационным номером N А29-01610-0001; "Карьер"; опасный производственный объект III класса опасности, зарегистрированный в Государственном реестре опасных производственных объектов за регистрационным номером N А29-01610-0012 расположенных по адресам: юридический адрес - 347842, Ростовская область, Каменский район, пос. Чистоозерный, ул. Степная, д. 7; места (а) фактического осуществления деятельности: 16 км к юговостоку от г. Каменска в Каменском районе Ростовской области; в 0,5 км к юго-западу от х. Нижнесазонов в Каменском районе Ростовской области; принадлежащих (находящихся в эксплуатации): Общества с ограниченной ответственностью "Репнянское карьероуправление" (ООО "Репнянское КУ"),ИНН 6114011991, ОГРН 1156191001450, выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные) "02" октября 2019 г. в "16" часов "00" минут, местом совершения административного правонарушения являются: место (а) фактического осуществления деятельности: в 0,5 км к юго-западу от х. Нижнесазонов в Каменском районе Ростовской области в области: пользование недрами с нарушением требований утвержденных в установленном порядке технических проектов, а именно:
В емкостях для отстоя карьерных вод, предусмотрен отвод воды, после её осветления, не предусмотренный проектной документацией - рабочим проектом "Водоотлив карьера "Мартынов курган" Репнянское карьероуправление" (лист 2 План-схема расположения водоотлива и оборудования, разрезы), что является нарушением статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; пункта 19 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2013 N 599, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.07.2014 N 3293.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 15.10.2019 старшим государственным инспектором межрегионального отдела горного и металлургического надзора протокола об административном правонарушении N 16-08- 100-01 по признакам наличия в действиях ООО "Репнянское КУ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал генеральный директор общества Порошин С.А., которому были разъяснены его права и обязанности и вручена копия протокола под подпись.
25.10.2019 старший государственный инспектор межрегионального отдела горного и металлургического надзора, в присутствии генерального директора общества Порошина С.А., вынес постановление N 16-08-100-01/19, которым ООО "Репнянское КУ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Репнянское КУ" обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны недр, безопасного недропользования, возникающие в ходе обеспечения защищенности жизненно важных интересов государства и граждан при эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых.
Объективная сторона, выявленного правонарушения, заключается в невыполнении требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является формальным и поэтому неправомерные действия, связанные с использованием недр, образуют объективную сторону состава правонарушения независимо от наступивших последствий. Нарушение требований утвержденного в установленном порядке технического проекта может быть совершено как путем действия, так и бездействия.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 7.3 КоАП РФ, являются как должностные, так и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ) установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, обязанность организации соблюдать положения Закона N 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также обязанность работников опасного производственного объекта соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности и правила ведения работ на опасном производственном объекте.
В соответствии с требованиями пункта 19 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2013 N 599, ведение горных работ должно осуществляться в соответствии со схемой развития горных работ (при наличии); проектной документацией; годовым планом развития горных работ, разработанным в установленном порядке.
Согласно пункту 20 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2013 N 599, отклонения от проектной документации не допускаются.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.
В соответствии с Приложением 1 к Закону N 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся, в том числе объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ).
На основании выданной лицензии от 21.10.2015 РСТ 80351 ТЭ на пользование недрами, с целевым назначением и видами работ разведка и добыча песчаников месторождения "Мартынов Курган" участок недр расположен 16 км к юго-востоку от г. Каменска в Каменском районе Ростовской области, пользователем недр является юридическое лицо ООО "Репнянское КУ".
Опасный производственный объект "Карьер" - III класса опасности, зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов за регистрационным номером N А29-01610-0001, с фактическим местом расположения 16 км к юго-востоку от г. Каменска в Каменском районе Ростовской области, по признаку опасности ведение горных работ.
В соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 раздела Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований, в том числе: статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", содержащего основные обязанности пользователя недр, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, требований технических проектов, планов или схем развития горных работ.
Судом первой инстанции установлено, что при эксплуатации опасного производственного объекта: "Карьер" - III класса опасности, зарегистрированного в Государственном реестре опасных производственных объектов за регистрационным номером N А29-01610-0001 расположенного по адресу: место (а) фактического осуществления деятельности: 16 км к юго-востоку от г. Каменска в Каменском районе Ростовской области при пользовании недрами по лицензии от 21.10.2015 РСТ 80351 ТЭ на пользование недрами, с целевым назначением и видами работ разведка и добыча песчаников месторождения "Мартынов Курган" участок недр расположен 16 км к юго-востоку от г. Каменска в Каменском районе Ростовской области допущены нарушения утвержденного в установленном порядке рабочего проекта "Водоотлив карьера "Мартынов курган" Репнянское карьероуправление".
Судом установлено, что на странице 83 изменений проектной документации "Репнянское карьероуправление" Карьер "Мартынов Курган". Рабочий проект (Техническое перевооружение) указано, что поступающая в карьер вода скапливается на нижнем горизонте, где для ее приема находится водоприемник, из которого вода периодически используется для нужд производства. Карьерные дороги и взорванная масса регулярно орошается водой для уменьшения уровня запыленности воздуха в карьере и при дроблении на заводе. Для этого используется специальный автомобиль с емкостью цистерны 25 м3 на базе Белаз.
Только в случаях аварийного затопления карьера производится сброс воды насосами на поверхность по трубопроводу (стальная труба диаметром 150 мм) в водоемы выработанных карьеров "Ветровский" и "Северный".
Водоотливная установка выполнена по схеме, предусмотренной действующим проектом. Настоящим изменением в проектную документацию корректировка схемы водоотлива не предусматривается.
В настоящее время ООО "Репнянское КУ" эксплуатацию водоотлива на карьере Мартынов Курган осуществляет следующим образом: вода из водосборника откачивается в металлические емкости, из которых происходит ее забор для использования для нужд производства (использования и технологической цепочке по сортировке и обогащению горной массы карьера орошение карьерной водой технологических дорог, взорванной горной массы, участка погрузки) с целью уменьшения запыленности. Вся вода, поступающая в водосборник применяется для собственных нужд предприятия; необходимость сброса карьерных вод на поверхность за пределы горного отвода отсутствует.
Рабочим проектом предусмотрено, что для забора воды для собственных нужд настоящей рабочей проектной документацией принято решение об установке на площадке для заливки автомашин основной и резервной накопительных металлических емкостей объемом не менее по 60 м3 каждая, в которые перекачивается вода с водосборника. Емкости устанавливаются на фундаментные блоки ФБС таким образом, чтобы обеспечивалось заполнение поливочных машин из емкости самотеком.
Таким образом, наличие емкостей предусмотрено проектной документацией, а также внесенными изменениями в нее.
Проектной документацией также установлено, что выходной трубопровод из емкости должен находится на 20 см выше дна емкости, с целью возможности сбора осадка поступающей из водосборника воды, после ее осветления. Осадок по мере образования, удаляется через кран слива осадка, расположенный на днище емкости.
Таким образом, проектной документацией не предусмотрено, что в емкостях для отстоя карьерных вод, предусмотрен отвод воды, после ее осветления, что является нарушением статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; пункта 19 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2013 N 599, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.07.2014 N 3293 и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Репнянское КУ" не представлено достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих принятие им необходимых мер по соблюдению требований рабочего проекта "Водоотлив карьера "Мартынов курган" Репнянское карьероуправление", а также отсутствия возможности для их соблюдения. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Судом отклонен довод общества о том, что оспариваемым постановлением обществу вменяется не нарушения в сфере требований утвержденного в установленном порядке технического проекта по безопасному ведению горных работ, связанных с пользованием недрами, а иное нарушение, а именно нарушение рабочего проекта "Водоотлив карьера "Мартынов курган"; водоотвод находится за пределами горного отвода. По мнению общества, Росприроднадзора, а не Ростехнадзор является органом, уполномоченным на осуществление контроля по вопросам выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр.
Полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, в соответствии с пунктом 5.3.1.5 которого Ростехнадзор, в частности, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Таким образом, Управление Ростехнадзора правомочно на осуществление контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, следовательно, проверка проведена уполномоченным лицом Управления Ростехнадзора, протокол составлен, а постановление вынесено уполномоченным должностным лицом Управления Ростехнадзора.
Судом отклонен довод общества о неверной квалификации выявленного нарушения, по мнению общества, правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, тогда как, часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензий на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В данном случае обществу вменяется правонарушение, которые заключается в невыполнении требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в связи с чем квалификация правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ является правомерной.
Таким образом, материалами административного дела подтверждено наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, судебная коллегия также не усматривает оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств и отсутствием отягчающих обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным органом обоснованно назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 300 000 рублей, как наиболее адекватная мера правового воздействия.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апеллянта были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2020 по делу N А53-41303/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41303/2019
Истец: ООО "РЕПНЯНСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)