город Ростов-на-Дону |
|
04 июля 2020 г. |
дело N А32-40482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.02.2020 по делу N А32-40482/2018
по заявлению Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
(ОГРН 1062308033700, ИНН 2308124796)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Позитив"
(ОГРН 1122310001439, ИНН 2310160872)
об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее - заявитель, административный орган, инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Позитив" (далее - ООО "УК "Позитив", общество,) об аннулировании лицензии от 04.04.2016 N 023000509 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной государственной жилищной инспекцией Краснодарского края ООО "Управляющая компания "Позитив".
Решением от 25.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе ГЖИ просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в силу имеющихся в распоряжении Инспекции сведений о неоднократном привлечении юридического и должностных лиц ООО УК "Позитив" к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявленные требования Инспекции являлись обоснованными и подлежали удовлетворению.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Позитив" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1162366058392, дата присвоения ОГРН: 07.10.2016, ИНН 2320243609, адрес (место нахождения): Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Карякина, д. 25, пом. 39.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Позитив" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 04.04.2016 N 023000509, выданную Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края на основании приказа от 04.04.2016 N 25 -ГУ.
Инспекцией установлено, что ООО "УК "Позитив" на основании постановлений мирового судьи судебного участка N 49 Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 09.07.2018 по делу N 5-488/18-49, N 5-499/18-49 привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ; на основании постановлений мирового судьи судебного участка N 49 Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 09.07.2018 по делу N 5-487/18-49, N 5-498/18-49 должностное лицо ООО "УК "Позитив" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Лицензионной комиссией Краснодарского края принято решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии от 04.04.2016 N 023000509, предоставленной заинтересованному лицу, что подтверждается протоколом заседания Лицензионной комиссии Краснодарского края от 12.09.2018 N 11.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N99-ФЗ), к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение определенного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно статье 3 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона N 99- ФЗ.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
Согласно части 1 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
В силу положений пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
При этом, в соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, Постановлении от 21.11.2002 N 15-П, а также изложенной в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" (далее - Информационное письмо N С1-7/смп-1341), свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства, а меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными соразмерными и необходимыми для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов иных лиц.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08).
Согласно части 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 названного Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 5.3 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.
Решением Госжилинспекции Краснодарского края от 23.08.2018 N 1868 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края многоквартирные дома N 40 по ул. Кирпичной и N 3 по ул. Петропавловской в г. Сочи исключены из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК "Позитив".
Суд первой инстанции отклонил доводы инспекции о неоднократном привлечении юридического и должностных лиц ООО УК "Позитив" к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обращаясь с заявлением в арбитражный суд об аннулировании лицензии от 04.04.2016 N 023000509, лицензирующий орган ссылается на постановления мирового судьи судебного участка N 49 Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 09.07.2018 по делу N 5-488/18-49, N 5-499/18-49, N 5-487/18-49, N 5-498/18-49 о привлечении ООО "УК "Позитив", должностного лица ООО "УК "Позитив" к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Однако, указанные постановления представлены в материалы дела без отметки о вступлении в законную силу; сведений об оплате штрафа по указанным постановлениям заявителем в материалы дела не представлено.
В суд апелляционной инстанции также не представлены доказательства вступления в законную силу постановлений.
Дела об административном правонарушении в отношении ООО "УК "Позитив" по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ (N 5-347/19-49, N 5-346/19-49), послужившие основанием для обращения заявителя с заявлением об аннулировании лицензии, на основании постановлений мирового судьи судебного участка N 49 Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 10.04.2019 (с отметкой о вступлении в законную силу) прекращены в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что основания для аннулирования лицензии от 04.04.2016 N 023000509 отпали.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание размещение ООО "УК "Позитив" на сайте ГИС ЖКХ информации о находящихся в ее управлении 10 многоквартирных домов, что подтверждается представленными в судебном заседании сведениями ГИС ЖКХ, а также описями документов, предоставляемых в государственную жилищную инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензии Краснодарского края.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно и обоснованно сделан вывод, что заявленные требования Государственной жилищной инспекции Краснодарского края об аннулировании лицензии от 04.04.2016 N 023000509 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной государственной жилищной инспекцией Краснодарского края ООО "Управляющая компания "Позитив", не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм жилищного и административного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 по делу N А32-40482/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40482/2018
Истец: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Ответчик: ООО "УК "Позитив"
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7296/20
11.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40482/18
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40482/18
03.10.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40482/18