город Томск |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А03-826/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сперанской Н.В., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гусейновой Елены Анатольевны (N 07АП-4230/2020) на решение от 27.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-826/2020 (судья Ильичева Л.Ю.), по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю о привлечении индивидуального предпринимателя Гусейновой Елены Анатольевны к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гусейновой Елены Анатольевны к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 27.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края индивидуальный предприниматель Гусейнова Елена Анатольевна привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, либо заменить наказание на предупреждение и отменить назначенный штраф.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не принял во внимание ссылки на аналогичное решение арбитражного суда; необоснованно классифицировал изъятую продукцию как пищевую; необоснованно назначил суровое наказание.
В возражениях на апелляционную жалобу административный орган отклонил доводы апеллянта за необоснованностью, указав на правильность выводов суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Гусейнова Е.А. зарегистрирована 09.04.2019 в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю за основным государственным регистрационным номером 319222500030950.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 25.12.2019 N 1053 "О проведении внеплановых проверок", изданного в целях реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 24.12.2019 N ДМП12-11271, в отношении данного предпринимателя проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки 27.12.2019 установлено, что в торговой точке ТЦ "Весна", расположенному по адресу: г.Барнаул, ул. Малахова, 86в, осуществляется реализация некурительной никотиносодержащей продукции: - Жевательная смесь "Corvus" (STRONG) содержание никотина, 32 мг (крепость) изготовитель: ООО "Корвус", г. Москва, ул. Самеда Вургуна, д. 5, эт. 1, комн. в кол-ве 2 шт.; - Жевательная смесь "Corvus" (LOGAN) содержание никотина, 50 мг (крепость) ООО "Корвус", г. Москва, ул. Самеда Вургуна, д. 5, эт. 1, комн. 10, в кол-ве 2 шт.; - Жевательная смесь "Corvus" (HULK) содержание никотина, 50 мг (крепость) ООО "Корвус", г. Москва, ул. Самеда Вургуна, д. 5, эт. 1, комн. 10, в кол-ве 2 шт.; - Смесь жевательная "CUBA" содержание никотина 55 мг, ООО "Юнисойл", Москва, Пресненская набережная, д. 12, комн. 10, в кол-ве 2 шт.; - Бестабательная жевательная смесь ТМ "STRATUM" (ягодный микс), ООО "Биоформат", г. Самара, ул. Братьев Коростелевых, д. 83, оф. 30, в кол-ве 1 шт.; - Жевательная смесь "BOSHKIHARDCORE", (крепость) 100 мг содержание никотина, ИП Павлова А.Н., г. Москва, Дзержинское шоссе, 13, в кол-ве 3 шт.
На момент внеплановой проверки вышеуказанная продукция выставлена в продажу с указанием цены продажи (с ценниками) для потребителя в витрине.
Информация о том, что продукция не подлежит реализации, отсутствовала.
Продукция упакована в полимерные коробочки круглой формы с крышкой (потребительская упаковка), в которых находятся упакованные поштучно (визуально в пергаментной порции содержимого порошкообразного вещества.
Согласно информации на этике (упаковке) в составе продукта содержится никотин, способ употребления: положить под губу. На этикетке (маркировке) вышеизложенной продукции отсутствует информация о наименовании пищевой продукции, единый знак обращения продукции на рынке государств, а так же на вышеуказанную продукцию не были представлены документы, подтверждающие качество и безопасность.
Административный орган пришел к выводу, что продаваемый Предпринимателем товар реализуется без полной информации о пищевой продукции для потребителя, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций (этикетка, ярлык, листок-вкладыш), а именно: - отсутствует информация на маркировке, а именно единый знак обращения продукции на рынке государств - ЕАС, сведения условия хранения, сроки годности данной продукции, состав пищи продукции, что является нарушением пунктов 1-2 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, - отсутствуют документы об оценке соответствия и товаро-сопроводительные документы, что является нарушением пункта 3 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Указанная продукция арестована административным органом и передана на ответственное хранение Предпринимателю, что отражено в протоколе наложения ареста от 27.12.2019.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 17.01.2020 N 06/5986.
По факту выявленных нарушений Управлением 17.01.2020 в отношении Предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Протокол N 06/01 составлен в присутствии представителя предпринимателя, действующего на основании доверенности, который указал, что данная продукция оказалась на витрине по ошибке, халатности продавца.
На основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статья 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 названной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанными с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали, в том числе, угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
В соответствии сто статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300- 1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно статье 19 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством, в том числе: проведения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ) технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу указанного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам (хранения, перевозки), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011) - "пищевая продукция - продукты живо растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу...".
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что любая продукция по идентификационному признаку, способу применения путем жевания, рассасывания (за исключением лекарственных средств), в том числе никотинсодержащий продукт, является пищевой продукцией и относится к объектам технического регулирования, в том числе ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); 8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО); 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи (пункт 2 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011).
Согласно пунктам 13, 14 части 4.4 ТС "Требования к маркировке упакованной пищевой продукции для потребителей" компоненты (в том числе пищевые добавки, ароматизаторы), биологически активные добавки, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний и которые приведены в пункте 14 части 4.4 статьи, указываются в составе пищевой продукции независимо от их количества. Находящийся на реализации продукт с отсутствием установленной маркировки представляет собой угрозу для жизни и здоровья. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
В силу пункта 3.1 статьи 3 главы 1 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (утв. Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299) подконтрольные товары не должны оказывать вредного влияния на здоровье настоящего и будущего поколений, имущество граждан, среду обитания человека и окружающую среду.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности; не соответствуют представленной информации; не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно пункту 2 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, соответствующая требования настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действ" которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с главой 2 Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711 "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения" (далее - Решение N 711) единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза).
Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза.
Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническим регламентом Таможенного союза) процедуры оценки соответствия на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе (гл. 4 Решение N 711).
Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию (гл. 5 Решение N 711).
Отсутствие на продукции знака обращения на рынке может свидетельствовать о том, что товар перед выпуском в оборот не прошел проверку на соответствие показателям безопасности, предусмотренных требованиями ТР ТС, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровья человека.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в рамках внеплановой выездной проверки заявителем установлен факт реализации предпринимателем пищевой продукции в отсутствие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям.
При этом обстоятельства нахождения на реализации бестабачной никотинсодержащей продукции не оспаривается предпринимателем, подтверждается актом проверки и протоколом наложения ареста на товары.
Обосновывая возражения против выводов административного органа и суда первой инстанции, предприниматель указывает, что бестабачная никотиносодержащая смесь не относится к пищевой продукции, в отношении производства, торговли и оборота такой продукции технические регламенты не установлены.
Вместе с тем, указанные доводы получили надлежащую оценку со стороны суда первой инстанции.
Материалы проверочных мероприятий свидетельствуют о том, что обнаруженная в месте осуществления предпринимательской деятельности бестабачная никотиносодержащая смесь представляет собой никотиносодержащий продукт без содержания табака, без дыма, не относящийся к лекарственным средствам. Продукция упакована в пластиковые контейнеры в форме круглых коробок с крышками, где каждая коробка содержит пакетики из нетканого материала (смесь волокон вискозы и полиэтилентерефталата), в которых содержится порошковый никотиносодержащий продукт в виде альгинатной матрицы, смешанной с никотином и ароматизаторами. Употребление продукции производится путем ее рассасывания. Матрица после размещения пакета с продуктом в ротовой полости человека в течение определенного периода времени взаимодействия со слюной постепенно растворяется, благодаря чему никотин и ароматизаторы высвобождаются, а использованный пакет удаляется из полости рта. Применяется в качестве продукта, заменяющего курительные табачные изделия, в качестве альтернативы электронным сигаретам.
Как разъяснено Евразийской экономической комиссией в письме от 20.12.2019 N НВ-3122/1, любая продукция, применяемая путем жевания, рассасывания (за исключением продукции, зарегистрированной в качестве лекарственных средств), в том числе содержащая никотин, является пищевой продукцией и, соответственно, объектом технического регулирования ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и должна следовать требованиям данного регламента.
Реализация некачественной и опасной продукции создает потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе способствует вовлечению несовершеннолетних в процесс потребления никотина.
Суд первой инстанции также установил, что согласно сертификата соответствия на жевательные смеси Corvus: - Corvus EXTREME, Corvus STRONG, Corvus LIGHT, Corvus Brutal, Corvus Joker, Corvus Flashorange, Corvus Hulk N РОСС RU.KA01.H00156 (срок действия с 29.04.2019 по 28.04.2022) данной продукции присвоен Код ОК 10.89.19, код ТН ВЭД России 210690980, сертификата соответствия на жевательную, сосательную смесь сухих трав, без содержания табака т.м. "BOSHKI" N РОСС КГ ПЩ01.Н12123 (срок действия с 30.09.2019 по 30.09.2022) данной продукции также присвоен Код ОК 10.89.19.
Согласно "OK 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденный Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, код 10,89.19 относится к виду "продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки".
В соответствии с Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 код 210690980 находится в группе 21 разные пищевые продукты ('прочие').
Следовательно, в действиях предпринимателя имеются событие и состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина предпринимателя в совершении вменяемого административного правонарушения, выразилась в том, что, Гусейнова Е.А., осуществляя предпринимательскую деятельность, имела возможность и была обязана соблюдать нормы действующего законодательства по обеспечению соответствия качества продукции установленным требованиям технических регламентов и санитарно-эпидемиологических правил, но не сделала это.
Доказательств невозможности соблюдения предпринимателем требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от неё требовалась, в материалах дела не имеется.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично - правовых обязанностей.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Суд первой инстанции правомерно установил отсутствие оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Допущенное предпринимателем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области предпринимательской деятельности, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, нарушает права потребителей, несет угрозу причинения вреда здоровью.
В данном случае суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку отсутствует совокупность условий, позволяющих произвести замену штрафа на предупреждение вследствие того, что выявленное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Апелляционный суд отклоняет довод апеллянта об отмене назначенного штрафа, поскольку согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения также подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
Санкция части 2 статьи 14.43 Кодекса предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ и отягчающих административную ответственность, не установлено, административное правонарушение совершено предпринимателем впервые.
С учетом указанного, а также приняв во внимание обстоятельства дела, суд первой инстанции определил в качестве подлежащего применению в настоящем случае наказания административный штраф в минимальном размера в рамках положений части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Оснований для применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного штрафа ниже низшего предела судом, в силу прямого указания поименованной нормы и размеров предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ санкции, не усматривается.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Ссылка апеллянта на судебную практику апелляционным судом не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и приведенного довода, не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-826/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гусейновой Елены Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-826/2020
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК
Ответчик: Гусейнова Елена Анатольевна