г. Москва |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А41-278/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "КЛИНСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ": Турецкая Е.А., представитель по доверенности от 17.01.2019;
от ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС": Шаройченко С.В., представитель по доверенности от 15.05.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2020 года по делу N А41-278/20, принятое по исковому заявлению ООО "КЛИНСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" к ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС" о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Клинская Теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Московской области к ООО "Экопромсервис" с иском о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N К/40-УК от 26.10.2018 расторгнутым с 01.01.2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.06.2020 года по делу N А41-278/20 в удовлетворении исковых требований ООО "Клинская Теплосеть" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "Клинская Теплосеть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, в удовлетворении исковых требований - отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил изменить решение суда первой инстанции, пояснил, что заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции, положенными в основу обжалуемого решения.
Представитель ООО "КЛИНСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.10.2018 между истцом (потребитель) и ответчиком (региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N К/40-УК (далее - договор).
Согласно п. 4 договора, дата начала оказания услуг определена 01.01.2019.
Срок договора установлен 1 год с момента начала оказания услуг (п. 26).
Между тем, в октябре 2018 года собственниками помещений многоквартирных домов (МКД), указанных в приложении к договору, приняты решения о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с ООО "Экопромсервис".
В декабре 2018 года истец направил в адрес ответчика письма с приложением копий протоколов общих собраний собственников МКД о переходе на прямые договоры.
19.08.2019, 15.10.2019 и 23.10.2019 истец направлял ответчику письма с перечнем МКД, перешедших на прямые договоры и с требованием расторгнуть спорный договор.
До настоящего времени ответа от ООО "Экопромсервис" не поступило, соглашения о расторжении договора не достигнуто, в связи с чем, ООО "Клинская теплосеть" обратилось в суд с настоящим иском.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (ст. 782 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Частью 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 1 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" введена в действие статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Пунктом 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ).
В абзаце 2 пункта 2 Письма Минстроя России N 20073-АЧ/04 от 04.05.2018 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" указано на то, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).
В абзаце 3 пункта 2 Письма Минстроя России N 20073-АЧ/04 от 04.05.2018 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018. N59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Частью 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом. В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.
ООО "Экопромсервис" является региональным оператором на территории Клинского района, то есть лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, в том числе выставление счета на оплату за оказанные услуги за обращение с ТКО на указанной территории.
Ответчик указывает в апелляционной жалобе, что как со стороны Истца, так и со стороны Ответчика исполнялись условия договора, поэтому вывод суда о том, что договор прекратился до начала своего действия, и у сторон, не возникло обязательств по нему - не соответствует действительности.
Судом первой инстанции установлено, что 26.10.2018 между управляющей организацией МКД находящихся на территории Клинского района (согласно перечню приложенному к договору - л.д. 45 т.1) и ООО "Экопромсервис" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Согласно п. 4 договора, датой начала оказания услуг определено 01.01.2019. Судом также установлено, что в октябре 2018 года на общих собраниях собственников помещений МКД приняты решения о переходе на прямые договоры с ресурсными организациями, в том числе с ООО "Экопромсервис", о чем истцом направлены ответчику сообщения (копии протоколов общих собраний собственников помещений, письма с перечнем многоквартирных домов, перешедших на прямые договоры, требования о расторжении договора) в декабре 2018, в августе, сентябре и октябре 2019 повторно.
Принятые собственниками МКД решения в установленном порядке не отменены, не изменены, недействительными не признаны.
Таким образом, в соответствии с частями 2, 6 ст. 157.2 ЖК РФ с 01.01.2019 фактическими заказчиками и пользователями услуг, оказываемых ООО "Экопромсервис" являются собственники помещений МКД.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что договор прекратился до начала своего действия принятием общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах решений о заключении собственниками жилых помещений договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором с даты возникновения обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в связи с началом деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, то есть с 01.01.2019.
Данный подход соответствует сложившемуся в судебной практике подходу к толкованию и применению ст. 157.2 ЖК РФ (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2019 по делу N А41-15490/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.11.2019 по делу N А41-24467/2019, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2020 по делу NА50-16881/2019).
Таким образом, с учетом принятия собственниками МКД решений о переходе на прямые договоры, ответчик утратил полномочия для заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО и не мог нести обязанности потребителя услуг.
Фактически услуги по вывозу ТКО с 01.01.2019 ответчик оказывал не управляющей компании (истцу), а собственникам помещений МКД.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку в рассматриваемом случае договор прекратился до начала своего действия, и у сторон не возникло обязательств по нему.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для изменения оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2020 года по делу N А41-278/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-278/2020
Истец: ООО "КЛИНСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС", ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС"