29 июня 2020 г. |
Дело N А83-700/2020 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Приваловой А.В., рассмотрев в порядке пункта 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 марта 2020 года по делу N А83-700/2020, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Консультативно - диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" о взыскании финансовых санкций в размере 5500, 00 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - пенсионный фонд, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Консультативно - диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" (далее - ГБУЗ РК "Консультативно - диагностический центр по обслуживанию депортированных народов", учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций в сумме 5 500,00 руб.
По рассмотренному в упрощенном порядке данному делу Арбитражным судом Республики Крым принято решение путем подписания 20 марта 2020 года резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об отказе в удовлетворении заявленных требований. Решение размещено 21 марта 2020 года на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в картотеке арбитражных дел (https://www.kad.arbitr.ru.), открытой для публичного просмотра. В порядке, предусмотренном частью 2 статьи 229 АПК РФ, по заявлению Управления 27 марта 2020 года судом изготовлено мотивированное решение по настоящему делу.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц по форме "дополняющая" предоставлены учреждением впервые, следовательно, имело место дополнительное представление сведений на сотрудника, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц. В указанной связи полагает, что страхователем не соблюдены требования относительно возможности выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованных лиц до момента обнаружения ошибки территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, так как ранее сведения на вышеуказанных застрахованных лиц не предоставлялись. С учетом изложенного считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, так как пенсионным фондом установлено несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу страхователь, ссылаясь на положения Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, а также на сформированную судебную практику по данному вопросу, не соглашается с доводами апелляционной жалобы и считает, что основания для изменения либо отмены решения суда в апелляционном порядке по изложенным в жалобе доводам отсутствуют. Учреждение указывает, что ошибки в ранее представленных и принятых пенсионным фондом индивидуальных сведениях в отношении его работников были выявлены и исправлены им самостоятельно, а также предприняты все меры для правильного оформления отчета до момента обнаружения пенсионным фондом, которым допущенные ошибки не выявлялись.
Кроме того, по мнению учреждения, подача уточненных (исправленных) сведений по форме СЗВ - М до обнаружения ошибки самим пенсионным фондом в виде направления страхователю уведомления о расхождениях при проверке первоначально представленных сведений, не может быть расценено как нарушение порядка представления сведений, влекущее ответственность предусмотренную статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку страхователь выявил и исправил ошибки самостоятельно. В связи с изложенным полагает, что финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в данном случае не подлежат применению.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Как установлено судом и следует из материалов дела, учреждением в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи посредством электронного документооборота в адрес Управления представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах (СЗВ-М "исходная") за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, декабрь 2018 года. Указанные сведения представлены своевременно и были получены адресатом, что подтверждается извещениями о доставке сведений по телекоммуникационным каналам связи и не оспаривается сторонами по делу.
Впоследствии предоставление учреждением формы СЗВ-М "дополняющей" 25.02.2019 - за январь 2018 года, 20.02.2019 и 25.02.2019 - за февраль 2018 года, 25.02.2019 - за март, апрель, май, июнь, июль, август 2018 года и 15.02.2019 - за декабрь 2018 года послужило поводом для проведения 04.04.2019 пенсионным фондом проверки достоверности правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам проверки Управлением 04.04.2019 составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:
- N 091818190006576 (за январь 2018 года в отношении одного застрахованного лица);
- N 091818190006573 (за февраль 2018 года в отношении одного застрахованного лица);
- N 091818190006575 (за февраль 2018 года в отношении одного застрахованного лица);
- N 091818190006577 (за март 2018 года в отношении одного застрахованного лица);
- N 091818190006578 (за апрель 2018 года в отношении одного застрахованного лица),
- N 091818190006579 (за май 2018 года в отношении двух застрахованных лиц);
- N 091818190006580 (за июнь 2018 года в отношении одного застрахованного лица);
- N 091818190006582 (за июль 2018 года в отношении одного застрахованного лица);
- N 091818190006583 (за август 2018 года в отношении одного застрахованного лица)
- N 091818190006584 (за декабрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица), в которых указано о несвоевременном представлении отчетности по форме СЗВ-М на застрахованных лиц.
29.05.2019 Управлением вынесены решения N 091819190009295, N091819190009296, N 091819190009298, N 091819190009299, N091819190009297, N091819190009300, N 091819190009301, N 091819190009302; N 091819190009303, N091819190009305 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 500,00 руб. за каждое застрахованное лицо. Основанием для принятия решения о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, послужили выводы Управления о нарушении плательщиком страховых взносов установленного срока представления сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, декабрь 2018 года в отношении указанных застрахованных лиц.
В целях добровольной уплаты примененных финансовых санкций Управлением были выставлены требования N 091S01190009925, N 091S01190009926, N091S01190009928, N 091S01190009927, N 091S01190009929, N 091S01190009930, N091S01190009931, N 091S01190009932, N 091S01190009933, N 091S01190009934 об уплате обществом в срок до 23.07.2019 финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства, неисполнение которых в установленный срок послужило основанием для обращения пенсионного фонда с заявлениями о выдаче судебных приказов, которые были удовлетворены, судом выданы судебные приказы на взыскание финансовых санкций и расходов по уплате государственной пошлины.
В связи с поступлением возражений относительно исполнения судебных приказов определениями Арбитражного суда Республики Крым от 24.09.2019 по делу N А83-15744/2019, от 30.09.2019 по делу А83-15745/2019, от 11.09.2019 по делу N А83-15746/2019, от 17.09.2019 по делу N А83-15747/2019, от 24.09.2019 по делу N А83-15748/2019, от 30.09.2019 по делу N А83-15749/2019, от 16.10.2019 по делу N А83-15750/2019, от 14.10.2019 по делу N А83-15752/2019, от 25.09.2019 по делу N А83-15751/2019 судебные приказы о взыскании с должника - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Консультативно - диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республике Крым финансовых санкций отменены, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление сведений в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку учреждение реализовало право на уточнение (исправление) представленных сведений путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, оценив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, арбитражный апелляционный суд считает выводы суда правильными и не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ГБУЗ РК "Консультативно - диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предоставляются ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ одновременно с законодательно установленной обязанностью страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, также предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные) законодательно не определен.
Пунктом 39 действующей с 19.02.2017 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2017 N 45549), предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Следовательно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Судом установлено, что 25.02.2019 учреждением в Управление направлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах (СЗВ-М "дополняющая") за январь 2018 года, 20.02.2019 и 25.02.2019 за февраль 2018 года, 25.02.2019 за март, апрель, май, июнь, июль, август 2018 года и 15.02.2019 за декабрь 2018 года.
Указанные дополнительные сведения были представлены пенсионному фонду до проведения проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и составления им актов от 04.04.2019, то есть какие-либо несоответствия или недостоверность представленной в отчетности информации, до момента передачи страхователем необходимых корректирующих сведений, пенсионным фондом не выявлялись, как не было выявлено и того, что представленные впоследствии дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
При этом судом установлено, что учреждение самостоятельно обнаружило ошибку и представило в Управление корректирующие сведения 20.02.2019 и 25.02.2019 при том, что исходные формы СЗВ-М представлены своевременно, что признается сторонами по делу.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения к страхователю финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N303-КГ18-5702, в которых указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Устранение страхователем ошибок в форме СЗВ-М и подача такого уточнения после установленного срока (в том числе дополняющие сведения о лицах, которые ранее не были включены в форму) свидетельствует о его добросовестном поведении, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей по предоставлению в установленный законом срок органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах и следует квалифицировать как внесение дополнений (исправлений) в установленную форму, что не образует состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и, соответственно, финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, к страхователю не могут быть применены.
С учетом изложенного, установив устранение страхователем неполноты представленных сведений путем предоставления формы СЗВ-М "дополняющей" до составления актов проверки, суд обоснованно отказал в удовлетворении требования о взыскании финансовых санкций.
Довод апелляционной жалобы о том, что страхователь в отношении застрахованных лиц представил сведения впервые, а, следовательно, включение их в дополняющие формы свидетельствует о несвоевременном их представлении, а не об исправлении ошибок в ранее представленных сведениях, апелляционным судом отклоняется, поскольку абзацем 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено основание освобождения от ответственности вне зависимости от вида ошибки, которая устраняется и к которой в данном случае относится и неполнота сведений.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы Управления фактически повторяют позицию, изложенную им в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены судом правильно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по указанным в апелляционной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 марта 2020 года по делу N А83-700/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Судья |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-700/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДЕПОРТИРОВАННЫХ НАРОДОВ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДЕПОРТИРОВАННЫХ НАРОДОВ"