Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф05-17595/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А40-333934/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2020 по делу N А40-333934/19,
по заявлению ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества в г. Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Виноградова Е.А. по дов. от 22.10.2018; |
от ответчика: |
Фокина Н.С. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 27.09.2019 г. N 77/011/223/2019-4551 об отказе в государственной регистрации договора аренды, заключенном между Российской Федерацией и ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0006007:5, площадью 479337 кв.м., расположенного по адресу: Киевское направление железной дороги участок N2 (ЗАО); возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности внести в ЕГРН запись о государственной регистрации договора аренды заключенном между Российской Федерацией и ОАО "РЖД" от 09.02.2015 NД-22/ДА2015-5-3 на земельный участок площадью 479337 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0006007:5, расположенным по адресу: Киевское направление железной дороги участок N 2 (ЗАО).
Решением суда от 18.03.2020 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции, и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо считает, что отказ в государственной регистрации был правомерен. Предоставленный в аренду земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности иным лицам, не соответствует действующему законодательству. При этом заключение договоров субаренды не свидетельствует о соблюдении прав этих собственников.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда, просил его оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и заинтересованное лицо, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ТУ Росимущества в г. Москве и ОАО "РЖД" был заключен договор аренды N Д-22/ДА2019-5-з от 09.02.2015 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006007:5, являющегося федеральной собственностью, площадью 479 337 кв.м., расположенного по адресу: Киевское направление железной дороги участок N2 (ЗАО) с видом разрешенного использования - эксплуатация и развитие железных дорог.
Границы земельного участка определены в кадастровом паспорте земельного участка, являющегося неотъемлемой частью договора. ОАО "РЖД" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации указанного выше договора аренды.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 24.06.2019 N 77/011/223/2019- 4551 государственная регистрация была приостановлена.
Впоследствии уведомлением Управления Росреестра по Москве от 27.09.2019 г. N 77/011/223/2019-4551 в государственной регистрации договора аренды было отказано.
Указанное уведомление мотивировано неустранением заявителем причин, препятствующих государственной регистрации.
Также, как следует из оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, Управление Росреестра по Москве не усматривает оснований для отнесения данного земельного участка к ограниченным в обороте, полагая, что представления всего земельного участка в аренду ОАО "РЖД" невозможно в связи с расположением на нем недвижимого имущества третьих лиц (нежилые здания с кадастровыми номерами: 77:07:0006007:1005, 77:07:0006007:1011, 77:07:0006007:1085), а также объекты недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют зарегистрированные в порядке, предусмотренном Законом права (например объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0006007:1065, 77:07:0006007:1066, 77:07:0006007:1067, 77:07:0006007:1002, 77:0006007:1002, 77:07:0006007:1001).
Поскольку на основании представленного в Управление договора аренды от 09.02.2015 N Д-22/ДА2015-5-3 ОАО "РЖД" передается в аренду весь земельный участок, площадью 479337 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0006007:5, следовательно, во владение и пользование или в пользование в форме аренды к ОАО "РЖД" поступают и части вышеуказанного земельного участка занятые зданиями (строениями) и сооружениям, не принадлежащими ОАО "РЖД", а принадлежащими на праве собственности иным лицам, которым они необходимы для эксплуатации принадлежащих им вышеуказанных объектов недвижимости (объектов капитального строительства).
Заявитель, посчитав указанное решение Управления Росреестра по Москве от 27.09.2019 г. N 77/011/223/2019-4551 об отказе в государственной регистрации договора аренды незаконным, обратился в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на несоответствие решения действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с п.п. 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25.08.1995 N 153-ФЗ к землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.08.1995 N 153-ФЗ размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций.
В соответствии с п. 2 ст. 90 Земельного кодекса РФ порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством РФ было принято Постановление от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог", которым утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог (далее - Правила).
Согласно п. 2 указанных Правил границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
При этом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что ограничены в обороте магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте, малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение; информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и систему управления перевозками.
Данные объекты могут находиться только в собственности ОАО "РЖД" или федеральной собственности.
Между тем, как следует из материалов дела, на земельном участке полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 77:07:0006007:5 расположено сооружение производственно-технологический комплекс Московско-Киевской дистанции пути запись регистрации N 77-01/30-908/2003-643 от 23 марта 2004 г., в состав которого входят верхние строения главного пути Москва-Малоярославец (магистральный путь), главные пути узла Бекасово с ветвями (магистральные пути), послы электрической централизации объекты локомотивного и вагонного хозяйства и другие объекты железнодорожного транспорта, расположение которых на земельном участке полосы отвода железной дороги, относит данный земельный участок к ограниченным в обороте.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" установлено, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ землепользование в России платное и формами платы являются соответствующий налог и арендная плата. Между тем, как обоснованно указывает заявитель, земельные отношения на указанные в оспариваемом отказе Управления Росреестра по Москве объекты недвижимого имущества не оформлены.
Объекты с кадастровыми номерами 77:07:0006007:1005, 77:07:0006007:1011, 77:07:0006007: 1085 введены в эксплуатацию с 1954 по 2000 г.г., поставлены на кадастровый учет в период с 2012 по 2013 г.г. и до настоящего времени земельные участки под зданиями для эксплуатация указанных объектов не оформлены в нарушение п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ.
При этом, каких-либо доказательств в опровержение вышеуказанных доводов заявителя, а равно доказательств в подтверждение доводов о том, что на указанные в оспариваемом отказе Управления Росреестра по Москве объекты недвижимого имущества оформлены права третьих лиц заинтересованным лицом не представлено.
Также в оспариваемом решении Управления Росреестра по Москве в качестве причины отказа указано на расположенные на земельном участке объекты, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения о правах.
Между тем, в пояснительной записке, представленной в Управление ОАО "РЖД" было указано, что данные объекты входят в сооружение производственно-технологический комплекс Московско-Киевской дистанции пути, и учтенные в настоящее время в ЕГРН как самостоятельные.
Указанные объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами принадлежат ОАО "РЖД": 77:07:0006007:1065 сооружение - водопроводная сеть лит. 170), 77:07:0006007:1066 (сооружение - водопроводная сеть лит. 148), 77:07:0006007:1067 (сооружение - канализационная сеть лит. 149), 77:07:0006007:1001 (пост электрической централизации лит.2.15 инв. N 45:268:002:000129700, зарегистрирован в ЕГРН за номером N77-77-22/044/2011-455), 77:07:0006007:1002 (кладовая бригадира пути N9 лит.2.25 инв.N 45:268:002:000129700, зарегистрирован в ЕГРН 18.01.2012 за номером N77-77-22/044/2011- 536).
Каких-либо доказательств в опровержение вышеуказанных доводов заявителя заинтересованным лицом не представлено.
Кроме того, как указывает государственный регистратор, Земельный кодекс РФ не содержит запрета передачи в аренду гражданам и юридическим лицам свободных земельных участков в полосах отвод железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта в определенных целях и с учетом безопасности движения, установленных федеральными законами.
Одновременно, Земельный кодекс РФ не содержит запрета передавать указанные участки, необходимые для эксплуатации зданий, строений, сооружений в субаренду.
Напротив, положения п. 4 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и переданных ОАО "РЖД", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 246 от 29.04.2006 г. устанавливает обязательство арендатора передавать часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, а также лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию линейных сооружений, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка.
Однако, как обоснованно указывает заявитель, собственники объектов с кадастровыми номерами 77:07:0006007:1005, 77:07:0006007:1011, 77:07:0006007: 1085 никаких действий по заключению договоров аренды с 2012- 2013 года (с даты постановки объектов на кадастровый учет) не предпринимают. Между тем, данные обстоятельства препятствуют оформлению земельных отношений между ОАО "РЖД" и Территориальным управлением Росимущества во исполнение положений Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ N 246 от 29.04.2006 г.
При этом договоры субаренды частей земельных участков с третьими лицами могут быть заключены после государственной регистрации договора аренды ОАО "РЖД" с собственником земельного участка - Российской Федерацией, отказ в которой нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД" и Российской Федерации, поскольку препятствует закреплению в ЕГРН права аренды ОАО "РЖД" на земельный участок полосы отвода железной дороги.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу, о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве от 27.09.2019 г. N 77/011/223/2019-4551 об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0006007:5, являющийся федеральной собственностью, площадью 479 337 кв.м., расположенный по адресу: Киевское направление железной дороги участок N 2 (ЗАО) не соответствует действующему законодательству, поскольку оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды у Управления Росреестра по Москве в данном случае не имелось.
Кроме того, судом верно установлено, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", поскольку в отсутствие государственной регистрации договора аренды Российской Федерации на земельный участок полосы отвода не исполняется Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и принятые во исполнение данного закона "Правила пользования земельными участками" утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 264 в соответствии с которыми, земельные участки, являющиеся федеральной собственностью, предоставляются в аренду Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги".
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм права.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.03.2020 по делу N А40-333934/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-333934/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТУ Росимущества в г. Москве