г. Москва |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А40-319898/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 июня 2020 по делу N А40-319898/19 (93-2560) судьи Позднякова В.Д.
по заявлению ООО "СП МОСВИРТ"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным уклонения,
при участии:
от заявителя: Черноскутов Ю.Н. по дов. от 21.01.2019;
от ответчика: Ефимова А.Н. по дов. от 30.12.2019.
УСТАНОВИЛ:
ООО "СП МОСВИРТ" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании уклонения Управления Росреестра по Москве (далее управление) от внесения в ЕГРН полных сведений об объекте недвижимости - здании, по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, с кадастровым номером 77:07:0002003:1108, включая сведения о собственнике ранее возникшего права.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2020 требования заявителя удовлетворены, поскольку суд сделал вывод о незаконности уклонения.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на законность, обоснованность оспариваемого предписания, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя, а также полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Обществом представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Общество полагает, что представило исчерпывающие сведения об объекте недвижимости - здании, по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, с кадастровым номером 77:07:0002003:1108, включая сведения о собственнике ранее возникшего права.
Управление сообщило, что у него отсутствуют документы, подтверждающие право собственности ООО "СП МОСВИРТ".
Из материалов дела видно, что право собственности ООО "СП МОСВИРТ" на объект недвижимости - административно-производственное здание, общей площадью 3 560,3 кв.м., по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, возникло путём его создания в период с 01 июля 1991 года по 01 октября 1996 года.
Право собственности ООО "СП МОСВИРТ" на объект недвижимости -административно-производственное здание, общей площадью 3 560,3 кв.м., по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, отражено на балансе предприятия в виде затрат на строительство здания завода в размере 24 367 000 рублей и учтено в органах технической инвентаризации - ТБТИ "Западное-1".
Сведения об объекте недвижимости ООО "СПМОСВИРТ" - административно-производственном здании, общей площадью 3 560,3 кв.м., по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6 и его стоимостные характеристики, учтённые на балансе предприятия, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения о создании объекта недвижимости - административно- производственного здания, общей площадью 3 560,3 кв.м., по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, подтверждённые первичным техническим учётом в ТБТИ Западное-1, прохождением государственного кадастрового учёта, и присвоением кадастрового номера, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом сведения, в отношении собственности ООО "СП МОСВИРТ" - здания, общей площадью 3 560,3 кв.м., по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, с кадастровым номером 77:07:0002003:1108, внесены в Единый государственный реестр недвижимости, однако внесены не в полном объёме.
В целях устранения неполноты сведений, о ранее возникшем праве ООО "СП МОСВИРТ", заявителем по делу поданы:
-заявление в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве за N 77-0-1- 71/3035/2013-110 от 31 мая 2013 года, о направлении Технического плана здания для внесения полных сведений о здании, включая сведения о его собственнике;
* заявление ООО "СП МОСВИРТ" о регистрации (внесении полных сведений о ранее возникшем праве) N 77/100/506/2017-4623 от 06 июля 2017 года;
* заявление ООО "СП МОСВИРТ" о регистрации (внесении полных сведений о ранее возникшем праве) N 77/007/225/2018-7265 от 13 ноября 2018 года.
До настоящего времени, в отношении собственности ООО "СП МОСВИРТ" - здания, общей площадью 3 560,3 кв.м., по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, с кадастровым номером 77:07:0002003:1108, сведения, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, внесены не в полном объёме.
Графа о собственнике здания завода ООО "СП МОСВИРТ" остаётся отсутствующей.
Считая, что Управление уклоняется от исполнения возложенной на неё обязанности по внесению полных и достоверных сведений о ранее возникших правах, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о недвижимости) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исходя из норм ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно п.1 ст.14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их здания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права ли ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 Закона о недвижимости.
В соответствии с п.1 ст.21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно п.1 ч.3, ч.5 ст.21 Закона о недвижимости, необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме.
Правоустанавливающие документы должны подтверждать возникновение прав конкретного субъекта на заявленный объект недвижимости, то есть в них должна содержаться информация, позволяющая идентифицировать субъект права, вид права и объект права и соответствовать требованиям законодательства.
Для внесения полных сведений в реестр, которые существовали и учтены при проведении первичной технической инвентаризации недвижимого имущества ООО "СП МОСВИРТ" - здания, общей площадью 3 560,3 кв.м., по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, с кадастровым номером 77:07:0002003:1108, истцом и 31 мая 2013 года, и 04 декабря 2019 года, в распоряжение Управления представлены все необходимые документы, в том числе:
-Инвентарная карточка балансового учёта административно- производственного здания ООО "СП МОСВИРТ", балансовой стоимостью 24 367 000 рублей;
-Кадастровый паспорт административно-производственного здания с кадастровым номером 77:07:0002003:1108;
-План земельного участка, выданный ТБТИ "Западное-1", при изготовлении Технического плана, 25 апреля 2013 года, то есть после переходного периода.
Вступившем в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 19 января 2017 года, по делу N А40-210793/16-92-1835, установлено, что: "административно-производственное здание площадью 3 560,3 кв.м., по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, (кадастровый номер 77:07:0002003:1108) является собственностью ООО "СП МОСВИРТ" в силу ст.6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при этом государственная регистрация права на данный объект до настоящего времени не произведена.
Между тем, Единый государственный реестр недвижимости, согласно ч.2 ст.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости", является сводом достоверных сведений об учтённом недвижимом имуществе, право собственности на которое, как на созданную вещь, согласно ч.1, ст.218 ГК РФ, приобретено создателем недвижимого имущества.
Государственная регистрация ранее возникших прав предполагает внесение в ЕГРН полных, достоверных и неповторимых сведений об объекте недвижимости.
В соответствие с п.1 ч.1 ст 6 Федерального Закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государство признало права ООО "СП МОСВИРТ" на ранее учтённый объект -административно-производственное здание, по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Согласно "Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", внесение в Единый государственный реестр сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства, формируется и ведётся на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации объекта.
На основании технической инвентаризации, проведённой органами ТБТИ "За-падное-1, в отношении здания, общей площадью 3 560,3 кв.м., по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, с кадастровым номером 77:07:0002003:1108, при проведении государственного технического учёта, ещё в 1996 году, органами, уполномоченными на проведение учёта недвижимого имущества, получена информация:
* о собственнике - ООО "СП МОСВИРТ", бывшем совместном российско-германском предприятии "МОСВИРТ";
* о форме собственности - частной собственности, бывшей собственности совместных предприятий;
-о фактическом использовании объекта - нахождении в нём завода ООО "СП МОСВИРТ" по выпуску твердосплавного инструмента.
Аналогичная информация, в виде полных, достоверных и неповторимых сведений, должна содержаться в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч.5 ст.69 Закона о недвижимости в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости каких-либо сведений, о ранее учтенном объекте недвижимости, они должны быть восполнены в течении 5 дней со дня получения соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах суд обоснованно исходил из того, что частичное отсутствие сведений, об объекте недвижимости ООО "СП МОСВИРТ", внесённом в ЕГРН, свидетельствует об уклонении Управления от исполнения возложенной на неё, в соответствии с ч.3 ст.3 Закона о недвижимости, обязанности по внесению полных и достоверных сведений о ранее возникших правах.
При этом отсутствие сведений о собственнике административно-производственного здания, общей площадью 3 560,3 кв.м. по адресу: г.Москва, Береговой проезд, дом 6, нарушает права и законные интересы заявителя.
Уклонение от государственной регистрации (от внесения полных сведений, об объекте недвижимости, учтённом в Едином государственном реестре прав), согласно ч.8, ст. 8-1 Гражданского кодекса РФ и п. 5, ст. 2 ФЗ N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", может быть оспорено в суде.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, однако, истцом доказательств, подтверждающих ненадлежащие выполнение обязательства по договору, суду не представлено.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2020 по делу N А40-319898/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-319898/2019
Истец: ООО "СП МОСВИРТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23348/20
07.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73087/2021
21.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23348/20
30.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39606/20
16.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-319898/19