г. Санкт-Петербург |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А56-130317/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14345/2020) ИП Ивановой Натальи Александровны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2020 по делу N А56-130317/2019 (судья Нефедова А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску ПАРФЮМ КРИСТИАН ДИОР в лице ООО "ТКМ"
к ИП Ивановой Наталье Александровне
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Истец - Парфюм Кристиан Диор в лице общества с ограниченной ответственностью "ТКМ" (далее - Общество), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ответчику - индивидуальному предпринимателю Ивановой Наталии Александровне (далее - Предприниматель) о взыскании 80 000 руб. в т.ч. 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 39111, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 6918, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 789174, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 1106735, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 1106734, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 18318, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 853501, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 607139, а также 3 200 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С Предпринимателя в пользу Общества взыскано 80 000 руб. в т.ч. 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 39111, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 6918, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 789174, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 1106735, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 1106734, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 18318, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 853501, 10 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 607139, а также 3 200 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, снизив размер компенсации.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Северо-Западному округу 15.04.2018 в ходе осмотра торгового помещения, по адресу: полоса отвода ж/д станции Удельная, вдоль Фермерского шоссе от переезда на Скобелевском проспекте до переезда на Поклоногорской улице (8 км ПК 7 + 191 м - 9 км ПК 6 + 24 м) установлено, что в помещении, арендуемом индивидуальным предпринимателем Ивановой Натальей Александровной, реализуется в розницу следующая продукция: наручные часы, парфюмерная продукция с надписью "CalvinKlein", "DiorAddict", "DiorAddict 2", "MissDior".
За данное нарушение 21.09.2018 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение по делу N А56-79644/2018 о привлечении ИП Ивановой Н.А. к административной ответственности по ч.2 ст. 14.10 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А56-79644/2018 установлена вина ИП Ивановой Н.А. в реализации и предложении к продаже парфюмерной продукции, маркированной товарными знаками, принадлежащих правообладателю Компании "Кристиан Диор" ("Parfums Christian Dior").
Товарный знак DIOR зарегистрирован Федеральной службой по интеллектуальной собственности РФ (Роспатентом) в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, выдано свидетельство о регистрации товарного знака на территории РФ N 39111 (действует до 24.04.2029) в отношении товаров класса МКТУ 3 (парфюмерия).
Товарный знак CHRISTIAN DIOR зарегистрирован Федеральной службой по интеллектуальной собственности РФ (Роспатентом) в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, выдано свидетельство 3 А56-130317/2019 о регистрации товарного знака на территории РФ N 6918 (действует до 06.08.2022) в отношении товаров класса МКТУ 3 (парфюмерия).
Товарный знак DIOR ADDICT зарегистрирован в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), выдано свидетельство о регистрации товарного знака N 789174 (действует до 27.08.2022) в отношении товаров классов МКТУ 3 (парфюмерия).
Товарный знак ADDICT ТО LIFE зарегистрирован в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), выдано свидетельство о регистрации товарного знака N 1106735 (действует до 03.10.2021) в отношении товаров классов МКТУ 3 (парфюмерия).
Изобразительный товарный знак Dior Addict to life Dior зарегистрирован в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), выдано свидетельство о регистрации товарного знака N 1106734 (действует до 03.10.2021) в отношении товаров классов МКТУ 3 (парфюмерия).
Товарный знак MISS DIOR зарегистрирован Федеральной службой по интеллектуальной собственности РФ (Роспатентом) в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, выдано свидетельство о регистрации товарного знака на территории РФ N 18318 (действует до 04.02.2023) в отношении товаров класса МКТУ 3 (парфюмерия).
Изобразительный товарный знак Miss Dior Cherie зарегистрирован в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), выдано свидетельство о продлении регистрации товарного знака N 853501 (действует до 06.05.2025) в отношении товаров классов МКТУ 3 (парфюмерия).
Товарный знак CD зарегистрирован в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), выдано свидетельство о регистрации товарного знака N 607139 (действует до 08.09.2023) в отношении товаров классов МКТУ 3 (парфюмерия).
Правовая охрана товарных знаков, зарегистрированных в ВОИС, распространяется на территорию Российской Федерации, как участницы Мадридского Союза, в силу положений Мадридского Соглашения (Мадрид, 14.04.1891), к которому Российская Федерация присоединилась как правопреемница СССР 01.07.1976, и Мадридского Протокола (Мадрид, 28.06.1989), в котором Россия участвует с 10.06.1997 г.
Обладателем исключительных прав на товарные знаки DIOR, CHRISTIAN DIOR, DIOR ADDICT, ADDICT TO LIFE, Dior Addict to life Dior, MISS DIOR, Miss Dior Cherie и CD является Компания Парфюмс Кристиан Диор (Parfums Christian Dior), 33, авеню Ош, 75008, Париж, Франция. Уполномоченным представителем правообладателя Компании Парфюмс Кристиан Диор на территории Российской Федерации является общество с ограниченной ответственностью "ТКМ", Б.Почтовая ул., д.36 стр.1, г.Москва.
Поскольку ответчиком при реализации указанных товаров нарушены исключительные права на товарные знаки, путем предложения к продаже и реализации товаров сходных до степени смешения с принадлежащим истцам товарным знакам компании обратились в Арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, отказав в удовлетворении ходатайства предпринимателя об уменьшении размера компенсации.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Согласно ст. 1252, 1515 ГК РФ защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака осуществляется путем предъявления требований о прекращении нарушения, об обязании нарушителя уничтожить контрафактные товары, этикетки, упаковки. Правообладатель также вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.
В соответствии п. 1 ст. 1229 и ст. 1484 ГК РФ никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя. Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках, ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1477, 1481 ГК РФ товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Под незаконным использованием понимается использование без разрешения правообладателя в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака и сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, в том числе на этикетках, упаковках товаров, в рекламе, на официальных бланках. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы вывесок.
В соответствии с п. 3 ст. 1484 ГК РФ противоправным является использование обозначений, создающих угрозу смешения. Для признания сходства обозначения достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков (обозначений) в глазах потребителя (соответствующая правовая позиция выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.07.06. по делу N 3691/06). Понятия тождественности и сходства определяются в п. 5.2 Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных Приказом Роспатента от 31.12.2009 N 197, сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.); сочетание цветов и тонов.
Согласно п. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 названного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 указанной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака, в том числе, на товарах, на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (п. 2 этой статьи).
Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Факт принадлежности истца исключительного права на товарные знаки, подтвержден материалами дела и ответчиком по существу не оспаривается (ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ).
Истец не передавал ответчику право на использование товарных знаков. В отличие от оригинальной продукции, на товаре отсутствуют указание на правообладателя. Доказательства, подтверждающие наличие у ответчика права на использование в предпринимательских целях указанных объектов интеллектуальной собственности, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Согласно пункту 4 названной статьи ГК РФ правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака (пункт 4 статьи 1515 ГК РФ).
Размер предъявленной истцами к взысканию в рамках настоящего дела компенсации в сумме 80 000 руб. определен в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ (10 000 рублей за нарушение в отношении каждого товарного знака).
Рассматривая дела о взыскании компенсации, суд, по общему правилу, определяет ее размер в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (абз. второй п. 3 ст. 1252), в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Низший предел размера компенсации, установленный ст. 1301 и 1515 ГК РФ, составляет 10 000 рублей.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 47 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от 23.09.2015, суд определяет размер компенсации не произвольно, а исходя из оценки представленных сторонами доказательств.
Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд учитывает, в частности, обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике), характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.), срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно), вероятные имущественные потери правообладателя, являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя, и принимает решение исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения (п. 62 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства и принимая во внимание такие обстоятельства, как характер допущенного нарушения и необходимость сохранения баланса прав и законных интересов сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о разумности, справедливости и соразмерности заявленного истцами размера компенсации в сумме 80 000 руб., за нарушение исключительных прав на восемь товарных знаков DIOR, CHRISTIAN DIOR, DIOR ADDICT, ADDICT TO LIFE, Dior Addict to life Dior, MISS DIOR, Miss Dior Cherie и CD, принадлежащих Компании Парфюмс Кристиан Диор по 10 000 руб. за каждый объект интеллектуальной собственности.
Ответчик факт нарушения исключительных прав истца на товарные знаки не оспорил.
Ссылка ответчика, что судом первой инстанции при вынесении судебного акта не принято во внимание ходатайство о снижении размера компенсации ниже минимального предела, установленного Законом, в связи с тем, что правонарушение совершено впервые, что размер взыскиваемой компенсации многократно превышает размер причиненных правообладателю убытков, а также на незначительную стоимость контрафактного товара, подлежит отклонению.
Снижение размера компенсации ниже установленных законом пределов возможно лишь в исключительных случаях (с учетом нормы абзаца третьего пункта 3 статьи 1252 ГК РФ и правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 N 28-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края" (далее - постановление N 28-П), а также разъяснений, приведенных в Постановлении N 10) и при условии, если ответчиком заявлено о необходимости применения соответствующего порядка снижения компенсации.
При этом сторона, заявившая о необходимости такого снижения, обязана в соответствии со статьей 65 АПК РФ доказать необходимость применения судом такой меры. Снижение размера компенсации ниже минимального предела, установленного законом, с учетом требований разумности и справедливости должно быть мотивировано судом и подтверждено соответствующими доказательствами.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи приведенные сторонами доводы и представленные в материалы дела доказательства, учитывая обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав, характер допущенного нарушения, наличие и степень вины нарушителя, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения, не усмотрел оснований для снижения компенсации ниже минимального предела, установленного законом.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что ходатайство, заявленное ответчиком о снижении размера компенсации, не мотивировано определенными обстоятельствами, которые могли бы служить основанием для снижения размера компенсации ниже низшего предела, не подтверждено соответствующими доказательствами.
Само по себе наличие судебной практики о применении постановления N 28-П, которое процитировано в отзыве, применительно к конкретному случаю не влечет безусловное снижение компенсации при недоказанности ответчиком соответствующих условий снижения.
Как правильно указал суд первой инстанции, что для правомерного снижения компенсации ниже низшего предела необходимо соблюдение совокупности условий, в том числе представления ответчиком доказательств необходимости снижения размера компенсации, а не одного из условий - совершение правонарушения впервые.
Обращаясь с апелляционной жалобой, Предприниматель сослался на то обстоятельство, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не применены разъяснения высшей судебной инстанции относительно определения количества правонарушений, содержащиеся в абзаце втором пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 10). По мнению подателя жалобы 8 товарных знаков компании Parfums Christian Dior устанавливают охрану одного и того же обозначения в разных вариациях (словесном и изобразительном) и в глазах потребителей воспринимаются как одно обозначение, что свидетельствует о нарушении ответчиком исключительных прав на один товарный знак компании Parfums Christian Dior.
Указанный довод ответчика отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно названному пункту постановления от 23.04.2019 N 10 выражение нескольких разных результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации в одном материальном носителе (в том числе воспроизведение экземпляров нескольких произведений, размещение нескольких разных товарных знаков на одном материальном носителе) является нарушением исключительного права на каждый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
В то же время в абзаце втором названного пункта указано, что в отношении товарных знаков следует учитывать, что если защищаемые права на товарные знаки фактически устанавливают охрану одного и того же обозначения в разных вариантах, имеют графические отличия, не изменяющие существо товарного знака, и вне зависимости от варианта воспроизведения обозначения в глазах потребителей воспринимаются как одно обозначение, которое сохраняет свою узнаваемость, то одновременное нарушение прав на несколько таких товарных знаков представляет собой одно нарушение, если оно охватывается единством намерений правонарушителя.
Между тем, по мнению судебной коллегии, то обстоятельство, что вышеприведенные товарные знаки компании, в защиту которой предъявлены исковые требования, не сходны между собой, не образуют серию товарных знаков, не объединены каким-либо идентичным обозначением, носит очевидный характер, в связи с чем соответствующие разъяснения, на которые ссылается в апелляционной жалобе предприниматель, в рассматриваемом случае не применимы.
Довод предпринимателя об отсутствии вины отклоняется апелляционным судом.
Материалами дела подтверждено, что парфюмерная продукция была приобретена ответчиком для последующей реализации, в связи с чем, предприниматель обязан был убедиться в законности использования товарных знаков. Сведения о зарегистрированных товарных знаках, о внесении их в Государственный реестр и о правообладателях этих знаков, сведения о проверенных в регионах РФ находятся на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и являются общедоступными для участников внешнеэкономической деятельности. Исходя из характера предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой риск и под свою ответственность, лицо обязано проявлять необходимую степень осторожности и осмотрительности и не допускать действий, которые могут быть квалифицированы как противоправные.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Следовательно, приобретая товар, а затем, реализуя его, ответчик принял все риски, связанные с введением в оборот данного товара.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2020 по делу N А56-130317/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-130317/2019
Истец: ООО "ТКМ", ПАРФЮМ КРИСТИАН ДИОР
Ответчик: ИП Иванова Наталья Александровна