г. Москва |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А41-88371/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Шереметьевской таможни и Псковской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 23.03.2020 по делу N А41-88371/19 по заявлению ООО "ВТП Гарант" к Шереметьевской таможне, Псковской таможне об оспаривании правовых актов
при участии в заседании:
от ООО "ВТП Гарант" - извещено, представитель не явился,
от Шереметьевской таможни - Чернышева Д.А. по доверенности от 31.12.2019;
от Псковской таможни - О.А. Федоров по доверенности от 25.02.2020 (представитель участвует в судебном заседании посредством веб-конференции);
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВТП Гарант" (далее также - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне, Псковской таможне о признании недействительным уведомления от 25.06.2019 N 10005000/У2019/0007246, о признании незаконным действия Псковской таможни по внесению изменений в ДТ 10225050/270516/0001269, обязании Шереметьевскую таможню возвратить денежные средства в размере 192 405, 02 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.03.2020 по делу N А41-88371/19 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах таможенные органы просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители таможенных органов в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Обществом, действующим в качестве таможенного представителя ООО ТПК "Продмол" в соответствии с договором на оказание услуг по таможенному декларированию товаров 11.03.2016 N 0751/00/16/221, подана ДТ N 10225050/270516/0001269 на товар: "продукт, используемый для кормления животных - кормовая добавка для свиней, в мешках по 25 кг., предназначена для улучшения пищеварения и усвоения кормов, для улучшения микрофлоры пищеварительного тракта животных, без содержания ГМО, код ОКП 92 600" весом нетто 20 000 кг, классификационный код 2309 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ставки пошлины 5 %, ставка НДС 10%.
Рассматриваемый товар 27.05.2016 выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой (выпуск для внутреннего потребления) и применением ставки НДС 10 %.
По результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров Псковской таможней 10.04.2019 составлен Акт проверки N 10209000/205/100419/А0025 (л.д. 18), в соответствии с которым, применение ставки НДС в размере 10 % в отношении товара N 1 "кормовая добавка для свиней, в мешках...", задекларированного по ДТ N 10225050/270516/0001269, является неправомерным.
11.04.2019 Псковской таможней принято решение о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (л.д. 21), которым декларанту предписано представить корректировку декларации на товары, а также декларацию таможенной стоимости.
13.06.2019 таможенным органом сформирована КДТ и начислена сумма, подлежащая уплате в размере 192 405,02 руб.
25.06.2019 таможенным органом в адрес ООО "ВТП Гарант" направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени N 10005000/У2019/0007246 (л.д. 9) в общей сумме 192 405 руб.02 коп.
Не согласившись с указанным уведомлением и действиями Псковской таможни по внесению изменений в ДТ 10225050/270516/0001269, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), вступившего в законную силу с 01.01.2018, настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу. С учетом приведенной нормы к рассматриваемым в настоящем деле правоотношениям подлежат также применению положения Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС).
По правилам п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством ТС и законодательством государств - членов ТС. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу ТС, осуществляется в соответствии со ст. 153 ТК ТС.
В соответствии с п. 1 ст. 100 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ТС, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства ТС.
Согласно ст. 110 ТК ТС проверка документов и сведений, а также таможенная проверка являются формами таможенного контроля.
Из материалов дела следует, что основанием действий Псковской таможни по внесению изменений в ДТ N 10225050/270516/0001269, повлекшие доначисление таможенных платежей на сумму 192 405 руб. 02 коп. и направление в адрес общества уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 25.06.2019 N 10005000/У2019/0007246, явились установленные таможенным органом по результатам проведения камеральной проверки факты неправомерного применения при декларировании кормовых добавок налоговой ставки НДС в размере 10 %, что повлекло неуплату таможенных платежей.
Камеральная таможенная проверка начата 22.02.2019 и завершена 10.04.2019 - в период действия ТК ЕАЭС и Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Как следует из пункта 4 статьи 332 ТК ЕАЭС, результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Согласно ч. 28 ст. 237 Закона о таможенном регулировании на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) статьей 218 Закона о таможенном регулировании, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 218 Закона о таможенном регулировании по результатам проведения таможенного контроля в форме таможенной проверки в соответствии с ч. 28 ст. 237 Закона о таможенном регулировании принимается решение.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (аналогичные положения содержатся в части 7 ст. 310 ТК ЕАЭС и части 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании), в то время как корректировка таможенной декларации и направление уведомления были совершены таможенными органами по истечении трех лет после выпуска товаров.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
В силу ст. 322 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля: получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.
Как следует из материалов дела, Псковской таможней, до истечения 3 лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, проведен таможенный контроль в форме камеральной таможенной проверки по вопросу соблюдения ООО "ВТП Гарант" законодательства Российской Федераций о таможенном регулировании в отношении кормовых добавок.
По результатам проверки составлен акт от 10.04.2019 N 10209000/205/100419/А0025, которым выявлено неверное применение ставки НДС в размере 10 % вместо 18 % при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, задекларированных по ДТ N10225050/270516/0001269.
Псковской таможней принято решение от 11.04.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, согласно которому к ввезенным товарам по ДТ N 10225050/270516/0001269 подлежит применению ставка НДС 18 %.
Таким образом, Псковской таможней не нарушен трехлетний срок проведения таможенного контроля в отношении товаров, задекларированных в ДТ N 10225050/270516/0001269. Результатом проведения указанного контроля явилось решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10225050/270516/0001269, принятое также в пределах трехлетнего срока.
Как было указано выше, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия Псковской таможни по внесению изменений в ДТ N 10225050/270516/0001269, повлекшие доначисление таможенных платежей на сумму 192 405 руб. 02 коп. и направление Шереметьевской таможней в адрес общества уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 25.06.2019 N 10005000/У2019/0007246 совершены с нарушением трехлетнего срока, установленного законом для проведения таможенного контроля.
Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку последующие действия, связанные с внесением изменений в ДТ N 10225050/270516/0001269 и направлением уведомления, не являются таможенным контролем, а являются таможенными операциями, срок совершения которых не ограничен тремя годами со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Таможенные операции, связанные с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и порядок их совершения, содержатся в ст. 112 ТК ЕАЭС.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары" утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - Порядок N 289).
В соответствии с п. 21 Порядка N 289 внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения по форме согласно приложению N 1.
Декларант, исходя из сведений, указанных таможенным органом в решении, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, представляет в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, сведения в которой изменяются (дополняются), КДТ и ее электронный вид, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронный вид, а в случае уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату (п. 24 Порядка N 289).
Согласно п. 25 Порядка N 289 в случае если в таможенный орган не была представлена КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также ДТС либо представленные КДТ и (или) ДТС заполнены ненадлежащим образом, они заполняются должностным лицом.
Должностное лицо направляет декларанту соответствующие экземпляры КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров также ДТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой: о невручении адресату решения либо истечения сроков, установленных абзацем первым или абзацем вторым пункта 24 настоящего Порядка.
Срок направления декларанту соответствующих экземпляров КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также ДТС может превышать срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в случае, если внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, влечет за собой уплату таможенных, иных платежей.
В случае внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в виде электронного документа, таможенный орган может направить декларанту КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также ДТС в виде электронных документов с использованием информационных систем таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств-членов.
На основании изложенного, принимая во внимание, что корректировка таможенной декларации не является формой таможенного контроля, а является таможенной операцией, апелляционный суд приходит к выводу, что принятие решения таможенным органом о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары до истечения 3 лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, позволяет как декларанту, так и таможенному органу совершать таможенные операции по заполнению КТД уже после истечения указанного срока.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о незаконности действий Псковской таможни по внесению изменений в ДТ N 10225050/270516/0001269, мотивированные тем, что данные действия совершены с нарушением трехлетнего срока, основаны на неверном толковании норм ТК ЕАЭС, положений Порядка N 289.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 Закона о таможенном регулировании уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Направление уведомления (уточнения к уведомлению) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания такого уведомления (уточнения к уведомлению) незаконным.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку уведомление таможни не было направлено в пределах трехлетнего срока, то такое уведомление является недействительным, по следующим основаниям.
На основании 50 ТК ЕАЭС на лиц, являющихся плательщиками таможенных пошлин, налогов, возложена обязанность по уплате соответствующих платежей. Условия прекращения обязанности по уплате таможенных, иных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления регулируются частью 1 статьи 114 Закона. Данная норма является отсылочной к положениям главы 20 ТК ЕАЭС.
Статьей 136 ТК ЕАЭС установлен закрытый перечень обстоятельств, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате таможенных, иных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При этом, такое обстоятельство, как получение плательщиком таможенных пошлин, налогов уведомления об уплате таможенных платежей после истечения трехлетнего срока со дня регистрации декларации на товары, в данном перечне не поименовано. Общие случаи прекращения обязанности по уплате таможенных, иных платежей, приведенные в статье 54 ТК ЕАЭС, также не содержат такого обстоятельства.
В статье 71 Закона о таможенном регулировании определены общие правила взыскания таможенных платежей и иных платежей, взыскание которых возложено на таможенные органы.
Согласно части 19 статьи 73 Закона о таможенном регулировании срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.
Таким образом, законом отводится определенный срок на добровольное исполнение возникшей у декларанта обязанности по уплате таможенных платежей, о суммах которых таможенный орган извещает декларанта путем направления соответствующего уведомления.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (ст. 55 ТК ЕАЭС).
Согласно ст. 68 ТК ЕАЭС к мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе.
Дополнительно к мерам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, законодательством государств-членов могут устанавливаться такая мера по взысканию таможенных пошлин, налогов, как обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, и иные меры по взысканию таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с ч. 3 ст. 71 Закона о таможенном регулировании взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится за счет: денежных средств (драгоценных металлов), находящихся на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках; электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность); авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность); таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 Кодекса Союза; обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела; обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора; товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины; иного имущества плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).
Вместе с тем, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются (ч. 8 ст. 71 Закона о таможенном регулировании, пункты 1, 6 части 4 ст. 68 ТК ЕАЭС).
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что вышеуказанные правовые нормы не запрещают таможенным органам совершать действия по направлению уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей по истечении трех лет, но запрещают таможенным органам применять меры взыскания, в случае если уведомление направлено по истечении трехлетнего срока со дня истечения срока уплаты таможенных платежей.
При этом, исходя из буквального толкования приведенных норм права, апелляционный суд исходит из того, что направление уведомления об уплате таможенных платежей само по себе не относится к мерам взыскания и не является формой таможенного контроля, равно как и корректировка таможенной декларации.
Между тем декларант не может быть лишен возможности знать о неуплаченных им суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней и добровольно их уплатить.
Меры взыскания таможенных платежей (ст. 68 ТК ЕАЭС, ст. 71 Закона о таможенном регулировании) таможенными органами в рассматриваемом случае не применялись, доказательств об обратном в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для вывода о том, что Шереметьевской таможней неправомерно осуществлены действия по направлению оспариваемого уведомления об уплате таможенных платежей.
Что касается требования общества об обязании Шереметьевской таможни возвратить денежные средства в размере 192 405,02 руб., апелляционный суд исходит из того, что доказательств уплаты данных денежных средств в материалы дела не представлено.
Более того, как было указано выше, меры взыскания таможенных платежей таможенными органами не применялись, однако общество письмом от 15.07.2019 исх.N 1507 добровольно просило осуществить списание денежных средств в размере 192 405, 02 руб., необходимых для оплаты суммы, указанной в уведомлении о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 25.06.2019 N 1000500/У2019/007246, с авансовых платежей, имеющихся на едином лицевом счете ООО "ВТП Гарант".
Как было указано выше, статьей 136 ТК ЕАЭС установлен перечень обстоятельств, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате таможенных, иных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Такое обстоятельство, как получение плательщиком таможенных пошлин, налогов уведомления об уплате таможенных платежей после истечения трехлетнего срока со дня регистрации декларации на товары в данном перечне не поименовано. Общие случаи прекращения обязанности по уплате таможенных, иных платежей, приведенные в статье 54 ТК ЕАЭС, также не содержат такого обстоятельства.
Добровольная уплата таможенных платежей не является основанием для возврата данных денежных средств в связи с получением уведомления по истечении трех лет после выпуска товара, однако, как было указано выше, в рассматриваемом случае доказательств оплаты спорных платежей в материалах дела и не содержится.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" оспаривание уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, решений (действий), принятых (совершенных) таможенными органами при взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 12 Закона о таможенном регулировании, возможно в том числе по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей. В этом случае суд дает оценку законности решения таможенного органа, во исполнение которого направлено соответствующее уведомление, приняты решения о взыскании задолженности и совершены действия по их исполнению.
Апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 46, 52, 53, 104, 106, 112, 310, 324, 325 ТК ЕАЭС, пунктами 2, 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Перечнем кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, Перечнем кодов ТН ВЭД, исходя из того, что ввезенная обществом кормовая добавка не относится к продуктам, используемым для кормления животных, в связи с чем спорный товар не относится к группе товаров, при реализации которых ставка НДС установлена в размере 10 %, приходит к выводу о правомерности выводов Псковской таможни, изложенных в решении от 11.04.2019.
Согласно статье 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 164 НК РФ определен перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10 %, в который включены, в том числе зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
В соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18 % в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Также в пункте 2 статьи 164 НК РФ указано, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
В развитие приведенной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, и перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием 1 к Перечню для целей настоящего приложения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара. В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня поименованы "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".
Следовательно, ставка НДС 10 % применяется при условии, что и наименование, и код ТН ВЭД ЕАЭС ввозимого товара включены в Перечень. В иных случаях применяется ставка НДС 18 %.
Апелляционный суд принимает во внимание, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1487 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908" (далее - постановление N 1487) позиция "Продукты, используемые для кормления животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)" раздела "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня изложена в следующей редакции: продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий), однако, вместе с тем, положения постановления N 1487 не устанавливают ретроспективного действия изменений, внесенных в Перечень. Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 N 1487 прямо установлено, что постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Письмом Минфина России от 14.05.2019 N 03-07-07/34252 дополнительно разъяснено, что поскольку изменения в Перечень, внесенные вышеуказанным Постановлением, применяются с 1 апреля 2019 года, то при ввозе до указанной даты в Российскую Федерацию кормовых добавок, не являющихся готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, применяется ставка НДС в размере 20 процентов (до 1 января 2019 года - 18 процентов).
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2020 N 301-ЭС20-42 по делу N А11-4904/18, Арбитражного суда Московского округа от 18.09.2019 N Ф05-14930/2019 по делу N А40-285644/2018.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание, что законодательство не содержит запрета на совершение таможенных операций по истечении трехлетнего срока после выпуска товара и на направление соответствующего уведомления, а возможность применения мер взыскания не является предметом рассмотрения в рамках настоящего спора и доказательств применения таких мер в материалах дела не содержится, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования с учетом основания и предмета иска не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.03.2020 по делу N А41-88371/19 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-88371/2019
Истец: ООО "ВТП ГАРАНТ"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: Псковская Таможня, ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18463/20
25.08.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13930/2021
27.05.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-88371/19
24.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18463/20
28.07.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7922/20
23.03.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-88371/19