г. Москва |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А40-247161/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Газпромнефть-Логистика"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2020 г. по делу N А40-247161/19
по заявлению ООО "Газпромнефть-Логистика"
к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене предписания,
при участии:
от заявителя: |
Смыслова Е.М. по дов. от 09.01.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Логистика" (далее - Заявитель, ООО "ГПН-Логистика", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Заинтересованное лицо, МТУ Ростехнадзора, Управление) о признании незаконным и отмене пункта 1 Предписания от 16.08.2019 г. N 3.1- 66.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2020 г. в удовлетворении заявления ООО "ГПН-Логистика" отказано.
ООО "ГПН-Логистика" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "ГПН-Логистика" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
МТУ Ростехнадзора, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ГПН - Логистика" проводилась с целью контроля проверки ранее выданного предписания от 30.04.2019 г. N 3.1-13/1-19 (срок до 30.07.2019 г.).
Проверкой установлено невыполнение ООО "ГПН-Логистика" в установленный предписанием срок пункта 1 предписания от 30.04.2019 г. N 3.1-13/1-19, а именно:
- отсутствует утвержденная проектная документация с указанием сооружений, устройств. Механизмов и оборудования железнодорожных путей N N 22. 44А, 57.
ООО "ГПН-Логистика" выдано новое предписание от 16.08.2019 г. N 3.1-66 со сроком устранения - до 15.11.2019 г., в связи с неисполнением которого выдано оспариваемое предписание от 12.12.2019 г. N 3.1-102.
Отказывая в признании ненормативного акта незаконным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 119-ФЗ) промышленная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
16 августа 2019 года при составлении Акта проверки от 16.08.2019 г. N 3.1.-66 и вынесении Предписания от 16.08.2019 N 3.1-66 при выявлении нарушения - отсутствие утвержденной проектной документации с указанием сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожных путей NN 22, 44А, 57, установлено нарушение части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ в части обязательного соблюдения организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности иметь проектную документацию на железнодорожные пути необщего пользования не соответствует положениям статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), пункту 17 раздела IV Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 г. N 286 (далее - Правила N 286), части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 2.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 г. N 96 (далее - ФНП N 96), Технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" TP ТС 003/2011 (далее - TP ТС 003/2011), так как должны соответствовать утвержденной проектной и технической документации.
При осуществлении идентификации опасного производственного объекта Обществом были выявлены признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов (пункт 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (с изменениями на 9 апреля 2018 года), утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года N 495).
Одним из технологических процессов, обладающим признаком опасности, определенных Обществом при идентификации ОПО "Участок транспортирования опасных веществ (Московский центр отгрузки нефтепродуктов)", per. N А01-12028- 0006 (I класс опасности) по адресу: район Капотня, 2-й квартал, д. 1, г. Москва, 109429, является процесс транспортирования опасных веществ по железнодорожным путям необщего пользования N 22, 44А, 57.
Пункт 2.1 ФНП N 96 определяет, что разработка технологического процесса, разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применение технологического оборудования, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты должны быть обоснованы в проектной документации. ФНП N 96 устанавливают требования промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности, к которым относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, тexничecкoe перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасных производственных объектов (пункт 1.3).
В силу статьи 2 Закона N 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договора или выполнения работ для собственных нужд.
Основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к ним железнодорожным путям общего пользования, установлены статьей 16 Закона N 17-ФЗ.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях необщего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
В силу части 4 статьи 16 Закона N 17-ФЗ у каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.
Приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 г. N 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 Правил N 286 настоящие правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подъездного состава, а также определяет действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта общего и необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт). Настоящие правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (далее работники железнодорожного транспорта). Сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должны иметь на них техническую документацию (пункт 17 Правил N 286).
Частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В статье 4 "Требования безопасности" TP ТС 003/2011, действия которого распространяться на инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования, установлено, что при проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должна оцениваться степень риска расчетным, экспериментальным и экспертным путем, в том числе по1 данным эксплуатации аналогичных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции. Безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должна обеспечиваться путем: осуществления комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции; применения апробированных технических решений; установления назначенных сроков службы и (или) ресурсов продукции, а также проведения технических обслуживании и ремонтов с необходимой периодичностью; проведения комплекса расчетов, основанных на апробированных методиках; выбора материалов и веществ, применяемых при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке 5 и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции в зависимости от параметров и условий эксплуатации; установления критериев предельных состояний; соблюдения требований проектной документации с контролем посредством авторского надзора, осуществляемого проектировщиком; определения условий., и способов утилизации продукции; проведения оценки соответствия продукции.
Таким образом, в силу приведенных положений наличие проектной документации железнодорожных путей необщего пользования является обязательным требованием для владельцев таких путей.
При этом положения указанных норм о необходимости наличия у владельцев также технической документации, технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений, не отменяет обязанности осуществлять строительство и дальнейшую эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с проектной документацией.
В связи с изложенным доводы заявителя об отсутствии у него обязанности иметь проектную документацию в силу требования части 4 статьи 16 Закона N 17-ФЗ иметь в наличии, технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений отклоняются.
Что касается привлечения к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ генерального директора Общества, то генеральный директор, как единоличный исполнительный орган Общества, несет ответственность за деятельность юридического лица.
Согласно части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно письму МТУ Ростехнадзора от 25 августа 2016 года N 08-00-16/396 "Об экспертизе промышленной безопасности железнодорожных путей необщего пользования" основные требования к объектам обосновываются и определяются с учетом особенностей технологических процессов, факторов опасностей и анализа рисков при эксплуатации объектов, в проектной и проектно-конструкторской документации, с подтверждением принятых решений, в установленных случаях, результатами соответствующих испытаний, расчетов, экспертиз, процедур сертификации и иных необходимых и достаточных по условиям безопасности мероприятий, с учетом нормативных требований, а также указаний, содержащихся в технических заданиях, технических условиях и иных документах, регламентирующих условия проектирования, изготовления, приемки, поставки, ремонтов, монтажа, эксплуатации и обслуживания эксплуатируемого оборудования, зданий, сооружений, объектов.
Ранее выданное предписание от 31 января 2019 года N 3.1-01/1-19 ООО ГПН "Логистика" не оспаривалось.
Постановлением от 31.05.2019 г. N 3.1/155/19 ООО "ГПН - Логистика" привлечено по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от 31 января 2019 года N 3.1-01/1-19. Постановление Обществом не оспаривалось и вступило в силу.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое Предписание вынесено при наличии к тому оснований, несоответствие их законодательству не установлено, в связи с чем последние не могут нарушать права и законные интересы заявителя.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания оспариваемый в части предписаний незаконными (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежали.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем Предписания МТУ Ростехнадзора от 16.08.2019 г. N 3.1- 66 незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.02.2020 по делу N А40-247161/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-247161/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЛОГИСТИКА"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ