город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2020 г. |
дело N А53-43453/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УК Пятая" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2020 по делу N А53-43453/2019
по иску ООО "УК Пятая"
к ответчику - ООО УК "Команда+"
об обязании передать техническую документацию
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Пятая" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью УК "Команда+" об обязании в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу передать техническую документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 44, а именно:
документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (технический паспорт на многоквартирный дом);
документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета (проекты на установку, акты ввода в эксплуатацию и паспорта общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, горячего водоснабжения, электроэнергии, холодного водоснабжения), сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического, газового и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
копии актов разделов границ балансовой ответственности с ресурсоснабжающими организациями: теплоснабжающей, энергоснабжающей, газоснабжающей, по холодному водоснабжения и водоотведению;
паспорта лифтового хозяйства;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газа-, электроснабжения и др.;
исполнительные чертежи контуров заземления (при наличии);
картотека поквартирного и личного учета граждан, зарегистрированных в многоквартирном жилом доме (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 52-54).
Решением от 11.03.2020 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истец не доказал факт намеренно удержания ответчиком истребуемых документов. Истцом не представлено доказательств наличия у ответчика истребуемых документов.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что истец является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 44, с 29.08.2019. Ответчик не исполняет обязанность по передаче технической документации, необходимой для осуществления управления многоквартирным домом. По мнению заявителя, отсутствие у ответчика технической документации не является основанием для отказа в иске, поскольку документация должна была быть восстановлена ответчиком. Ответчик в ходе рассмотрения дела возражений на иск не заявил. Обжалуемое решение противоречит сложившейся судебной практике.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "УК Пятая" не явился. Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.
Представитель ООО УК "Команда+" в судебное заседание не явился, отзыв не представил. Общество о судебном заседании извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 16.04.2019 общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 44 по ул. Малиновского в г. Ростове-на-Дону принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО УК "Команда+", а также о выборе способа управления - управление управляющей организацией ООО "УК Пятая" (протокол - л.д. 9-13).
Приказом Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 29.08.2019 N 1411-Л в реестр лицензий Ростовской области внесены изменения в отношении ООО УК "Команда+" и ООО "УК Пятая" в части сведений о многоквартирном доме, находящемся в управлении ООО "УК Пятая" с 01.09.2019 (л.д. 18-19).
ООО "УК Пятая" 04.06.2019 направило ООО УК "Команда+" уведомление о расторжении договора управления многоквартирным домом по ул. Малиновского, 44, и потребовало передать техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом (л.д. 14-15).
Уведомление получено ООО УК "Команда+" 06.06.2019 (л.д. 16-17).
В связи с неисполнением ООО УК "Команда+" обязательств по передаче документации, необходимой для осуществления управления многоквартирным домом, ООО "УК Пятая" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, действующее жилищное законодательство позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Как отмечено выше, 16.04.2019 общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 44 по ул. Малиновского в г. Ростове-на-Дону принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО УК "Команда+", а также о выборе способа управления - управление управляющей организацией ООО "УК Пятая".
Перечень технической и иной документации закреплен в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, при отсутствии необходимой документации закон обязывает прежнюю управляющую компанию восстановить документацию дома и передать вновь выбранной управляющей организации.
Ссылка суда первой инстанции на то, что истребуемые документы отсутствуют у ООО УК "Команда+" признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку в соответствии с пунктом 22 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома при отсутствии необходимой документации закон обязывает прежнюю управляющую компанию восстановить документацию дома и передать вновь выбранной управляющей организации.
В пункте статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно пункту 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Без испрашиваемой технической документации эксплуатация многоквартирного дома была бы невозможна, управляя многоквартирным домом, ООО УК "Команда+" должно было принять исчерпывающие меры к ее получению, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения обязанности по ее передаче (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 N 310-ЭС17-19934 и от 13.08.2018 N 304-ЭС18-11030).
Правовая позиция о необходимости передачи технической документации лицу, осуществляющему управление многоквартирным жилым домом, от лица, с которым договор управления, расторгнут, и в случае отсутствия такой документации неоднократно подтверждена в судебной практике (дела N А63-8371/2017, N А53-22886/2017, N А25-59/2015, N А25-61/2015 и проч.).
В пункте 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при прекращении договора управления спорным многоквартирным домом ООО УК "Команда+" передало ООО "УК Пятая" какие-либо документы.
В отзыве на иск (л.д. 59-60) ООО УК "Команда+" указало на отсутствие у общества истребуемых документов, в связи с непередачей документации АО "Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района г. Ростова-на-Дону".
В отзыве на иск ООО УК "Команда+" ссылалось на письмо от 20.04.2018, однако, данное письмо в материалы дела не было представлено.
В отзыве ООО УК "Команда+" также указало на то, что осуществляло управление спорным многоквартирным домом с 01.08.2017.
С учетом изложенного выше, в период осуществления управления с 01.08.2017 по 01.09.2019 ООО УК "Команда+" должно было либо истребовать документы, предусмотренные в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме либо принять меры к восстановлению документации.
В пункте 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда указаны следующие документы, входящие в состав технической документации длительного хранения:
план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
акты приемки жилых домов от строительных организаций;
акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
паспорта лифтового хозяйства;
паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:
сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
акты технических осмотров;
журналы заявок жителей;
протоколы измерения сопротивления электросетей;
протоколы измерения вентиляции (пункт 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Согласно пункту 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В пункте 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определены следующие иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В рассматриваемом случае ООО УК "Пятая" заявило об истребовании следующих документов:
1) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (технический паспорт на многоквартирный дом);
2) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета (проекты на установку, акты ввода в эксплуатацию и паспорта общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, горячего водоснабжения, электроэнергии, холодного водоснабжения), сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
3) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического, газового и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
5) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
6) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
7) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
8) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
9) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
10) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
11) копии актов разделов границ балансовой ответственности с ресурсоснабжающими организациями: теплоснабжающей, энергоснабжающей, газоснабжающей, по холодному водоснабжения и водоотведению;
12) паспорта лифтового хозяйства;
13) схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газа-, электроснабжения и др.;
14) исполнительные чертежи контуров заземления (при наличии);
15) картотека поквартирного и личного учета граждан, зарегистрированных в многоквартирном жилом доме.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в части.
Обязанность по передаче документов технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (технический паспорт на многоквартирный дом) предусмотрена подпунктом "а" пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Необходимость наличия документов на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, а, следовательно, обязанность их передать предусмотрена подпунктом "а(1)" пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Требование о передаче документов (актов) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме обоснованно в соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Наличие актов осмотра актов осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического, газового и иного оборудования предусмотрено подпунктом "в" пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Акты проверок готовности к отопительному периоду и паспорта готовности к отопительному периоду также относятся к документам, наличие которых обязательно в соответствии с подпунктом "в(1)" пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, также подлежат передаче вновь избранной управляющей организации.
Требование о передаче копии кадастрового плана земельного участка и выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении общего имущества правомерно на основании подпунктов "а" и "б" пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Ведение реестра собственников помещений в многоквартирном жилом доме предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимость наличия такого реестра предусмотрена в подпункте "д(1)" пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Также подпунктами "д(2)", "д(3)" пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено обязательное наличие договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме и оригиналов решений и протоколов общих собраний собственников помещений. В данной части требования также являются обоснованными.
Требование о передаче паспорта лифтового хозяйства, схем внутридомовых сетей и исполнительных чертежей контуров заземления (пункты 12, 13, 14 иска) обоснованно, поскольку наличие данной документации предусмотрено в пункте 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Между тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованности требований в части обязания передать копии актов разделов границ балансовой ответственности в ресурсоснабжающими организациями и картотеки поквартирного и личного учета граждан, зарегистрированных в многоквартирном жилом доме (пункты 11 и 15 исковых требований).
В обоснование требования о передаче актов раздела границ балансовой ответственности заявитель ссылается на пункт 19 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, то есть на Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как отмечено выше, в пункте 19 названных Правил установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Конкретный перечень иной документации, связанной с управлением многоквартирным жилым домом, в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом не содержится.
Перечень передаваемой документации определен в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме либо принять меры к восстановлению документации.
В пункте 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержится перечень иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом. Акты раздела границ балансовой ответственности в названном пункте не указаны.
При этом, в подпункте "е" пункта 26 содержится указание на иные, связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В материалы дела не представлено доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном жилом доме N 44 по ул. Малиновского в г. Ростове-на-Дону решения о том, что акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности относятся к названным документам.
Требование об обязании передать картотеку поквартирного и личного учета обосновано заявителем жалобы ссылками на пункт 24 Административного регламента Министерства внутренних дел по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан в Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2017 N 984, а также на пункт 2 Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713).
В соответствии с пунктом 1 названного приказа МВД России от 31.12.2017 N 984 утвержден прилагаемый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 24 Административного регламента в предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а именно собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
В соответствии с пунктом 2 Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации к указанным лицам относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
Между тем, заявителем жалобы не представлено доказательств ведения ООО УК "Команда+" регистрационного учета граждан, в связи с чем в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Относительно срока передачи истребуемой документации ООО УК "Команда+" возражений не заявлено.
Однако, принимая во внимание объем подлежащей передаче документации и ссылки общества на ее отсутствие, а также срок, установленный в пункте 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что срок исполнения обязанности по передаче должен быть установлен равным трем месяцам.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истца по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат возмещению за счет ответчика.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2020 по делу N А53-43453/2019 отменить.
Обязать ООО УК "Команда+" (ОГРН 1166196071590, ИНН 6165200355) передать ООО "УК Пятая" (ОГРН 1086168004207, ИНН 6168024059) в течение трех месяцев следующую документацию:
документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (технический паспорт на многоквартирный дом);
документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета (проекты на установку, акты ввода в эксплуатацию и паспорта общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, горячего водоснабжения, электроэнергии, холодного водоснабжения), сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического, газового и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
паспорт лифтового хозяйства;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газа-, электроснабжения и др.;
исполнительные чертежи контуров заземления (при наличии).
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО УК "Команда+" (ОГРН 1166196071590, ИНН 6165200355) в пользу ООО "УК Пятая" (ОГРН 1086168004207, ИНН 6168024059) 6000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску, 3000 рублей в возмещение государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43453/2019
Истец: ООО "УК ПЯТАЯ", ООО "УК ПЯТАЯ"
Ответчик: ООО УК "КОМАНДА +"