город Воронеж |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А35-9389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Лесниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авентин-Ауто" на решение Арбитражного суда Курской области от 25.03.2020 по делу N А35-9389/2019 (судья Морозова М.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвентинАуто" (ИНН 3123204480, ОГРН 1093123015710) о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 19.09.2019 по делу N 046/06/69-521/2019,
третьи лица: ОБУ "Областной центр туризма", Комитет по управлению имуществом Курской области,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Авентин-Ауто": Козлитин И.А., представитель по доверенности от 24.09.2019;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: Чарочкина Т.Ю., представитель по доверенности от 08.11.2019;
от ОБУ "Областной центр туризма" и Комитета по управлению имуществом Курской области - представители не явились, надлежаще извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авентин-Ауто" (далее - ООО "Авентин-Ауто", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области, управление, антимонопольный орган) от 19.09.2019 по делу N 046/06/69-521/2019, а также о возложении обязанность принять меры по контролю исполнения законодательства в сфере контрактной системы, в том числе, обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку автомобиля (закупка N 0144200002419001075) и контракта от 24.09.2019 N 26, заключенного на основании результат указанного аукциона (с учетом уточнений).
Определением от 12.11.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное бюджетное учреждение "Областной центр туризма" (далее - ОБУ "областной центр туризма", заказчик) и Комитет по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет по управлению имуществом).
Решением Арбитражного суда Курской области от 25.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Авентин-Ауто" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что соответствие товара требованиям заказчика было подтверждено.
Комитетом по управлению имуществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором содержится просьба оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Авентин-Ауто" в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель антимонопольного органа возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
ОБУ "Областной центр туризма" и Комитета по управлению имуществом в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Решением Комитета по управлению имуществом утверждена Документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта с ОБУ "Областной центр туризма" на поставку автомобиля легкового, код 29.10.23.000 "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.
Извещение о проведении электронного аукциона и информация о закупке N 0144200002419001075 размещено 27.08.2019 на электронной площадке www.rts-tender.ru. Заказчиком является ОБУ "Областной центр туризма". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 436 666,70 руб.
В плане-графике закупки N 0144200002419001075, в извещении о проведении электронного аукциона и в части 37 аукционной документации установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 656.
В части 38 аукционной документации установлена обязанность предоставления участником закупки в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с частью 37 документации, а именно: копии инвестиционного контракта, заверенной руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта или акта экспертизы, выдаваемого Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно протоколу от 06.09.2019 N 1464 подведения итогов аукциона в электронной форме, в аукционе принимали участие:
ООО "Авентин-Ауто" (идентификационный номер 105749471) с суммой 3 161 733,26 руб.;
ООО "Ма Моторс" (идентификационный номер 105793848) с суммой 3 178 916,60 руб.;
ООО "Флит АП" (идентификационный номер 105795828) с суммой 3 333 566,66 руб.
Членами аукционной комиссии заявка с идентификационным номером 105749471 участника ООО "Авентин-Ауто" признана не соответствующей требованиям, установленным частями 37, 38 аукционной документации, в связи с непредставлением документов и информации, которые предусмотрены пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Так, не представлен документ, предусмотренный нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона - Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: копии инвестиционного контракта, заверенной руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта или акта экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, или копии этих документов.
Организатором закупки был сделан вывод о том, что представленный ООО "Авентин-Ауто" акт экспертизы от 22.01.2019 N 030/19 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не соответствует Положению о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 25.08.2014 N 64 (Приложение N 2 к Приказу) и форме акта экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленной Приложением N 3 к Положению о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
В УФАС по Курской области поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОБУ "Областной центр туризма", выразившееся в неправомерном принятии решения о несоответствии заявки N 105749471 участника ООО "Авентин-Ауто" требованиям частей 37 и 38 аукционной документации.
По результатам проверки указанного обращения Комиссией по контролю в сфере закупок УФАС по Курской области с участием представителей заявителя и заказчика было принято решение по делу N 046/06/69-521/2019 о признании жалобы ООО "Авентин-Ауто" необоснованной.
Полагая решение УФАС по Курской области необоснованными и нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Курской области.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт. Также, суд устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 названного Закона, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 названного Закона, или копии этих документов.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 (далее - Постановление N656) установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе по коду 29.10.23.000 ОКПД2. Указанным Постановлением также определен перечень документов, которые участникам необходимо предоставить для подтверждения соответствия требованиям Постановления.
В силу пункта 2 Постановления N 656 подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719, и положениям абзацев четвертого - шестого подпункта "б" пункта 1 данного постановления является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-Промышленной Палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В качестве акта экспертизы участником представлен в составе второй части заявки годовой акт экспертизы от 22.01.2019 N 030/19, составленный Торгово-промышленной палатой Калужской области, сроком действия до 21.01.2020 (т. 1, л.д. 18-52).
В целях реализации Постановления N 656 Приказом ТПП России от 25.08.2014 N 64 утверждено Положение о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N 64), в соответствии с пунктом 1.1 которого акт экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой документ, выданный уполномоченной торгово-промышленной палатой участнику закупки, который подтверждает соответствие товаров требованиям, предусмотренным Постановлением N 656.
На основании пункта 3.1 Положения N 64 акты экспертизы выдаются уполномоченными торгово-промышленными палатами заинтересованным участникам закупок (заявителям) на товары, указанные в пунктах 1 - 3, 6 - 16, 18, 20 - 28, 30, 31, 33, 34, 38 - 40, 42 - 46, 50 - 55 перечня, предусмотренного приложением к Постановлению N 656. Указанные товары должны быть изготовлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к промышленной продукции в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренными приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".
Согласно пункту 3.2 Положения N 64, если иное не предусмотрено данным положением, акт экспертизы оформляется на основании первичного акта экспертизы, выполненного экспертами уполномоченной ТПП РФ, которая расположена в месте нахождения непосредственного производителя товара - объекта закупок (его филиала, обособленного подразделения). Указанные первичные акты экспертизы оформляются на постоянную номенклатуру товаров сроком на один год (далее - Годовые акты экспертизы).
В силу пункта 4.1 Положения N 64 для получения акта экспертизы участник закупки представляет в уполномоченную ТПП РФ заявление с просьбой о выдаче акта экспертизы, которое подписывается руководителем заявителя (участника закупок) или уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности или приказа (распоряжения) заявителя.
В заявлении указываются наименование и адрес заказчика (организатора закупки); идентификационный код закупки; наименование товара - объекта закупок (с указанием марки, модели, иной маркировки, необходимой для идентификации товара, а также с указанием кодов классификации по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), его количество, наименование и адрес производителя товара, другая информация, необходимая для оформления и выдачи акта экспертизы, а также запись заявителя о том, что он несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов (форма заявления приведена в приложении 2 к данному положению).
Заявлением также подтверждается, что в случае, если заявитель будет определен в качестве поставщика объекта закупки, то: поставляемый по контракту товар будет соответствовать требованию подпункта 7 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе; заявитель принимает на себя обязательство письменно уведомить уполномоченную торгово-промышленную палату об исполнении контракта на такую закупку в течение пятнадцати рабочих дней с момента его заключения.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения N 64 акт экспертизы составляется по форме, приведенной в приложении 3 к данному положению, согласно которой акт экспертизы помимо прочего должен содержать сведения о заявителе (участнике закупки), о заказчике закупки (организатор закупки), а также наименование товара и его количество. В пункте 8 "Заключение" акта указывается, что акт экспертизы составлен на основании Годового акта экспертизы (с указанием номера и даты), составленного (указывается уполномоченная торгово-промышленная палата, оформившая документ) и полученного из информационного ресурса ТПП РФ (указывается дата получения документа), или документа, указанного в абзаце 2 подпункта 4.2.2 пункта 4.2 раздела 4 данного положения. В случае отсутствия Годового акта экспертизы указывается, что акт экспертизы составлен на основании комплекта документов, представленных заявителем. Кроме того, содержится вывод о том, что товар, поименованный в пункте 6 акта, соответствует требованиям, предусмотренным постановлением Правительства N 656.
Из приведенных норм следует, что акты экспертизы выдаются заинтересованным участникам закупок торгово-промышленными палатами под каждую конкретную закупку.
Годовой акт является основанием, исходными данными для проверки товара на соответствие требованиям, предусмотренным постановлением Правительства N 656.
Указанный акт предполагает определенную ответственность заявителя по предоставлению информации в торгово-промышленную палату об исполнении контракта, предметом которого является поименованный в акте товар.
Аукционная комиссия обоснованно приняла решение о признании заявки ООО "Авентин-Ауто" не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, поскольку годовой акт экспертизы не является документом, достаточным для подтверждения соответствия товара требованиям Постановления N 656.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы по существу заявленных требований фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 25.03.2020 по делу N А35-9389/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9389/2019
Истец: ООО "АВЕНТИН-АУТО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Курской области, ОБУ "Областной центр туризма", 19 ААС