г. Москва |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А41-54620/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи : Семушкиной В.Н.,
судей: Пивоваровой Л.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Топчий К.Б.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Мособлгаз" - Титова А.В. по доверенности от 19.01.2023;
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Ветеран" и Бирюкова Сергея Александровича на решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2023 по делу N А41-54620/23
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСОБЛГАЗ" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к СНТ "Ветеран" (далее - Ответчик) об обязании не чинить препятствий АО "МОСОБЛГАЗ" по подключению
- объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0040130:762 по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, СНТ "Ветеран", уч. 251 СО "Наша Земля",
- объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:14:040130:229 по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, СНТ "Ветеран", СО "Наша Земля", уч. 264;
- объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0040130:724 по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, СНТ "Ветеран", уч. 196 к газопроводу среднего давления протяженностью 4 634 м с кадастровым номером 50:14:0040130:2059, расположенному по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, вблизи д. Медвежьи озера, СНТ "Ветеран" и расходы по госпошлине в сумме 6 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2023 принят отказ истца от иска в части обязания СНТ "Ветеран" не чинить препятствий АО "Мособлгаз" по подключению объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0040130:762 по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, СНТ "Ветеран", уч. 251 СО "Наша Земля", производство по делу в этой части прекращено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, СНТ "Ветеран" и Бирюков Сергей Александрович обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявители ссылаются на истолкование одного из положений статьи 27 ФЗ "О газоснабжении", которое лежит в основе настоящего иска, не соответствущее закону (части 3 ст. 55, ст. 19 Конституции РФ, ч.3 и ч.4 ст. 1 ГК РФ", а также договоры, заключенные между истцом и каждым из третьих лиц, являются ничтожными - как не соответствующие закону, частям 3, 4 статьи 1 ГК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства через канцелярию суда от АО "Мособлгаз" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель АО "Мособлгаз" возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, АО "МОСОБЛГАЗ" осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области.
АО "Мособлгаз" (далее - Исполнитель, Истец) является газораспределительной организацией на территории Московской области и осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области, соответственно, в силу пункта 2 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения), исполнителем по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям.
АО "Мособлгаз" заключены договоры о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - Договоры) с:
1) Бирюковым Сергеем Александровичем N 807-02/23-ТП/1 от 04.03.2023 г. (кадастровый номер земельного участка: 50:14:0040130:762 расположенный по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, СПК "Ветеран", уч. 251 (СО "Наша Земля");
2) Лукиной Людмилой Евгеньевной N К0403-03/23-ТП/2 от 12.04. 2023 г. (кадастровый номер земельного участка: 50:14:040130:229 расположенный по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, СПК "Ветеран", СО "Наша Земля", уч. 264);
3) Островской Любовью Терентьевной N К0409-03/23-ТП/1 от 13.04.2023 года (кадастровый номер земельного участка: 50:14:0040130:724 расположенный по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, СПК "Ветеран", уч. 196).
Согласно условий договоров, Исполнитель (Истец) обязался осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и объекта капитального строительства жилой дом (далее - объект капитального строительства) к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, или к технологически связанными с сетями исполнителя сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента (далее -сеть газораспределения) с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования, указанной в технических условиях.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости ответчику - СНТ "Ветеран" на праве собственности принадлежит газопровод высокого и среднего давления с сооружениями на нем, протяженностью 4 634 м с кадастровым номером 50:14:0040130:2059, расположенный по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, вблизи д. Медвежьи озера, СНТ "Ветеран" (далее - газопровод-источник).
Газопровод-источник является оптимальным источником для газоснабжения подключаемых объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Московской области от 10 июня 2003 года N 347/20 "О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области", АО "Мособлгаз" (правопреемник ГУП МО "Мособлгаз") определено Правительством Московской области как специализированная газораспределительная организация, осуществляющая единую техническую политику в сфере развития и эксплуатации системы газоснабжения Московской области.
Газоснабжение подключаемого по Договору объекта капитального строительства третьего лица к газопроводу-источнику, принадлежащему Ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения.
Истцом в адрес Ответчика направлены запросы о предоставлении согласия на подключение объектов капитального строительства к газопроводу-источнику.
Однако Ответчиком направлены ответы, в которых указано, что согласие будет предоставлено только в рамках договорных отношений с собственником объекта капитального строительства.
Данное поведение Ответчика расценено Истцом как отказ в выдаче согласия на подключение (технологическое присоединение), который в свою очередь противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, АО "МОСОБЛГАЗ" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с нормами статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021), газификация - это деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.
В соответствии со ст. 27 Закона о газоснабжении юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п. 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения), Ответчик (основной абонент) обязан в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направить согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Ответчик не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Под доступом понимается право организации на получение услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям (п. 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным распределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370).
Осуществление права собственности участком местной газораспределительной сети обременено обязанностью обеспечивать доступ иных организаций к пользованию такой сетью при условии наличия свободных мощностей.
Согласно п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 42-01- 2002. Газораспределительные системы" (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административнотерриториального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985,с 01.09.2021 г. Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 815).
Согласно пункту 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).
Согласно п. 32 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения исполнитель определяет технические условия:
а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения;
б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения;
в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Отказывая в подключении к газопроводу - источнику Ответчик препятствуют в выполнении АО "Мособлгаз" мероприятий по социальной газификации.
В силу положений статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Доводы ответчика о том, что подключение абонентов к своей сети газопровода возможно только на условиях компенсации затрат на его строительство, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
АО "Мособлгаз" является газораспределительной организацией на территории Московской области и, соответственно, в силу пункта 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (действующих на момент обращения к Ответчику) (далее - Правила подключения N 1314), а также Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения N 1547) исполнителем по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям.
Также Истец является исполнителем Программы социальной газификации и определено постановлением Правительством Московским области 13.07.2021 N 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" региональным оператором газификации на территории Московской области.
Согласно Посланию Федерального собрания 21.04.2021 г. Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан
Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 N 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области Акционерное Общество "Мособлгаз".
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 N 347/20 "О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области" (пункты 2 и 3) ГУП МО "Мособлгаз" (правопреемник - АО "Мособлгаз") является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
В данном случае АО "Мособлгаз" обратилось в суд с иском в защиту своих прав, поскольку из-за недобросовестного поведения Ответчика, который не дает АО "Мособлгаз" возможности приступить к выполнению мероприятий по социальной газификации, возложенных на АО "Мособлгаз" поручением Президента РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о газоснабжении, организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей.
В силу части 3 ст. 27 Закона о газоснабжении, юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
Кроме того, Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения), урегулирован порядок получения безусловного согласия от основного абонента (юридического лица) на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления (пункт 48 Правил подключения).
В соответствии с п. 2 Правил подключения N 1547 "основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
В силу пункта 48 Правил подключения, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Ответчик в нарушение пункта 48 Правил подключения не предоставил письменное согласие на подключение.
Согласно разделу 3 Программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам". Урегулирование правоотношений с "основными абонентами" по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках Программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрено безусловное предоставление основным абонентом согласия в подключении к принадлежащей основному абоненту сети газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Следовательно, при наличии пропускной способности таких сетей основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления и СНТ "Ветеран" в силу закона обязан обеспечить недикриминационный доступ к сети газораспределения.
Из системного толкования указанных норм следует, что законодателем установлен запрет на препятствование подключению к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента и распространяется на юридических лиц всех форм собственности.
Данный вывод отражен в Письме ФАС России от 08.12.2021 г. N ВК/104921/21 "О направлении Методических рекомендаций" (абз.10 п.6).
При этом, необходимо отметить, что в действующем законодательстве в сфере газоснабжения Российской Федерации обязанность компенсировать расходы основного абонента, связанные с созданием и эксплуатацией его сети газораспределения, к которой планируется подключение газоиспользующего оборудования не предусмотрена.
Кроме того, указанная позиция содержится в письме ФАС России от 25.04.2022 N ВК/41575-ПР/22, согласно которому Правилами подключения не предусмотрена возможность требования основным абонентом платы за выдачу его согласия.
Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрена безусловная обязанность Ответчика (основного абонента) на безвозмездной основе предоставить согласие в подключении к принадлежащей ему сети газораспределения и (или) газопротребления при наличии пропускной способности таких сетей.
При этом, в случае неисполнения основным абонентом обязанности по направлению своего согласия исполнитель вправе, в том числе в судебном порядке требовать от основного абонента предоставления данного согласия на подключение к его газопроводу.
Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию (статья 23.2 Закона о газоснабжении).
В составе расходов газораспределительной организации для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок не учитываются затраты на компенсацию затрат правообладателей газопроводов-источников (основных абонентов) по строительству и эксплуатации газопроводов-источников (пункт 8 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18).
С учетом вышеуказанных норм законодательство РФ не предусматривает выдачу согласия основным абонентом на условиях компенсации его затрат по строительству и эксплуатации газопровода.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, ответчику - СНТ "Ветеран" на праве собственности принадлежит газопровод высокого и среднего давления с сооружениями на нем, протяженностью 4 634 м с кадастровым номером 50:14:0040130:2059, расположенный по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, вблизи д. Медвежьи озера, СНТ "Ветеран" (далее - газопровод-источник).
В соответствии с п. 30 Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 Исполнитель (в данном случае Истец) определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства
Для определения технической возможности подключения объектов капитального строительства в д. Медвежьи озера к сетям газоснабжения Ответчика истцом произведен гидравлический расчет.
Истцом в материалы дела представлен гидравлический расчет и копия схемы газоснабжения жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Щёлковский р-н, вблизи д. Медвежьи озера, СНТ "Ветеран".
В соответствии с выводами расчета установлено, что при условии подключения всех жилых домов в СНТ "Ветеран", д. Медвежьи озера, в количестве 185 объектов, минимальное давление в узлах газопроводов при давлении на источнике 0,1 Мпа составит- 0,092 Мпа, что обеспечит устойчивую работу домовых регуляторных пунктов, устанавливаемых перед жилыми домами (в соответствии с требованиями нормативно - технической документации к установке) для снижения среднего давления до низкого, необходимого для работы бытовых газовых приборов.
Доказательств отсутствия пропускной способности газопровода Ответчиком в материалы дела не представлено.
Судом установлено, что газопровод-источник не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее неотъемлемой частью.
Отказ Ответчика противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям, а также лишило Истца возможности подключения жилых домов заявителей к жизненно необходимой коммуникационной системе газоснабжения.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В силу положений статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Кроме того, вопрос компенсации затрат ответчика на строительство и эксплуатацию газопровода-источника не относится к предмету спора и не лишает ответчика предъявить соответствующие требования в самостоятельном порядке.
Доводы Ответчика о том, что СНТ "Ветеран" ограничивается в праве собственности на общий газопровод, в виде лишения возможности им распоряжаться в отношении тех граждан, которые внесли свои доли денежные средства, правомерно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Ограничение права собственности возможно только в случаях и в порядке, установленном законом.
Отказ Ответчика противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
Несогласование подключения к газопроводу-источнику препятствует в выполнении мероприятий по газификации (технологическому присоединению).
Получение согласия на подключение (технологическое присоединение) не налагает какие-либо ограничения на владение, пользование и распоряжение ответчиком принадлежащим ему имуществом (газопроводом - источником) и не лишает права собственности на данное имущество.
АО "Мособлгаз" осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области.
Между тем, СНТ "Ветеран" препятствует исполнению указанных полномочий по выполнению мероприятий по социальной газификации, возложенных на АО "Мособлгаз" поручением Президента РФ.
Доводы СПК "Ветеран" о том, что, так как третьи лица не обращались к СНТ "Ветеран" за получением согласия на подключение (технологическое присоединение), в связи с чем, не вправе использовать общее имущество, принадлежащее Ответчику по закону, обоснованно отклонены судом.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 123.13 ГК РФ имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пунктам 5, 6 ст. 3 Закона N 217-ФЗ имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество); земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
Частями 4, 7 ст. 23 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки и территории общего пользования, определенные в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам (ч. 5 ст. 24 Закона N 217-ФЗ).
В силу части 2 статьи 5 Закона N 217-ФЗ лица, ведущие садоводство или огородничество на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе, вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории товарищества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.
В силу пункта 93 Правил, заявка о подключении объектов капитального строительства, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается исполнителю собственником такого объекта или садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения нескольких объектов капитального строительства, принадлежащих различным лицам и расположенных в пределах территории садоводства или огородничества.
Следовательно, в соответствии с пунктом 93 Правил право третьих лиц (на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения не зависит от волеизъявления других членов садоводческого товарищества.
Указанная правовая позиция отражена в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.09.2022 N АПЛ22-282.
Истом в материалы дела приложены заявки, подтверждающие волеизъявление третьих лиц на газификацию, поступившую в адрес Истца, а также заключенные между АО "Мособлгаз" (Исполнитель) и третьими лицами: Бирюковым С.А. (Договор N 807-02/23-ТП/1 от 04.03.2023 г.), Лукиной Л.Е. (Договор N К0403-03/23-ТП/2 от 12.04.2023 г.), Островской Л.Т. (Договор N К0409-03/23-ТП/1 от 13.04.2023 г.).
Согласно условиям Договора, Исполнитель (Истец) обязался осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и объекта капитального строительства жилой дом (далее - объект капитального строительства) к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, или к технологически связанными с сетями исполнителя сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента (далее - сеть газораспределения) с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования, указанной в технических условиях.
При этом пунктом 26 Правил N 1547 предусмотрено, что Исполнитель, не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Указание Ответчиком о необходимости получения третьими лицами (Заявитель) согласия на подключение (технологическое присоединение) к газопроводу-источнику, принадлежащему СНТ "Ветеран" на праве собственности основано на неверном толковании Правил N 1547, поскольку в соответствии с пунктом 48 Правил N 1547 обязанность по обращению к "основному абоненту" о получении согласия на подключение (технологическое присоединение) возложена на Исполнителя.
Согласно п. 48 Правил, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Следовательно, как Исполнитель по договору на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения, АО "Мособлгаз" правомерно обратилось к Ответчику, которому на праве собственности принадлежат газопровод-источник, расположенный по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, вблизи д. Медвежьи озера, СНТ "Ветеран", к которому возможно осуществить подключение объекта капитального строительства, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 50:14:040130:229 по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, СНТ "Ветеран", СО "Наша Земля", уч. 264; и с кадастровым номером 50:14:0040130:724 по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, СНТ "Ветеран", уч. 196 к газопроводу среднего давления протяженностью 4 634 м с кадастровым номером 50:14:0040130:2059, расположенному по адресу: Московская обл., Щёлковский р-н, вблизи д. Медвежьи озера, СНТ "Ветеран".
Таким образом, указанным нормативным актом предусмотрено безусловное предоставление основным абонентом согласия в подключении к принадлежащей основному абоненту сети газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Следовательно, при наличии пропускной способности таких сетей основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления.
АО "Мособлгаз" при заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) с третьими лицами действовал в соответствии с Правилами подключения.
Позиция ответчика, изложенная в возражениях на иск и дополнениях, сводится к принципиальному несогласию ответчика, как собственника газопровода, по подключению вышеуказанных объектов капитального строительства к газопроводу, без компенсации затрат основного абонента по строительству и эксплуатации газопровода-источника, судом первой инсинуации не принята во внимание в силу следующего.
Как ранее было указано, АО "Мособлгаз" осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области.
В соответствии с п. 5 Правил подключения подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения является публичным договором. Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган (п. 29 Правил подключения).
Одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности (статья 4 Закона о газоснабжении).
Исходя из положений частей 2, 3 статьи 4, статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество создается в целях управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства и является видом товарищества собственников недвижимости.
Садоводческое некоммерческое товарищество осуществляет свою деятельность, в том числе с целью обеспечения членов товарищества - граждан газоснабжением.
В правоотношениях с поставщиком ресурсов (газа) товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов.
Товарищество выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества как посредник в отношениях между гражданами и газоснабжающей организацией, так как эти услуги оказываются гражданам - членам товарищества, для удовлетворения их коммунальнобытовых нужд.
Применительно к садоводческим некоммерческим товариществам, потребителями ресурсов фактически являются отдельные граждане, газоиспользующее оборудование которых подключено к общим сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента - товарищества.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12, от 13.05.14 N 1446/14, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.14 N 309-ЭС14-923, от 09.10.15 N 305-КГ15-5805, сторона процесса вправе представить в подтверждение своих требований или возражений определенные доказательства, которые могут быть признаны судом минимально достаточными для подтверждения обстоятельств, на которые ссылается такая сторона, при отсутствии их опровержения другой стороной спора (доказательства prima facie). При этом нежелание второй стороны представить доказательства, подтверждающие ее возражения и опровергающие доводы первой стороны, представившей доказательства, должно быть квалифицировано исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент.
Исходя из принципа состязательности, подразумевающего, в числе прочего, обязанность раскрывать доказательства, а также сообщать суду и другим сторонам информацию, имеющую значение для разрешения спора, нежелание стороны опровергать позицию процессуального оппонента должно быть истолковано против нее (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2018 N 308-ЭС17-6757(2,3)).
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей, в связи с чем удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что фактически они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание правовую позицию, сформулированную в Определении Верховного суда Российской Федерации от 30.08.2017 N 305-КГ17-1113, согласно которой не полное отражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей проверки и оценки судом.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2023 по делу N А41-54620/23 оставить - без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий cудья В.Н. Семушкина
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54620/2023
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКИЙ "ВЕТЕРАН"