г. Москва |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А40-158598/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
Судей Елоева А.М., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хыбыртовой З.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федерального агентства воздушного транспорта и Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2020,
принятое судьей Дейна Н.В. (шифр судьи 147-1305)
по делу N А40-158598/19,
по иску Общества с ограниченной ответственностью топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" (ОГРН 1151447006963, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул. Жуковского, д. 7)
к Федеральному агентству воздушного транспорта (ОГРН 1047796301002, г. Москва пр-т Ленинградский, д. 37)
третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации
о взыскании убытков в размере 1 749 261 руб. 62 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Степанова М.В. по доверенности от 30.12.2019,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Общество с ограниченной ответственностью топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" с исковым заявлением к Федеральному агентству воздушного транспорта о взыскании убытков в размере 180 685 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2020 года по делу N А40-158598/19 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Не согласившись с принятым решением, третье лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей истца и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Топливо-заправочная компания "АэропортГСМсервис" (ИНН 1435297180, ОГРН 1151447006963) (далее Истец, Общество) в 2015-2017 годах безвозмездно оказало услуги по заправке авиационным топливом воздушных судов Федеральному государственному казенному учреждению "Пятый объединенный авиационный отряд Федеральной службы безопасности России" в городе Якутск.
Факт оказания данный услуг подтверждается актами об оказанных слугах (Приложение). Акты подписаны сторонами, возражений относительно качества предоставленных услуг или их стоимости ФГКУ "Пятый объединенный авиационный отряд ФСБ России" не заявлял.
Стоимость оказанных услуг определяется исходя их действующего тарифа Истца на дату оказания услуг.
Стоимость услуг на заправку воздушных судов, применяемых Истцом, устанавливается Приказом ФСТ России от 23.07.2014 N 188-т/1 (ред. от 28.01.2016) "О внесении изменения в приложение 3 к приказу ФСТ России от 5 июня 2012 N 137-т/3 и об утверждении тарифов на услуги в аэропорту г. Якутск, оказываемые ЗАО ТЗК "АэропортГСМсервис".
Стоимость услуг оказанных Истцом ФКГУ "Пятый объединенный авиаотряд ФСБ России" составляет:
за 2015 год 505 177, 44 (пятьсот пять тысяч сто семьдесят семь рублей, 44 коп)
за 2016 год 575 315, 22 (пятьсот семьдесят пять тысяч триста пятнадцать руб, 22 коп);
- за 2017 год 668 768, 96 руб (шестьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот шестьдесят восемь руб, 96 коп).
Всего без взимания платы оказано услуг на 1 749 261, 62 (один миллион семьсот сорок девять тысяч двести шестьдесят один рубль 62 коп).
Согласно материалам дела, общество в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ от 25.01.2013 г. N 37 обращалось в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) с заявлениями о получении субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов от предоставления в 2015, 2016, 2017 годах услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ отплаты за эти услуги.
Общество получило отказы в предоставлении субсидий от: - 20.06.2016 исх. N АН113-2144; - 26.04.2017 исх. N-9109/13; - 13.03.2018 г. исх. N 5755/13.
Как правильно установил суд первой инстанции, истцом оказаны услуги органам государственно власти на сумму 1 749 261, 62 рубля, но в связи с предоставлением ФСБ России льгот, на основании ФЗ "О федеральной службе безопасности", оплата стоимости оказанных услуг Обществу не произведена, компенсация стоимости услуг в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 37 не получена, у Общества возникли убытки в размере безвозмездно оказанных услуг.
Согласно части 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (статья 1064 ГК РФ).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
Исходя из вышеуказанных норм, возмещение убытков, причиненных юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, возможно при наличии совокупности следующих оснований: неправомерные действия органов государственной власти, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа; причинно-следственная связь между неправомерными действиями (бездействием) и насупившим вредом, а так же вина в причинении убытков.
Из разъяснений, данных в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее -убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуга) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Исходя из смысла названных норм, для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и возникшими убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
Судом первой инстанции верно установлено, что факт оказания Истцом услуг на сумму 1 749 261, 62 руб. подтверждается актами об оказанных услугах. Таким образом, у Истца возникли убытки в заявленном размере, убытки возникли у Истца по вине Ответчика и находятся в прямой причинно - следственной связи с их действиями (бездействием).
Ввиду лишь частичного возмещения Ответчиком недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию, оказанных в 2015 -2017 гг., недополученная Истцом сумма в размере 180 685 рублей также находится в прямой причинно - следственной связи с действиями (бездействиями) Ответчика.
Относительно факта оказания услуг и суммы оказанных услуг Ответчик возражений не заявлял.
Поскольку факт возникновения убытков истцом доказан, требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Относительно довода Ответчика о направлении Истцом в адрес Росавиации заявлений (заявок) от 24.12.2019 г. за период 2015-2017 гг. без учета налога на добавленную стоимость.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 37 истцом были направлены заявления в адрес Ответчика о получении субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов от предоставления в 2015, 2016, 2017 годах услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ отплаты за эти услуги:
за 2015 год - от 13.04.2016 исх. N 161 на сумму 505 177, 44 (пятьсот пять тысяч сто семьдесят семь рублей, 44 коп)
за 2016 год - от 02.03.2017 года N 86 на сумму 575 315, 22 (пятьсот семьдесят пять тысяч триста пятнадцать руб. 22 коп);
- за 2017 год - от 09.02.2018 N 66 на сумму 668 768,96 руб. (шестьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот шестьдесят восемь руб. 96 коп).
В связи с полученными отказами в предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию от: - 20.06.2016 исх. N АН113-2144; - 26.04.2017 исх. N-9109/13; - 13.03.2018 г. исх. N 5755/13 Истцом подано заявление в Арбитражный суд города Москвы.
Соответственно, предметом искового заявления по настоящему делу является взыскание убытков, причиненных юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа.
Ответчиком и третьим лицом не принято во внимание, что заявления (заявки) Истца от 24.12.2019 г. N 436. 437, 438 о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию, оказанных в 2015 -2017 гг. в общем размере 1 568 575 (один миллион пятьсот шестьдесят восемь тысяч пятьсот семьдесят пять) рублей 63 коп., направлены на основании письма Росавиации от 31.07.2019 г. исх. N25501/13. согласно которого необходимо было исключить НДС из размера возмещения недополученных доходов за счет средств субсидии (приложение N1 к настоящему Отзыву).
Однако, в письме Росавиации от 31.07.2019 г. исх. N 25501/13, а также в апелляционной жалобе Ответчика правовых оснований и ссылок на нормы права регламентирующие, что субсидии предназначаются для возмещения затрат без учета налога на добавленную стоимость не указано.
При определении размера субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов следует учитывать сумму НДС.
Тарифы Истца на услуги по обеспечению заправки воздушного судна авиационным топливом; по хранению авиационного топлива, установлены в 2014 году приказом Федеральной службы по тарифам от "23" июля 2014 г. N 188-т/1 (приложение N 2 к настоящему отзыву).
В силу подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 305-ФЗ) услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Поскольку хранение ТС-1 Истец осуществляет вне территории аэропорта, данная услуга не подпадает под освобождение НДС согласно подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ. Услуга, оказываемая Истцом, облагалась НДС и до 01.10.2019 года в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 166 НК РФ, п. 1 ст. 8 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 8 НК РФ Истец производил начисление НДС по оказанным услугам, достоверно отображал объемы реализации услуг в налоговой отчетности и своевременно уплачивал в бюджет НДС.
По условиям государственных контрактов, заключенных между Истцом и ФГКУ "Пятый объединенный авиационный отряд федеральной службы безопасности РФ", Исполнитель -ООО "ТЗК "АэропортГСМсервис" предоставляет услуги про авиатопливообеспечению ВС авиации СБ России на безвозмездной основе в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", приказа Минтранса РФ от 31.07.2009 г. N 128 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ" (п. 1.2., 4.3. гос. контрактов).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, Росавиация осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на реализацию возложенных на Агентство функций.
Росавиация осуществляет предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 37 (действующими на момент оказания услуг).
В соответствии с п. 5 Правил размер субсидии определяется суммой недополученных доходов от предоставления услуг, под которыми понимаются доходы организации от предоставления услуг, которые она могла бы получить в случае отсутствия освобождения от платы за эти услуги пользователей воздушного пространства.
В соответствии с указанными актами Истцом поданы заявления в адрес Ответчика: исх. N 161 от 13.04.2016; N 86 от 02.03.2017 года; N 66 от 09.02.2018 года на общую сумму недополученных доходов в размере 1 749 261 (один миллион семьсот сорок девять тысяч двести шестьдесят один) рубль 62 коп, в том числе НДС в размере 180 685 рублей. Принимая во внимание, что услуги Истца по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, подлежат налогообложению НДС, при определении размера этих субсидий следует учитывать сумму НДС.
Более того, с 1 октября 2019 года услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, подлежат налогообложению НДС и согласно разъяснительных писем Министерства финансов Российской Федерации при определении размера этих субсидий следует учитывать сумму НДС (письмо от 18 ноября 2019 г. N 03-07-11/89061, от 09 декабря 2019 г. N 03-07-11/95400, от 29 ноября 2019 г. N 03-07-11/93365), соответственно, следует применять аналогию закона в отношении возмещения недополученных доходов до 01.10.2019 г.
Сумма убытка в виде НДС, если она является частью цены (стоимости) имущества, подлежащего возмещению, должна возмещаться контрагентом, ответственным за указанные убытки в полном объеме. Именно такой позиции придерживались некоторые федеральные арбитражные суды (постановления ФАС Уральского округа от 14.08.2012 N Ф09-6939/12, от N Ф09-3136/11-С5, от 08.04.2011 N 09-1173/11-С5, ФАС Северо-Западного округа от по делу N 56-44279/2011, от 22.02.2011 по делу NА 21-8004/2009).
В действующем законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения на включение суммы НДС в расчет убытков и соответственно, суды признают правомерным расчет убытков с включением в него суммы НДС (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда о 27.08.2018 N 09АП-40653/2018 по делу А 40-7651/18).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение на основании ст.ст. 15, 16, 395, 1069, 1082 ГК РФ и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителями не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2020 по делу N А40-158598/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158598/2019
Истец: Министерство финансов Российской Федерации, ООО ТЗК АэропортГСМсервис
Ответчик: Федеральное агентство воздушного транспорта
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13032/20
29.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12948/20
22.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-158598/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-158598/19