город Ростов-на-Дону |
|
01 октября 2020 г. |
дело N А32-9067/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, М.Г. Величко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Кладиновой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от ответчика - представитель по доверенности от 06.12.2019 Хубуа Н.В. (посредством онлайн-связи);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020 по делу N А32-9067/2020
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ПАО "Новороссийский морской торговый порт"
о взыскании задолженности и процентов,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 566 572,80 рубля, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 31 448,28 рубля, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.02.2020 по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указал следующее. Основанием для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования является нарушение сроков доставки груза по причине не выполнения ответчиком технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Ссылаясь на Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, суд делает необоснованный вывод о том, что единственным и достаточным основанием для задержки вагонов в пути следования является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена и занятостью путей необщего пользования. Указанный Регламент является внутренним локальным документом ОАО "РЖД" и не может являться нормативным актом изменяющим действующее законодательство. Согласно решению суда, суд установил, что ответчиком были нарушены (превышены) технологические сроки оборота вагонов, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, имеющимися в материалах дела. Тем не менее, суд полагает, что вина ответчика в оставлении от движения поезда и, как следствие, нахождение вагонов на путях общего пользования, отсутствует. Кроме того, истец указывает, что суд ссылается на п. 4.6 Правил, обосновывая отсутствие оснований для начисления платы, при этом данная норма применяется для начисления платы при нахождении вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования станции назначения и предметом заявленных исковых требований не является. Также истец полагает, что вывод суда об отсутствии готовности ОАО "РЖД" к подводу на станцию назначения Новороссийск железнодорожного состава по причинам, зависящим от ОАО "РЖД, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку плата была начислена по отношению к 55 вагонам, прибывших на станцию назначения Новороссийск с истекшими сроками доставки, кроме того, железнодорожный перевозочный процесс - это сложный перевозочный процесс, связанный отцепками, переформированиями состава в пути следования и т.д., при этом, данное обстоятельство ответчиком не подтверждено. По мнению истца, судом не исследовано на какие пути подавались вагоны, не принято во внимание, что изменение графика движения поезда ст. Лихая - ст. Новороссийск произошло по вине ответчика, при том, что пути общего пользования станции назначения не предусмотрены для накопления вагонов.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Посредством электронной подачи документов в арбитражный апелляционный суд через систему "Мой арбитр" от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против доводов предпринимателя и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Поступившие документы приобщены судом к материалам настоящего дела.
Также от ответчика поступило ходатайство о проведении судебного заседания в режиме онлайн с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел", которое было рассмотрено и удовлетворено судом.
Судебное заседание проведено с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме онлайн в порядке, установленном статьями 153, 154 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, правоотношения между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017 (далее - договор N 325/2).
В соответствии с данным договором сторонами осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу (в лице ответчика - ПАО "НМТП") железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (абзац 1 пункта 1 Договора N 325/1).
По условиям договора N 325/2 от 27.03.2017 на железнодорожном подъездном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать) часов (пункт 11 договора 325/2).
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточных станциях, причина задержки - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "Новороссийский морской торговый порт".
В адрес ответчика направлены претензии с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, которые со стороны общества оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком Договора N 325/2 от 27.03.2017 Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (подпункт "в" пункта 14 Договора).
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в вышеуказанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Из материалов дела следует, поезд с индексом 5922-748-5210, следующий со станции Новолипецк в количестве 55 вагонов с грузом сталь листовая на станцию назначения Новороссийск, задержан Перевозчиком на ст. Журавка ЮВСжд 23.02.2019 в 21-19 час., отправлен 09.03.2019 в 12-43 час., повторно задержан на ст. Махачкала СКВжд 14.03.2019 в 02-02 час. и отправлен 16.03.2019. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 18.03.2019 г.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данных, внесенных перевозчиком на станции отправления в транспортные накладные N N ЭЕ349045, ЭЕ348482, ЭЕ348051, ЭЕ348166, ЭЕ348270, ЭЕ348363, ЭЕ327242, ЭЕ327193, ЭЕ327013, ЭЕ319187, ЭЕ319216, ЭЕ319240, ЭЕ319188, ЭЕ319286, ЭЕ319262, ЭЕ322200, ЭЕ322248, ЭЕ322220, ЭЕ322186, ЭЕ322181, ЭЕ322310 - 09.03.2019 г., в накладные N N ЭЕ361118, ЭЕ348404, ЭЕ348273, ЭЕ347906, ЭЕ347736, ЭЕ347602, ЭЕ347461, ЭЕ327268, ЭЕ327055, ЭЕ326975, ЭЕ326943, ЭЕ319065, ЭЕ319081, ЭЕ319160, ЭЕ319109, ЭЕ322275, ЭЕ322228, ЭЕ322285, ЭЕ322315, ЭЕ322283, ЭЕ322255, ЭЕ322190 - 10.03.2019.
Истцом для начисления платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" 19.03.2019 оформлены акты общей формы, номера которых указаны в расчете. Акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Согласно претензионных писем от 08.04.2019 N 307, от 23.04.2019 N 364 по факту задержки в пути следования истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 566 572, 80 рублей с учетом НДС.
Заявитель жалобы указывает, что основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования является: невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов и нарушение нормативного срока доставки груза.
Вместе с тем, указанные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 503 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта" частями 11, 12 в статье 39 предусмотрены следующие причины внесения платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
В качестве основания заявленных требований по данному делу истец указал - задержка вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях).
При этом в качестве причины задержки вагонов должна быть - неприем железнодорожной станцией назначения (причина 3), а не как ошибочно полагает истец - нарушение технологического срока оборота вагонов (т.е. задержка вагонов под погрузкой выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Согласно части 17 статьи 39 УЖТ РФ - Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в Тарифном руководстве.
Согласно пункту 2.4 Тарифного руководства (Приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения) плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования по ставкам Таблицы N2.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 УЖТ).
Согласно пунктам 3.1, 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), акт общей составляется на станциях для удостоверения обстоятельств задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути.
Из приведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика, и факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение Клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции..за период..по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
В целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, на станции назначения также ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов.
Согласно пункту 6 Договора N 325/2 от 27.03.2017 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования Владельца вагоны с экспортными грузами подаются локомотивом Перевозчика:
- для Восточного района Владельца - на один их свободных выставочных путей парка "Восточный" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района Владельца и ТНРС (подача вагонов с экспортными грузами, грузами для нужд Владельца или порожних вагонов, годных под погрузку, кроме порожних вагонов под погрузку сахара-сырца - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Западного района Владельца и 3-ей пристани - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района Владельца (при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых Владелец не является) - на любые свободные участки путей Центрального района Владельца по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Ограничившись указанием в исковом заявлении на нарушение ответчиком технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, истец не раскрыл в полной мере обстоятельства, связанные с причинами нахождения вагонов на путях общего пользования на промежуточной станции, не произвел анализ причинно-следственной связи между задержкой поезда перевозчиком и допущенным ответчиком превышением технологических сроков, по причинам от него зависящим.
Судом правомерно сделан вывод о том, что из системного толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что по требованию о взыскании платы за нахождение вагонов на пути необщего пользования подлежат исследованию: фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда; невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине, зависящей от Порта; отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения; нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам; сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
Требование о взыскании платы за нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций может быть удовлетворено лишь при доказанности указанных обстоятельств в совокупности, свидетельствующих о вине грузополучателя (Ответчика) в неприеме вагонов на станции назначения.
Однако, доказательств невозможности неприема спорных вагонов ж/д станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, в соответствии с требованиями статей 65, 68 АПК РФ перевозчиком не представлено.
При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
Доводы истца о том, что Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827, не является документом, ограничивающим действующее законодательство РФ, подлежат отклонению, поскольку данный Регламент утвержден ОАО "РЖД" в целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", а также регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Указанная правовая позиция также подтверждается Постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2020 по делу N А32-50297/2019, от 02.07.2020 по делу N А32-46832/2019, от 20.09.2020 по делу N А32-50485/2019 при рассмотрении споров между истцом и ответчиком.
Также истец полагает, что ответчиком не доказано прибытие на станцию Новороссийск 55 вагонов, задержанных на промежуточной станции Журавка, однако данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы станции Журавка о задержке и отправлении состава N 2/27 от 23.02.2019, N 2/28 от 09.03.2019, в которых перечислены номера всех 67 вагонов, в графе "Получатель" Истцом указано - "ПАО "Новороссийский морской торговый порт", индекс состава 5922-748-5210. Факт прибытия на станцию Новороссийск состава в количестве 54 вагона подтвержден извещением Истца в адрес Порта о прибытии вагонов N3409 от 18.03.2019.
Доводы истца о том, что судом не были исследованы обстоятельства того, на какие пути подавались вагоны, которые прибывали в адрес ответчика в спорный период, не принимаются к рассмотрению, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Доказательства, представленные в материалы дела истцом и ответчиком, были исследованы судом в полном объеме и доводам сторон дана надлежащая оценка.
Так, суд правомерно указал, что задержка вагонов в пути следования на ст. Махачкала СКВ не привела к нарушению сроков их доставки, в связи с чем, отсутствует предусмотренное частью 11 статьи 39 УЖТ РФ условие для взимания (начисления) платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования.
При этом, истец не выполнил свои обязательства по уведомлению ответчика о задержке состава. Истцом извещение N 3459 о задержке вагонов 23.02.2019 на ст. Журавка ЮВСжд и извещение N3460 об отправлении вагонов 09.03.2019 переданы ПАО "НМТП" (ответчику) 21.03.2019 - спустя 25 суток после их задержки на ст. Журавка ЮВСжд и спустя 4 суток после даты прибытия вагонов на станцию назначения Новороссийск 18.03.2019.
При исследовании ведомостей подачи и уборки вагонов, представленных истцом в доказательство нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов и условий Договора N 325/2 от 27.03.2017, судом обоснованно установлено следующее.
Согласно пункту 4 Договора N 325/2 - Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производиться круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач по заявкам Владельца.
В соответствии с пунктом 6 Договора N 325/2 в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 г. к Договору:
- передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования Владельца производится по заявке Владельца в размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) и интервалами подач, установленными по каждому району Владельца в отдельности:
Восточный район - 2,7 часа (2 часа 45 мин.)
Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 мин.)
Западный район, включая 3-ю пристань 3,3 часа (3 часа 20 мин.)
- вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются Перевозчиком и считаются переданными Владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи.
- вагоны, поданные Перевозчиком ранее наступления интервала подачи, считаются переданными Владельцу, по наступлению очередного интервала подачи, с момента окончания проведения приемосдаточных операций. При подаче вагонов Перевозчиком на железнодорожные вставочные пути Владельца позднее срока начала интервала подачи, вагоны считаются переданными Владельцу с момента фактической подачи вагонов Перевозчиком и проведения приемо-сдаточных операций.
- вагоны, поданные Перевозчиком на выставочные пути Владельца без заявки, считаются не переданными Владельцу. Вагоны, поданные без заявки, передаются Владельцу, по истечению периода, равному сроку оборота вагонов установленного п.11 настоящего договора, с момента фактической подачи.. При этом, следующий интервал подачи начинается с момента фактической уборки таких вагонов Владельцем с выставочных путей.
Согласно пункту 7 Договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Таким образом, независимо от объема пребывающего в адрес грузополучателя груза, перевозчик обязан производить его подачу на пути необщего пользования: по заявкам ответчика, с учетом установленных интервалов и в количестве вагонов, не превышающим единовременную подачу (пункты 6-7 Договора N 325/2 от 27.03.2017).
Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства, в том числе, в части соблюдения технологического срока оборота вагонов. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика.
Ввиду ограниченной вместимости пути необщего пользования, на занятость данного пути влияет не объем прибывшего в адрес грузополучателя груза и не беспрерывность его подачи, а ритмичность подачи вагонов перевозчиком, исходя из заявленной грузополучателем к подаче номенклатуры грузов и с учетом того, что заявленная номенклатура определяется последним исходя из действительной загрузки фронта погрузки/выгрузки грузом определенного вида в конкретный интервал.
В соответствии с договором не только перевозчик имеет право рассчитывать на то, что поданные вагоны по истечении срока оборота вагонов будут возвращены на этот путь, но и ответчик вправе рассчитывать на то, что подача данных вагонов перевозчиком будет производиться с соблюдением установленных договором правил.
Ответчиком в материалы дела представлено Соглашение об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018, заключенное между истцом и ответчиком. Согласно части 3 пункта 3.9 Соглашения - Ведомости подачи и уборки вагонов формируются и рассчитываются на основании первичных документов (памятки приемосдатчика, актов общей формы, актов произвольной формы), подписанных Клиентом (по данному делу ответчиком) без разногласий или с учетом оговорок клиента.
Со стороны ответчика все ведомости подписаны (согласованы) с разногласиями следующего содержания "не согласны с временем в графе N 4,5. Вагоны переданы порту без учета интервалов подач, что нарушает договор N325/2".
Также суд правомерно отметил, что истцом не учтено следующее.
Из актов общей формы от 19.03.2019, приложенных к исковому заявлению и указанных в расчете, следует, что поезд с индексом 5922-748-5210 был задержан в пути следования на станции Журавка ЮВСжд - 23.02.2019 в 21 час. 19 мин. Количество задержанных вагонов - 55. Соответственно на время и дату задержки поезда должно быть подтверждено нарушение технологического срока оборота вагонов на путях общего пользования, поданных ранее времени задержки поезда на 13 часов, т.е. вагоны поданные ранее 8 час. 19 мин. 23.02.2019 и не выгруженные на время задержки поезда. (8 час. 19 мин. + 13 часов (технологический оборот) = 21 час.19 мин).
Представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов подтверждается, что на момент задержки спорного поезда ответчиком были превышены технологические сроки оборота вагонов согласно ведомостям: N 026108 - 1 вагон, N 026131 - 1 вагон. Количество вагонов, по которым был превышен технологический срок оборота на путях необщего пользования по состоянию на 21 ч. 19 мин. 23.02.2019 - 2 вагона.
Другие представленные истцом в материалы дела ведомости подачи и уборки вагонов не содержат данных о нарушении ответчиком технологического срока оборота на момент задержки поезда с индексом 5922-748-5210 в пути следования на ст.Журавка ЮВСжд.
Суд обоснованно указал, что нарушение технологического срока оборота 2-х вагонов на дату и время задержки спорного состава не свидетельствует о занятости путей ответчика и невозможности приема задержанных 55 вагонов. Выгрузка ограниченного количества вагонов с превышением срока оборота вагонов на путях общего пользования не препятствовала приему и переработке других вагонов.
Представленные истцом в материалы документы не подписаны уполномоченными представителями сторон и не могут быть признаны в качестве допустимого доказательства. Кроме того, представленные истцом акты N N 911,1160 не могут являться допустимым доказательством, так как не подтверждают факт занятости путей ПАО "НМТП" вагонами с нарушением технологического срока оборота вагонов и занятости станционных путей. Акты оформлены истцом в нарушение Правил N45, в одностороннем порядке и не содержат сведений о количестве вагонов, их номерах, времени подачи на пути станции Новороссийск, о необходимости задержки в пути следования вагонов N2388. Оперативные приказы на временное отставление от движения грузового поезда и о подъеме поезда NN323, 383, 3008, 3002, акты общей формы NN6/4160, 6/4283 не подписаны уполномоченными представителями истца.
Документы, удостоверяющие факт и причины задержки вагонов в пути следования на промежуточных станциях, являются первичными по отношению к документам, составляемым в последующем перевозчиком на станции назначения (по отношению к актам общей формы, составляемым на станции назначения). Отсутствие этих документов, а равно их составление без обязательных реквизитов в части подписей ответственных лиц, свидетельствует о наличии существенных недостатков оформления факта задержки поездов.
В противном случае создаются предпосылки для злоупотребления истцом своим правом на одностороннее составление актов общей формы в ситуации, когда по прибытию груза на станцию назначения ему становится очевидно, что свои обязательства по доставке грузов в расчетный срок он не смог выполнить по собственным (внутренним) причинам.
Истец не доказал невозможность принятия спорных вагонов станцией Новороссийск.
Судом также установлено, в пути следования на станции Лихая состав был задержан Истцом по причинам не зависящим от Ответчика, а по причине: "отсутствие (ожидание) локомотива, не принадлежащего перевозчику". Состав, задержанный на станции Лихая 10.03.2019, не был отправлен в направлении станции назначения Новороссийск, находящейся на расстоянии 423 км, а был отправлен истцом на станцию Махачкала - в другом направлении, на расстояние более 1000 км.
Судом были исследованы представленные ответчиком доказательства того, что в сутки задержки и на протяжении всего периода задержки спорных вагонов в составе 5922-748-5210 со ст. Новолипецк на ст. Новороссийск истец принимал к перевозке составы в адрес ответчика с аналогичным грузом, от того же грузоотправителя - ПАО "Новолипецкий металлургический завод", погруженные позже задержанного состава (с существенным запасом срока доставки спорных вагонов), которые по их прибытию на станцию назначения принимались ответчиком под выгрузку.
Так, на ст. Новолипецк истцом приняты к перевозке составы в адрес ответчика (ПАО "НМТП):
- поезд с индексом 5922-749-5210 в количестве 67 вагонов принят Истцом на ст.Новолипецк -23.02.2019 г, расчетный срок доставки вагонов - 10.03.2019 г., состав доставлен истцом на ст.Новороссийск - 26.02.2019 г., что подтверждает информационная справка о прибытии на состава. Дату оправления, нормативный срок доставки, дату прибытия подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭА985742, оформленная истцом на вагон N54408505, следующий в составе поезда 5922-749-5210;
- поезд с индексом 5922-752-5210 в количестве 67 вагонов принят Истцом на ст.Новолипецк -25.02.2019 г, расчетный срок доставки вагонов - 12.03.2019 г., состав доставлен истцом на ст.Новороссийск - 01.03.2019 г. Дату оправления, нормативный срок доставки, дату прибытия подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭЕ469360, оформленная истцом на вагон N60506805, следующий в составе поезда 5922-752-5210;
- поезд с индексом 5922-759-5210 в количестве 67 вагонов принят Истцом на ст.Новолипецк -27.02.2019 г, расчетный срок доставки вагонов - 14.03.2019 г., состав доставлен истцом на ст.Новороссийск - 02.03.2019 г. Дату оправления, нормативный срок доставки, дату прибытия подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭА657689, оформленная истцом на вагон N55363329, следующий в составе поезда 5922-759-5210;
- поезд с индексом 5922-750-5210 принят в количестве 66 вагонов Истцом на ст.Новолипецк -24.02.2019 г, расчетный срок доставки вагонов - 11.03.2019 г., состав доставлен истцом на ст.Новороссийск - 02.03.2019 г. Дату оправления, нормативный срок доставки, дату прибытия подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭЕ419626, оформленная истцом на вагон N54508221, следующий в составе поезда 5922-750-5210;
- поезд с индексом 5922-763-5210 принят Истцом на ст.Новолипецк -28.02.2019 г, расчетный срок доставки вагонов - 15.03.2019 г., состав доставлен истцом на ст.Новороссийск - 04.03.2019 г. Дату оправления, нормативный срок доставки, дату прибытия подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭА985742, оформленная истцом на вагон N54793732, следующий в составе поезда 5922-763-5210;
- поезд с индексом 5922-768-5210 в количестве 66 вагонов принят Истцом на ст.Новолипецк -02.03.2019 г, расчетный срок доставки вагонов - 17.03.2019 г., состав доставлен истцом на ст.Новороссийск - 06.03.2019 г. Дату оправления, нормативный срок доставки, дату прибытия подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭЕ769580, оформленная истцом на вагон N60119328, следующий в составе поезда 5922-768-5210;
- поезд с индексом 5922-771-5210 в количестве 52 вагона принят Истцом на ст.Новолипецк -04.03.2019 г, расчетный срок доставки вагонов - 19.03.2019 г., состав доставлен истцом на ст.Новороссийск - 08.03.2019 г. Дату оправления, нормативный срок доставки, дату прибытия подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭЕ918869, оформленная истцом на вагон N61266144, следующий в составе поезда 5922-771-5210;
- поезд с индексом 5922- 773-5210 в количестве 59 вагонов принят Истцом на ст.Новолипецк - 06.03.2019 г, расчетный срок доставки вагонов - 21.03.2019 г., состав доставлен истцом на ст.Новороссийск - 09.03.2019 г. Дату оправления, нормативный срок доставки, дату прибытия подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭЕ999633, оформленная истцом на вагон N54160510, следующий в составе поезда 5922-773-5210.
В представленных ответчиком оригиналах железнодорожных накладных в графе "Срок доставки истекает" перевозчиком указан нормативный срок доставки, в графах "Календарные штемпеля" Перевозчиком проставлены даты принятия груза к перевозке на станции Новолипецк и о прибытии на станцию назначения Новороссийск.
Поскольку планирование продвижения поездов осуществляется Перевозчиком с учетом их расчетных сроков доставки, досрочное прибытие поездов означает, что они продвигались с существенным опережением плана.
Суд пришел к обоснованному выводу, что спорные вагоны в составе поезда 5922-748-5210 могли быть приняты станцией назначения Новороссийск СК ж.д. на время прибытия составов с индексами 5922-749-5210, 5922-752-5210, 5922-759-5210, 5922-750-5210, 5922-768-5210, 5922-771-5210, 5922-773-5210 с более поздними сроками доставки груза.
Более того, суд отметил, что истец в отношении составов, следующих с опережением сроков, не применял меры к их задержке в пути следования по причинам, зависящим от ответчика, при этом ответчик беспрепятственно принимал и выгружал прибывшие вагоны.
Таким образом, истец не доказал, что причиной нарушения сроков доставки грузов в спорный период послужили действия ответчика.
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ РФ, грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.
По общим правилам части 1 статьи 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как указывалось выше, истцом не предоставлены документы, свидетельствующие о невозможности принятия спорных вагонов на пути станции назначения и подаче их выставочные на пути, тем самым, не доказана вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд правильно определил спорные правоотношения и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020 по делу N А32-9067/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9067/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"