Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф01-13770/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А79-8819/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17 февраля 2020 года по делу N А79-8819/2018, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Софронова Николая Владимировича (ИНН 212701039001, ОГРНИП 304212736502090) о признании недействительным отказа Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 07.05.2018 N 039/з1429 и обязании администрацию города Чебоксары Чувашской Республики в месячный срок с момента вступления решения в законную силу заключить с индивидуальным предпринимателем Софроновым Николаем Владимировичем соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34, принадлежащего ему на праве собственности, и неразграниченных в государственную и или муниципальную собственность земель, предусматривающее возникновение права собственности индивидуального предпринимателя Софронова Николая Владимировича на земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:6560, площадью 2 364 кв.м, расположенный по адресу: г.Чебоксары, поселок Восточный, д.1 (с учетом уточнений к заявленным требованиям).
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя индивидуального предпринимателя Софронова Николая Владимировича - Софронов Н.В. лично, Степанов Д.Ю. по доверенности от 03.09.2020 сроком действия 3 года;
от ответчика администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Владимирова Е.Е. по доверенности от 19.08.2019 N 29101-5094 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары - не явился, извещен,
от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - не явился, извещен,
от третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии в лице его филиала - не явился, извещен,
от третьего лица Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Рыбакова Александра Николаевича - не явился, извещен,
от третьего лица ПАО "МегаФон" - не явился, извещен,
от третьего лица Федерального государственного казенного учреждения комбината "Буревестник" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу - не явился, извещен,
от третьего лица МБУ "Управление территориального планирования" Муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики - не явился, извещен,
от третьего лица Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Софронов Николай Владимирович (далее - индивидуальный предприниматель Софронов Н.В. или заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация г. Чебоксары) о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34 по адресу: г.Чебоксары, пос.Восточный, 1 и земель неразграниченной государственной собственности, об обязании заключения соглашения о перераспределении с образованием земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:6560.
Определением суда от 04.09.2018 к участию в деле N А79-8819/2018 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии в лице его филиала и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Рыбаков Александр Николаевич
Определением суда от 01.10.2018 к участию в деле N А79-8819/2018 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "МегаФон", Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Буревестник" Управление Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, заявитель изменил предмет заявленных требований и просил признать недействительным отказ Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары от 07.05.2018 N 039/з1429 и обязать администрацию города Чебоксары в месячный срок с момента вступления решения в законную силу заключить с индивидуальным предпринимателем Софроновым Николаем Владимировичем соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34, принадлежащего ему на праве собственности, и неразграниченных в государственную и или муниципальную собственность земель, предусматривающее возникновение права собственности индивидуального предпринимателя Софронова Николая Владимировича на земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:6560, площадью 2 364 кв.м, расположенный по адресу: г.Чебоксары, поселок Восточный, д.1.
Суд принял изменение предмета спора в порядке ст. 49 АПК РФ.
Определением суда от 02.11.2018 к участию в деле N А79-8819/2018 в качестве соответчика привлечен Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное бюджетное учреждение "Управление территориального планирования" Муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
Кроме того, определением от 09.04.2019 по делу N А79-8819/2018 суд первой инстанции назначил судебную экспертизу, производство которой поручил техническому директору ООО "ЗЕМЛЯ" Ивановой Оксане Николаевне. Перед экспертом судом поставлены следующие вопросы: устраняется ли вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34: в результате образования земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:6560 ?; имеется ли вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица у вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:6560 ?; возможно ли из спорных земель площадью 671 кв.м, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в следующих координатах поворотных точек: 408068.35 х 1237421.97, 408051.86 х 1237420.95, 408052.34 х 1237414.97, 408047.34 х 1237414.64, 408049.88 х 1237382.03, 408061.82 х 1237382.03, 408060.49 х 1237396.40, 408070.50 х 1237397.39, 408068.95 х 1237421.97 образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации ?
23 июля 2019 года в арбитражный суд от ООО "ЗЕМЛЯ" поступило заключение эксперта N 3/2019-А79-8819/2018.
Определением суда от 13.09.2019 производство по делу N А79-8819/2018 было возобновлено.
В ходе судебного заседания в суде первой инстанции 10.01.2020 эксперт ООО "ЗЕМЛЯ" Иванова Оксана Николаевна сообщила известные ей сведения, ответила на вопросы представителей лиц, участвующих в деле и суда.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17 февраля 2020 года по делу N А79-8819/2018 требования индивидуального предпринимателя Софронова Н.В. удовлетворены. Указанный в письме от 07.05.2018 N039/з1429 отказ Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары Чувашской Республики в заключении с индивидуальным предпринимателем Софроновым Николаем Владимировичем соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34, принадлежащего ему на праве собственности, и неразграниченных в государственную и или муниципальную собственность земель, предусматривающее возникновение права собственности индивидуального предпринимателя Софронова Николая Владимировича на земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:6560, площадью 2 364 кв.м., расположенный по адресу: г.Чебоксары, поселок Восточный, д.1 признан недействительным. Администрацию города Чебоксары Чувашской Республики суд обязал в течение месяца с момента вступления решения в законную силу заключить с индивидуальным предпринимателем Софроновым Николаем Владимировичем соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34, принадлежащего ему на праве собственности, и неразграниченных в государственную и или муниципальную собственность земель, предусматривающее возникновение права собственности индивидуального предпринимателя Софронова Николая Владимировича на земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:6560, площадью 2 364 кв.м., расположенный по адресу: г.Чебоксары, поселок Восточный, д.1. С Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары Чувашской Республики в пользу индивидуального предпринимателя Софронова Николая Владимировича взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 руб. 00 коп. С администрации города Чебоксары Чувашской Республики в пользу индивидуального предпринимателя Софронова Николая Владимировича взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация г.Чебоксары обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.02.2020 по делу N А79-8819/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель указывает, что отказ администрации города Чебоксары мотивирован тем, что в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34 и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования г. Чебоксары, фактически происходит не исключение необоснованно большого количества характерных точек и вклинивания путем перераспределения, а присоединение смежных земельных участков и существенное увеличение земельного участка, находящегося в частной собственности, за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации и разъяснениям Министерства экономического развития РФ, выраженным в письме от 24.08.2018 N Д23и-4640 "О перераспределении земель и нескольких земельных участков", в котором указано, что перераспределение земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. Образуемый путем перераспределения земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:6560 практически на 30 процентов состоит из публичных земель, приобретение таким способом значительного земельного участка направлено на обход конкурентных процедур, предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса РФ. В случае незаконного перераспределения спорных земельных участков бюджет города Чебоксары не дополучит значительный доход. Помимо этого из спорного земельного участка площадью 671 кв.м. возможно образовать самостоятельный земельный участок. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 N 187, спорные земельные участки находятся зоне производственной деятельности П-1. В ходе проведения судебной экспертизы эксперт установил, что возможно образовать земельный участок из спорных земель площадью 671 кв.м. Однако в письменном пояснении от 10.01.2020 к экспертному заключению эксперт указывает, что невозможно образовать земельный участок площадью 671 кв.м. и в подтверждении своего вывода прикладывает схему расположения на спорном земельном участке объекта капитального строения. При этом согласно статье 50 утвержденных Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 N 187, в границах данной зоны возможно образование земельных участков площадью менее 671 кв.м., в том числе под объектами гаражного назначения, обслуживание автотранспорта, объекты придорожного сервиса и т.п. Таким образом, вывод эксперта о невозможности образования земельного участка площадью 671 кв.м. несостоятельный. В пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2019), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г. указано, что наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ обстоятельств. Для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. На основании подпункта 9 пункта 9 ст. 39.29 ЗК РФ администрация города Чебоксары приняла решение отказать в перераспределении земельных участков в связи с тем, что из земельного участка площадью 671 кв.м. возможно образовать самостоятельный земельный участок, что подтверждается заключением эксперта N3/2019-А79-8819/2018 (лист дела N 133). Ранее Арбитражным судом Чувашской Республики рассматривалось дело N А79-1411/2017 с аналогичными требованиями и позицией, где суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и обоснованности отказа администрации города Чебоксары. Первым арбитражным апелляционным судом данное решение было оставлено без изменения.
От индивидуального предпринимателя Софронова Н.В. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит в удовлетворении апелляционной жалобы администрации города Чебоксары Чувашской Республики отказать полностью, оставить в силе решение арбитражного суда Чувашской Республики от 17.02.2020 по делу N А79-8819/2018. Заявитель указывает, что при вынесении решения арбитражного суда Чувашской Республики от 17.02.2020 но делу N А79-8819/2018 суд исходил из установленных обстоятельств и представленных доказательств, судом правильно применены нормы материального и процессуального нрава, решение суда является законным и обоснованным.
Представитель администрации г. Чебоксары в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.
Индивидуальный предприниматель Софронов Н.В. и его представитель поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 19.06.2020 был объявлен перерыв до 25.06.2020 в порядке ст. 163 АПК РФ.
В судебное заседание представители ответчика Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как следует из обстоятельств дела, индивидуальный предприниматель Софронов Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34, площадью 1 694 кв.м., расположенного по адресу: г. Чебоксары, пос. Восточный, д. 1, предназначенного для эксплуатации здания на основании свидетельства о государственной регистрации права от 31.05.2010 серии 21 АД N 216374.
Согласно решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.03.2016 N 187 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО "РосНИПИУрбанистики" в 2015 году" данный земельный участок относится к производственной зоне П-1.
14 августа 2017 года индивидуальный предприниматель Софронов Н.В. обратился в администрацию г. Чебоксары за разрешением на подготовку проекта межевания территории с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка и неразграниченных земель.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 04.09.2017 N 2065 индивидуальному предпринимателю Софронову Н.В. постановлено приступить к подготовке документации по планировке территории (проект межевания территории) производственной зоны, расположенной между Марпосадским шоссе г. Чебоксары и СНТ "Викория" г. Чебоксары.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 22.03.2018 N 481 утвержден проект межевания территории производственной зоны, расположенной между Марпосадским шоссе г. Чебоксары и СНТ "Виктория" г.Чебоксары.
Данный проект предполагает образование нового земельного участка в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34 и смежных с ним неразграниченных земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Площадь вновь образованного земельного участка составляет 2 365 кв.м. Соответствующий земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый номер 21:01:030208:6560. Участок имеет разрешенное использование - производственная деятельность.
16 апреля 2018 года индивидуальный предприниматель Софронов Н.В. обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной и в частной собственности, с кадастровым номером 21:01:030208:6560, площадью 2 364 кв.м., расположенного по адресу г. Чебоксары, пос.Восточный, д. 1, для исключения изломанности границ (л.д. 13 т. 1).
Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Чебоксары письмом от 07.05.2018 N 039/з1429 отказал индивидуальному предпринимателю Софронову Н.В. в заключении соглашения о перераспределении участка на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 14 т. 1).
Указанное письмо послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя Софронова Н.В. в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном конкретном случае подлежат применению положения подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие случаи перераспределения земель исключительно в целях приведения границ земельных участков согласно утвержденному администрацией г. Чебоксары проекту межевания территории. Иного способа сформировать земельный участок, кроме перераспределения, не имеется
Апелляционная инстанция не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, перечисляются в статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе, с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка и на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункты 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса).
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса (пункт 8 статьи 39.29 ЗК РФ).
Основания принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков перечислены в части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка обоснован Комитетом ссылкой на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27.06.2017 N 1266-О, подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки.
В пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, разъяснено, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для осуществления перераспределения судам необходимо установить наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
В рамках настоящего дела судом первой инстанции назначалась судебная экспертиза, в заключении N 3/2019-А79-8819/2018 эксперт Иванова О.Н. указала, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:34 обладает признаками изломанности по южной границ. Перераспределение земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34 и земель, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности в силу статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, учитывая то, что подлежащий образованию земельный участок расположен в застроенной территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы было осуществлено в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:6560 образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34, находящегося в частной собственности Софронова Н.В. и неразграниченных земель, в соответствии с проектом межевания территории производственной зоны, расположенной между Марпосадским шоссе и СНТ "Виктория" г. Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 22.03.2018 N 481. Земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:6560 приобретает конфигурацию похожую на прямоугольник. Уменьшается протяженность изломанности границ, остается только по южной границе земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:6560 от т.8 до т.10 смежной с земельным участком с кадастровым номером 21:01:030208:3692, с разрешенным использованием: для размещения объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики, площадью 30 кв.м. В результате перераспределения земельных участков образуемый земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:6560 приобретает более правильную геометрическую форму, устраняется частично изломанность границ и улучшается конфигурация, что позволяет в дальнейшем более рационально использовать земельный участок (л.д. 132 том 2).
В результате экспертного исследования по вопросу: "Устраняется ли вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34 в результате образования земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:6560?" эксперт пришел к выводу, что в результате перераспределения земельных участков образуемый земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:6560 приобретает более правильную геометрическую форму, устраняется частично изломанность границ и улучшается конфигурация, что позволяет в дальнейшем более рационально использовать земельный участок. Устраняется изломанность границ земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34. Земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:34 не обладает признаками вкрапливания, чересполосицы и вклинивания.
В результате экспертного исследования по вопросу: "Имеется ли вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица у вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:6560?" эксперт пришел к выводу, что в результате проведенного исследования было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:6560 обладает признаками изломанности по южной границе от т.8 до т.10, что обусловлено сложившимся землепользованием. Вклинивание, вкрапливание, чересполосица у вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:6560 не наблюдается.
В результате экспертного исследования по вопросу: "Возможно ли из спорных земель площадью 671 кв. м., находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в следующих координатах поворотных точек: 408068.35 х 1237421.97, 408051.86 х 1237420.95, 408052.34 х 1237414.97, 408074.34 х 1237414.64, 408049.88 х 1237382.03, 408061.82 х 1237382.03, 408060.49 х 1237396.40, 408070.50 х 1237397.39, 408068.95 х 1237421.97 образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пунктами 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации?" эксперт пришел к выводу, что по пунктам 1, 2, 3, 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации возможно образовать земельный участок из спорных земель площадью 671 кв.м. (0.0671 га). В части пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации для полного ответа требуются сведения о предполагаемом виде разрешенного использования спорного земельного участка. Установлено, что земельный участок : ЗУ1 образуемый из спорных земель имеет сложную конфигурацию, которая возможно затруднить рационально использовать всю территорию. По форме образуемый земельный участок :ЗУ1 похож на лестницу из двух ступеней. Имеются признаки изломанности границ земельного участка не обусловленные объективными условиями рельефа и почвы от точки 6 до точки 8, от точки 4 до точки 2 (лист дела N 133).
Суд апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, в том числе заключение эксперта, приходит к выводу о том, что перераспределение земель не устраняет изломанности границ, в связи с чем отсутствует одно из обязательных для перераспределения земель условий, названных в подпункте 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ. Кроме того, из земель, находящихся в муниципальной собственности, возможно образовать самостоятельный земельный участок, что также свидетельствует о незаконности испрашиваемого заявителем перераспределения земельных участков.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в письменном пояснении от 10.01.2020 (л.д. 51-52 т. 3) эксперт в ответ на письмо от 26.12.2019 сообщает, что невозможно образовать земельный участок площадью 671 кв.м, и в подтверждении своего вывода прикладывает схему расположения на земельном участке объекта капитального строения (л.д. 53 том 3).
Вместе с тем, данное письменное пояснение от 10.01.2020 (л.д. 51-52 том 3) не соответствует требованиям пункта 4 части 2 статьи 86 АПК РФ.
В силу части 3 ст. 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (ч. 2 ст. 87 АПК РФ).
Несмотря на явное противоречие между выводами, изложенными в экспертном заключении и письменном ответе эксперта от 10.01.2020, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не воспользовался ни одним из названных процессуальных прав в целях устранения неполноты представленного доказательства для получения возможности дальнейшей его оценки, положив в основу принятого судебного акта эти письменные пояснения эксперта от 10.01.2020.
Оценивая возможность образования самостоятельного земельного участка, суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что согласно статье 50 Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 N 187, в границах данной зоны возможно образование земельных участков площадью менее 671 кв.м., в том числе под объектами гаражного назначения, для обслуживания автотранспорта, объекты придорожного сервиса и т.п.
Кроме того, из материалов дела следует, что увеличение площади исходного земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:6560 произошло в результате присоединения к нему земельного участка с кадастровым номером 21:01:030208:34, то есть, имеет место образование нового земельного участка большей площадью в результате объединения двух земельных участков.
Между тем перераспределение земельных участков нельзя рассматривать исключительно в качестве способа увеличения площади земельного участка, находящегося в частной собственности, поскольку это противоречит целям правового регулирования статьи 39.28 Земельного кодекса.
Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 Земельного кодекса), то следует учесть, что Земельным кодексом запрещено объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Согласно правовой позиции изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686 наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Уполномоченный орган именно по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков устанавливает наличие оснований для перераспределения, наличие же утвержденного проекта межевания территории является необходимым условием для такого перераспределения в силу подпункта 2 пункта статьи 39.28 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах само по себе наличие утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории не является безусловным основанием для заключения соглашения о перераспределении земель.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у органа местного самоуправления имелись основания для принятия оспариваемого решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В данном случае заявитель не лишен возможности получить права на земельный участок на конкурсной основе, которая обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1584-О, от 17 июля 2014 года N 1685-О и от 19 июля 2016 года N1549-О).
Выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа основаны на неправильном применении норм материального права, сделаны по неполно выясненным обстоятельствам, что в силу пункта 1 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 17 февраля 2020 года по делу N А79-8819/2018 по делу подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Предпринимателю в удовлетворении требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения дела понесенные Предпринимателем расходы при рассмотрении настоящего дела суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 267, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17 февраля 2020 года по делу N А79-8819/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Софроновым Николаем Владимировичем (ИНН 212701039001, ОГРНИП 304212736502090) требований отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8819/2018
Истец: ИП Софронов Николай Владимирович
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г.Чебоксары ЧР
Третье лицо: МБУ "Управление территориального планирования" МО г.Чебоксары -столицы ЧР, ПАО "Мегафон", Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ЧР Рыбаков А.Н., Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары, управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЧР в лице его филиала, ФГКУК "Буревестник" Управления Фед. агенства по госуд. резервам по Приволжскому ф.о, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г.Чебоксары, ООО "Земля", ООО "Земля" Иванова О.Н., ООО Технический директор "Земля" Иванова Оксана Николаевна