Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2020 г. N Ф05-16269/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
22 июля 2020 г. |
дело N А40-232552/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 22.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2020 по делу N А40-232552/19
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
(ОГРН 1037739510423)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
третье лицо: ГКУ г. Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Москвы (ГКУ г. Москвы "УКРиС")
о признании незаконным решения и об обязании;
при участии:
от заявителя - Хабаров Д.С. по доверенности от 12.05.2020;
от заинтересованного лица - Панин А.А. по доверенности от 30.12.2019;
от третьего лица - Чернявская Л.В. по доверенности от 25.05.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2020 в удовлетворении заявленных Департаментом городского имущества г. Москвы требований о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное письмом от 10.07.2019 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - сооружение с кадастровым номером 77:19:0020205:464, расположенного по адресу: Москва, Троицк, 37 км. Калужского шоссе и об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве зарегистрировать право собственности г. Москвы недвижимого имущества - сооружение с кадастровым номером 77:19:0020205:464, расположенного по адресу: Москва, Троицк, 37 км. Калужского шоссе, отказано.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Государственное казенное учреждение г. Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы (ГКУ г. Москвы "УКРиС").
Представители Департамента и третьего лица в судебном заседании считают решение суда незаконным.
Представитель регистрирующего органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности г. Москвы на объект недвижимого имущества - сооружение с кадастровым номером 77:19:0020205:464, расположенного по адресу: Москва, Троицк, 37 км. Калужского шоссе.
Уведомлением Управления Росреестра по г. Москве от 10.07.2019 (том 1 л.д. 22 - 24) отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества на основании п. 10 ст. 40, п. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ссылаясь на представление Департаментом правоустанавливающего документа на земельный участок, а именно: копии договоров безвозмездного пользования земельным участком от 18.07.2016 N М-12-609206 и от 14.10.2015 N М-12-608456, на котором расположен объект недвижимости, в нарушение указанных норм и на отсутствие в материалах регистрационного дела документов, позволяющих ознакомиться государственному регистратору с уставной деятельностью Государственного казенного учреждения г. Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы (ГКУ г. Москвы "УКРиС").
Полагая, что вынесенное решение является не законным, нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения действующему законодательству.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы регистрирующим органом установлено, что к государственной регистрации права собственности г. Москвы заявлено сооружение (водопровод); назначение - 10) сооружение коммунального хозяйства, протяженностью 126 м.; год ввода в эксплуатацию 2018; расположенное по адресу: Москва, Троицк, 37 км. Калужского шоссе.
К заявлению о регистрации Департаментом приложена только доверенность.
Правоустанавливающие или иные документы в материалы реестрового дела не представлены.
В заявлении имеется ссылка на реестровое дело N 77/017/213/2019-2698, в котором как указывает заявитель, имеются необходимые документы.
В реестровое дело N 77/017/213/2019-2698, на которое ссылается заявитель, представлены документы, касающиеся строительства административного здания в виде Многофункционального центра предоставления государственных услуг.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения права собственности на недвижимое имущество.
Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации предусмотрен п. 2 ст. 14 Закона о недвижимости, в частности установлено, что такими основаниями являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (картаплан территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 40 Закона о недвижимости, государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на представлении им в регистрирующий орган договоров безвозмездного пользования земельным участком от 18.07.2016 N М12-609206 и от 14.10.2015 N М-12-608456.
Договоры безвозмездного пользования представлены в реестровое дело N 77/017/213/2019-2698 с пакетом дополнительных документов по заявлению N 77/017/213/2019-7677 от 01.04.2019.
Вместе с тем, из описи представленных документов следует, что договоры безвозмездного пользования представлены заявителем в регистрирующий орган в копиях.
Подлинники данных документов в распоряжении Управления отсутствуют, что является нарушением норм ч. 3 ст. 21 Закона о недвижимости, в соответствии с которой, необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме.
Из представленных договоров следует, что Департаментом предоставляет ГКУ г. Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Москвы земельный участок с кадастровым N 50:54:0020205:104 исключительно для целей реализации уставной деятельности.
Согласно актуальным сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:54:0020205:104 отсутствуют зарегистрированные права; вид разрешенного использования - общественное управление (3.8) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
Указанный вид разрешенного использования изменен и присвоен данному земельному участку в 2015 на основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 28.10.2015 N б/н.
С учетом изложенного, установленный уполномоченным органом вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:54:0020205:104 не соответствует осуществляемой на нем деятельности, проводимой в период с 2016 - осуществление строительства нежилого здания в виде Многофункционального центра.
Зарегистрированные права на указанный земельный участок в ЕГРН отсутствуют.
Документы, позволяющие ознакомиться государственному регистратору с уставной деятельностью учреждения (третье лицо), которому предоставлялся в безвозмездное пользование для целей реализации уставной деятельности, земельный участок с кадастровым номером 50:54:0020205:104 отсутствуют в материалах реестрового дела.
В виду изложенного, а также исходя из наименования ГКУ г. Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Москвы у регистрирующего органа возникли сомнения в правомочности строительства учреждением нежилого здания, а также обеспечивающих сооружений к нему, в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
В целях получения дополнительной информации по делу государственным регистратором направлен запрос в адрес УФНС России по г. Москве.
Ответ на запрос до момента принятия решения об отказе (в период до 10.07.2019) в адрес регистрирующего органа не поступил.
Ответ на запрос из Федеральной налоговой службы поступил в адрес регистрирующего органа 26.08.2019, то есть после истечения трехмесячного срока приостановления регистрационных действий и принятия соответствующего решения об отказе.
Из поступившего ответа Федеральной налоговой службы от 25.07.2019 N 12- 12/131460@ следует, что запрос о предоставлении соответствующих сведений из ЕГРЮЛ перенаправлен в ИФНС России N 5 по г. Москве.
Ответ на запрос из ИФНС России N 5 по г. Москве до настоящего времени в адрес управления не поступил.
Таким образом, регистрирующим органом выполнена обязанность по проведению правовой экспертизы и самостоятельному получению сведений, необходимых для осуществления регистрационных действий, в порядке межведомственного взаимодействия.
Вместе с тем, спорное сооружение введено разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.2018 N 77-227000-135-2018, выданным Администрацией городского округа Троицк в г. Москве.
Ранее в отношении данного объекта недвижимого имущества, Администрацией городского округа Троицк в г. Москве выдано разрешение на строительство N 77227000-113-2016 от 28.07.2016, сроком действия до 30.11.2016, тогда как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано уже после истечения срока действия разрешения на ввод в эксплуатацию - 28.12.2018.
Сведения о правомерности строительства в указанный период отсутствуют.
При проверке сведений информационного ресурса ИАС УГД отсутствуют сведения о продлении разрешения на строительство.
Данные обстоятельства явились основанием для приостановления государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества в соответствии с п. п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости на срок до устранения причин, препятствующих регистрации, но не позднее 10.07.2019.
Согласно ст. 27 Закона о недвижимости в осуществлении государственной регистрации прав отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.
В силу ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия с учетом документов и материалов, которые были положены в основу оспариваемого акта.
С учетом изложенного, оспариваемое решение, оформленное уведомление от 10.07.2019 об отказе в государственной регистрации права собственности соответствует действующему законодательству.
Вместе с тем, Департамент не лишен возможности повторно обратиться в регистрирующий орган для проведения регистрационных действий после устранения допущенных нарушений и представления всех необходимых документов.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2020 по делу N А40-232552/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232552/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: "Укрис"
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16269/20
22.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21806/20
12.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-232552/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-232552/19