Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2020 г. N Ф02-4769/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А33-2106/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тоцким В.А.,
при участии:
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Лина плюс"): Антонова А.А., представителя по доверенности от 01.06.2020, Юрьева А.О., представителя по доверенности от 18.06.2016,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" марта 2020 года по делу N А33-2106/2020,
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (ИНН 5406541225, ОГРН 1095406025428, далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лина плюс" (ИНН 2466159872, ОГРН 1152468009760, далее - ответчик, общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 марта 2020 года в удовлетворении заявления отказано. Алкогольная продукция в количестве 17 единиц направлена на уничтожение.
Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его изменить, исключив из мотивировочной части выводы относительно отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административный орган указывает на то, что производственный характер выявленных несоответствий продукции требованиям ГОСТ 55292-2012 не освобождает общества от административной ответственности, поскольку его вина в данном случае заключается в неосуществлении должного производственного контроля за качеством реализуемой продукцуии.
От общества в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось.
В судебном заседании представители ответчика изложили возражения на апелляционную жалобу, просили суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, не возразили в отношении рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц.
Заявитель, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. В Третий арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство вх. N 14268/2020 от 09.07.2020 от заявителя о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно материалам рассматриваемого дела, на основании информации, полученной из Росалкогольрегулирования письмами от 01.03.2018 N 3368/02-02, от 07.03.2018 N 3708/02-02 и задания от 11.03.2019 N 25 на проведение мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, утвержденного заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление) О.Н. Лубенец, направленных на выявление и пресечение нелегального производства и оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, сотрудником Управления проведены мероприятия по анализу информации, содержащейся в федеральных государственных информационных системах: Сервер отчетов "SQL Server Reporting Services" (ЕГАИС), АИС "Электронный паспорт предприятия" (подсистема "Лицензирование"), Государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Личный кабинет Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в отношении организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции.
В результате проведенной работы установлено, что ООО "АРТОС ХАЙРЕСС" зафиксировало в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) производство пивных напитков, при этом не осуществляя фиксацию сведений о закупке и производстве пива, являющегося основным сырьем для их изготовления. Кроме того, отсутствует решение Росалкогольрегулирования о допустимости использования основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции без оснащения техническими средствами измерения и учета объема готовой продукции. Одним из получателей пивных напитков, произведенных ООО "АРТОС ХАЙРЕСС", является ООО "Лина Плюс".
По данным ЕГАИС по состоянию на 24.04.2019 остатки у ООО "Лина Плюс" пивных напитков производства ООО "АРТОС ХАЙРЕСС" составляют 611,25 дал (6897 шт.).
На основании изложенного, административный орган пришел к выводу, что ООО "Лина Плюс" осуществляет оборот (закупку, хранение) алкогольной продукции (пивных напитков), не соответствующей требованиям ГОСТ Р 55292-2012 и пункта 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ.
24.04.2019 в рамках дела об административном правонарушении N 6-04-29/144ю-2019, возбужденного в отношении ООО "Лина Плюс" по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, проведен осмотр торгового и складского помещений, расположенных по адресу: 660020, Красноярский край, г. Красноярск, ул. 1-й км. Енисейского тракта, помещение 3, в которых общество осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции на основании договора аренды от 01.01.2019 N 10-19, заключенного с ООО "Красстройсервис-2010", сроком действия 11 месяцев с момента принятия арендуемого помещения.
В ходе осмотра (протокол осмотра от 24.04.2019 N 6-04-29/144ю-2019 с приложением материалов фотосъемки) складского помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, обнаружена принадлежащая ООО "Лина Плюс" алкогольная продукция в количестве 42 бутылок без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, а именно:
N п/п |
Наименование продукции, крепость (%),, ГОСТ/ТУ |
Наименование и адрес изготовителя |
Дата розлива и срок годности |
Вид потреби- тельской тары и емк. л. |
Количество партии (штук) ЕГАИС/ фактически |
1 |
Пивной напиток "DRIVE лимон" 6,9 % ТУ 9184-001-21868429-13 |
ООО "Штиль" ИНН: отсутствует, КПП: отсутствует, адрес: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 77, стр. 5 |
15.03.2019 12 месяцев |
ПЭТ 1,49 |
6 |
2 |
Пивной напиток "DRIVE лимон-лайм" 6,9 % ТУ 9184-001-21868429-13 |
ООО "Штиль" ИНН: отсутствует, КПП: отсутствует, Адрес: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 77, стр. 5 |
15.03.2019 12 месяцев |
ПЭТ 1,49 |
6 |
3 |
Пивной напиток "DRIVE джинтоник" 6,9 % ТУ 9184-001-21868429-13 |
ООО "Штиль" ИНН: отсутствует, КПП: отсутствует, Адрес: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 77, стр. 5 |
13.03.2019 12 месяцев |
ПЭТ 1,49 |
18 |
4 |
Пивной напиток "DRIVE апельсин" 6,9 % ТУ 9184-001-21868429-13 |
ООО "Штиль" ИНН: отсутствует, КПП: отсутствует, Адрес: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 77, стр. 5 |
15.03.2019 12 месяцев |
ПЭТ 1,49 |
6 |
5. |
Пивной напиток "DRIVE персик" 6,9 % ТУ 9184-001-21868429-13 |
ООО "Штиль" ИНН: отсутствует, КПП: отсутствует, Адрес: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 77, стр. 5 |
15.03.2019 12 месяцев |
ПЭТ 1,49 |
6 |
ИТОГО: |
42 |
Согласно данным, содержащимся в ЕГАИС, производитель алкогольной продукции ООО "Штиль" не подключен к ЕГАИС, также в Федеральном реестре алкогольной продукции отсутствует информация о начале оборота алкогольной продукции производства ООО "Штиль" на территории Российской Федерации. На этикетках пивных напитков не указан идентификационный номер налогоплательщика производителя. На этикетке указан адрес производства: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 77, стр. 5.
Однако, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц по адресу: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 77, стр. 5, ООО "Штиль" не зарегистрировано.
В связи с изложенным административный орган пришел к выводу, что алкогольная продукция производства ООО "Штиль" была произведена неизвестными лицами из неустановленного сырья, в неизвестном месте.
В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении N 6-04-29/144ю-2019 на основании статьи 26.5 КоАП РФ, в соответствии с положениями статьи 27.10 КоАП РФ для проведения экспертизы на соответствие алкогольной продукции требованиям государственных стандартов, должностным лицом Управления был произведен отбор образцов для исследования и контрольных образцов пивных напитков, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 24.04.2019 N 6-04-29/144ю-2019.
N п/п |
Наименование продукции, крепость (%), НД на продукцию |
Наименование и адрес изготовителя |
Дата розлива и срок годности |
Вид потребительской тары и емк. л. |
Кол-во партии (штук) |
Кол-во для исследования |
Кол-во контрольных образцов |
1 |
Пивной напиток "DRIVE лимон" 6,9 % ТУ 9184-001-21868429-13 |
ООО "Штиль" ИНН: отсутствует, КПП: отсутствует, Адрес: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 77, стр. 5 |
15.03.2019 12 месяцев |
ПЭТ 1,49 |
6 |
5 |
0 |
2 |
Пивной напиток "DRIVE лимон-лайм" 6,9 % ТУ 9184-001-21868429-13 |
ООО "Штиль" ИНН: отсутствует, КПП: отсутствует, Адрес: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 77, стр. 5 |
15.03.2019 12 месяцев |
ПЭТ 1,49 |
6 |
5 |
0 |
3 |
Пивной напиток "DRIVE джинтоник" 6,9 % ТУ 9184-001-21868429-13 |
ООО "Штиль" ИНН: отсутствует, КПП: отсутствует, Адрес: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 77, стр. 5 |
13.03.2019 12 месяцев |
ПЭТ 1,49 |
18 |
5 |
5 |
4 |
Пивной напиток "DRIVE апельсин" 6,9 % ТУ 9184-001-21868429-13 |
ООО "Штиль" ИНН: отсутствует, КПП: отсутствует, Адрес: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 77, стр. 5 |
15.03.2019 12 месяцев |
ПЭТ 1,49 |
6 |
5 |
0 |
5 |
Пивной напиток "DRIVE персик" 6,9 % ТУ 9184-001-21868429-13 |
ООО "Штиль" ИНН: отсутствует, КПП: отсутствует, Адрес: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 77, стр. 5 |
15.03.2019 12 месяцев |
ПЭТ 1,49 |
6 |
5 |
0 |
ИТОГО: |
42 |
25 |
5 |
Образцы для исследования (25 бутылок) были направлены в экспертно-аналитический отдел (испытательную лабораторию) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу для проведения экспертизы на соответствие алкогольной продукции требованиям государственных стандартов и Федерального закона 171-ФЗ (протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 24.04.2019 N 6-04-29/144ю-2019, определение о назначении экспертизы от 24.04.2019 N 6-04-29/144ю-2019).
Контрольные образцы (5 бутылок) изъяты и хранятся в АО "Росспиртпром" по адресу: г. Новосибирск, ул. Приграничная, д. 1.
Оставшаяся алкогольная продукция на основании статьи 27.10 КоАП РФ в количестве 12 бутылок была изъята в рамках административного производства по делу N 6-04-29/146ю-2019, возбужденному в отношении ООО "Лина Плюс" по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и хранится в АО "Росспиртпром" по адресу: г. Новосибирск, ул. Приграничная, д. 1 (протокол изъятия товаров и иных вещей от 25.06.2019 N 6-04-29/146ю-2019).
Согласно экспертному заключению от 08.07.2019 N Эз9-29 и протоколу испытаний от 08.07.2019 N 0226/2019-0230/2019 образцам был присвоен идентификационный номер (шифр)
N п/п |
Наименование продукции |
Идентификационный номер (шифр) |
1 |
Пивной напиток "DRIVE лимон", 6,9% |
0226/2019 |
2 |
Пивной напиток "DRIVE лимон-лайм", 6,9% |
0227/2019 |
3 |
Пивной напиток "DRIVE джин-тоник", 6,9% |
0228/2019 |
4 |
Пивной напиток "DRIVE апельсин", 6,9% |
0229/2019 |
5 |
Пивной напиток "DRIVE персик", 6,9% |
0230/2019 |
Согласно экспертному заключению экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) по Республике Крым и г. Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу N Эз9-29 от 08.07.2019 и протоколам испытаний N 0226/2019-0230/2019 от 08.07.2019, представленные на испытания образцы алкогольной продукции:
- не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по органолептическим и физико-химическим показателям;
- предположительно можно отнести к напиткам слабоалкогольным, так как данные объекты исследования не содержат продукты брожения, характерные для пива и не могут относиться к пивным напиткам.
Органолептические показатели
Наименование показателя |
Допустимый уровень |
Фактическое значение |
Образцы |
Внешний вид |
Прозрачная пенящаяся жидкость без осадка и посторонних включений |
Мутная жидкость без осадка и посторонних включений |
0226/2019 0227/2019 0228/2019 0229/2019 0230/2019 |
Вкус и аромат |
Сброженного солодового напитка с хмелевой горечью и ароматом |
Вкус и аромат сброженного солодового напитка отсутствуют |
0226/2019 0227/2019 0228/2019 0229/2019 0230/2019 |
Цвет |
От светло-соломенного до темно-коричневого |
Бесцветный |
0228/2019 |
Физико-химические показатели
Наименование показателя |
Допустимый уровень |
Фактическое значение |
Образцы |
Погрешность измерений |
НД на метод испытаний |
Объемная доля этилового спирта, % об., не более |
6,9 |
6,0 6,3 6,1 6,5 |
0226/2019 0227-0228/2019 0229/2019 0230/2019 |
|
|
Пенообразование: высота пены (мм), пеностойкость (мин) сек, |
не менее 20,0 не менее 1,0 |
менее 10 мм менее 30 сек. |
0226/2019 0227/2019 0228/2019 0229/2019 0230/2019 |
- |
Во всех представленных образцах содержание массовой концентрации ацетона (мг/дм3) составляет от 0,37 до 1,53 мг/дм3, содержание которого не допускается в пивных напитках. Ацетон по своим свойствам относится к веществам умеренного класса токсичности.
Алкогольная продукция в общем количестве 17 бутылок, включая контрольные образцы, изъятая в рамках дела от 24.04.2019 N 6-04-29/144ю-2019, была изъята должностным лицом Управления согласно протоколу изъятия от 27.08.2019 N 6-04-29/234ю-2019 в рамках дела N6-04-29/234ю-2019 и передана на ответственное хранение в АО "Росспиртпром". Место хранения изъятой алкогольной продукции: г. Новосибирск, ул. Приграничная, д. 1
Поскольку согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС, ООО "Штиль" не зафиксировало сведения о закупке сырья (пива) и (или) сведения о производстве собственного пива, используемого в качестве сырья для изготовления пивных напитков, а ООО "Лина Плюс" не были представлены соответствующие товаросопроводительные документы, то, по мнению административного органа, качество, безопасность и прослеживаемость такой продукции не подтверждены.
Таким образом, административный орган пришел к выводу, что алкогольная продукция, произведенная ООО "Штиль" и оборачиваемая ООО "Лина Плюс", не содержит в своем составе пиво в объеме не менее 40 процентов объема готовой продукции, а следовательно не является пивными напитками, поскольку не соответствует требованиям пункта 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ и ГОСТ Р 55292-2012, что подтверждено Экспертным заключением от 08.07.2019 N Эз9-29.
Административным расследованием установлено, что в нарушение требований пункта 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 в части предоставления достоверных сведений по маркировке пищевой продукции, этикетки алкогольной продукции (пивных напитков), обнаруженной и изъятой у общества, содержат недостоверную информацию:
- о содержании объемной доли этилового спирта;
- о наименовании продукции, т.к. указанная продукция не является пивным напитком.
Следовательно, информация, содержащаяся на этикетках, обнаруженных у ООО "Лина Плюс" пивных напитков, по мнению административного органа вводит потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств продукции в части объемной доли этилового спирта и содержания в составе пива, при том что в образцах присутствует ацетон.
На основании вышеперечисленно, административный орган пришел к выводу, что осуществляя оборот (закупку, хранение) алкогольной продукции (пивных напитков), которая не соответствует требованиям пункта 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ и ГОСТ Р 55292-2012, ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ООО "Лина Плюс" нарушило обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, установленные пунктом 2 статьи 513 ГК РФ, Федеральным законом N 171-ФЗ, пунктом 2 статьи 3 и пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 29-ФЗ, ГОСТ Р 55292-2012, соответствующие целям предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей и соответствующие целям защиты жизни и здоровья граждан, создав угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
17.12.2019 главным специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкагольрегулирования по Сибирскому федеральному округу Демидовой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении N 6-04-29/234ю-2019 в отношении ООО "Лина Плюс" по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общество с ограниченной ответственностью "Лина Плюс" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя управления и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.50 КоАП РФ, Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 24.07.2009 N 27, протокол об административном правонарушении от 17.12.2019 N 6-04-29/234ю-2019 составлен должностным лицом управления в пределах предоставленных полномочий.
Протокол об административном правонарушении от 17.12.2019 N 6-04-29/234ю-2019 составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из положений статьи 25.1 КоАП РФ следует, что закон требует известить привлекаемое к ответственности лицо о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и допускает осуществление административным органом соответствующих процессуальных действий в отсутствие лица только при наличии у него информации о получении адресатом данного уведомления.
С учетом положений Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", отсутствие доказательств надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности. Фактическое отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении влечет невозможность реализации требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела административным органом (статья 24.1 КоАП РФ).
По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия, такое извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
В качестве доказательств надлежащего уведомления ООО "Лина Плюс" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалы дела представлено извещение о переносе явки для составления протокола об административном правонарушении юридического лица от 18.11.2019 N 6-04-29/234ю-2019, в котором указано по какому адресу и в какое время обществу необходимо явиться для составления протокола об административном правонарушении. Согласно почтовому уведомлению (идентификационный номер 80085542206437) заказное письмо не вручено адресату по причине истечения срока хранения.
Согласно сведениям, размещенным на сайте Почта России, почтовое отправление с идентификационным номером 80085542206437 принято в отделении связи 20.11.2019, 22.11.2019 - прибыло в место вручения, однако уже 28.11.2019 присвоен статус возврата отправителю по иным обстоятельствам, то есть возврат письма осуществлен с нарушением установленного срока на 2 дня. Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом УФПС Красноярского края от 13.02.2020 N ф24-12/1717 на определение суда от 28.01.2020 об истребовании доказательств.
Таким образом, административным органом не доказан факт соблюдения процедуры надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
Установленный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истек.
Как следует из протокола об административном правонарушении, обществу вменяется нарушение части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения заключается в нарушении изготовителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, реализации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, создавшем угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей.
Как следует из протокола об административном правонарушении и заявления о привлечении к административной ответственности, ООО "Лина Плюс" вменяется оборот пивных напитков с нарушением требований ГОСТа Р 55292-2012, а также маркировка произведенной продукции с нарушением требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, а также нарушение обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, установленные частью 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 171-ФЗ, пунктом 2 статьи 3 и пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 29-ФЗ, ГОСТ Р 55292-2012.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива относятся к алкогольной продукции.
Под напитками, изготавливаемых на основе пива (пивные напитки) понимается алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта (пункт 13.2 часть 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Согласно абзацу 11 пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей государственным стандартам.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, не соответствующая требованиям государственных стандартов, подлежит изъятию из незаконного оборота.
В соответствии с письмом Росстандарта от 21.12.2012 N АЗ-101-32/7667 О внедрении ГОСТ Р 55292-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки пивные. Общие технические условия" утверждённого Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1480-ст (далее - ГОСТ Р 55292-2012) внедрение стандарта имеет целью расширение ассортимента продукции с повышением требований к ее качеству и безопасности, тем самым обеспечивая определенный социальный эффект. Аналогичный международный стандарт отсутствует. До даты введения в действие национального стандарта (01.01.2014) вопрос о возможности его применения решается изготовителем самостоятельно.
В соответствии с предисловием к ГОСТ Р 55292-2012 правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8).
Раздел 8 ГОСТа Р 1.0-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" документы в области стандартизации применяют для достижения целей стандартизации с соблюдением принципов, указанных в разделах 3 и 4, в соответствии с назначением данных документов и областью их применения. Применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:
- организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация);
- нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации;
- соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил);
- указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.
Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1480-ст утвержден ГОСТ Р 55292-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки пивные. Общие технические условия". Настоящий стандарт распространяется на напитки, изготавливаемые на основе пива - пивные напитки.
В разделе 3 ГОСТ Р 55292-2012 приведен термин "пивной напиток" в соответствии пункт 13.2 часть 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ.
Пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 55292-2012 установлено, что пивные напитки изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям с соблюдением требований, установленных Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Пунктом 5.1.3 ГОСТ Р 55292-2012 определены физико-химические показатели, которым должны соответствовать пивные напитки, в том числе: массовая доля двуокиси углерода - не менее 0,40%; пенообразование - высота пены не менее 30 мм, пеностойкость - не менее 3 мин.
При этом исходя из экспертного заключения, характеристика изъятых у общества образцов продукции по органолептическим и физико-химическим показателям отличаются от величин, установленных ГОСТом Р 55292-2012. Информация, содержащаяся на этикетках алкогольной продукции (пивных напитков), вводит потребителей в заблуждение (в части объемной доли этилового спирта, о содержании в составе продукции пива, о наименовании продукции, так как продукция не является пивным напитком).
Вместе с тем, выявленное нарушение не образует состав вмененного административного правонарушения в действиях общества, являющего продавцом, а не производителем продукции.
Административный орган вменяет в вину обществу нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции, а именно требований ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", при наличии угрозы жизни и здоровью граждан при наличии в составе алкогольного напитка ацетона. Вместе с тем, данного обстоятельства недостаточно для квалификации действий общества по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела не следует, что несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов является следствием деяний самого общества (ненадлежащего хранения, реализации за пределами сроков годности и т.п.). ООО "Лина Плюс" производителем алкогольной продукции не является, осуществляет ее реализацию.
Исходя из экспертного заключения экспертно-аналитического отдела по Республике Крым и г.Севастополю МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу от N Эз9-29 от 08.07.2019 и протоколам испытаний N 0226/2019-0230/2019 от 08.07.2019, образцы алкогольной продукции не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по органолептическим и физико-химическим показателям. Следовательно, несоответствие продукции требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по физико-химическим показателям и органолептическим показателям допущено на стадии технологического процесса при изготовлении пивных напитков, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции.
Ссылки административного органа на то, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку общество при приобретении товара визуально не могло установить некачественность товара, в частности о фактическом содержании объемной доли этилового спирта, так как определить несоответствие доли этилового спирта фактической и указанной на этикетках - визуально продавец не может, равно как и не могло визуально выявить наличие ацетона в содержании указанной алкогольной продукции.
Учитывая недоказанность административным органом в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, у суда первой инстанции обосновано отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования заявителя о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что алкогольная продукция не может быть возвращена обществу для введения в гражданский оборот и подлежит уничтожению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
Рассмотрение апелляционной жалобы на решение суда об отказе в привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" марта 2020 года по делу N А33-2106/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2106/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "ЛИНА ПЛЮС"
Третье лицо: АО Управление Федеральной почтовой связи Красноярского края - филиала "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6858/2021
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4769/20
20.07.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2409/20
18.03.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-2106/20