г. Москва |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А40-310611/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А.Москвиной,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРЕКРЕСТОК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года по делу N А40-310611/19 (146-2407)
по заявлению АО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРЕКРЕСТОК"
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ
о признании незаконным и отмене предписания,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Мишин И.А. по дов. от 17.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Торговый дом "Перекресток" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными Предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям N 22-54/2019 от 22.08.2019 в части требований п. 1, п. 2, абз. 1 п. 3, пп. 2, 3, 4, 6, 7, 8 п. 3, пп. 1-5 п. 4, п. 5, п. 6, с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным п. 5 предписания. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что судебный акт является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
В судебное заседание не явился представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 16.08.2019 в результате проведенной внеплановой документарной и выездной проверки АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" установлено, что ранее выданное Предписание-требование 12.02.2019 N 22-03в/2019 не исполнено в полном объеме, в связи с чем составлен акт N 22-54в/2019 от 22.08.2019.
Одновременно с актом, в котором указаны выявленные административным органом нарушения, 22.08.2019 Управлением Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям в отношении АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" было выдано предписание N 22-54в/2019.
Посчитав п. 1, п. 2, абз. 1 п. 3, пп. 2, 3, 4, 6, 7, 8 п. 3, пп. 1-5 п. 4, п. 5, п. 6 указанного предписания незаконными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований дл удовлетворения требований только в части признания незаконным п. 5 предписания.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Из п. 5 оспариваемого предписания следует, что административный орган обязал общество исключить получение изготовителем не переработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения от продуктивных животных, которые подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных, иметь подтверждающие документы на входящее сырье животного происхождения.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 13 TP ТС 021/2011 непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
В соответствии с п. 18 TP ТС 034/2013, максимальные допустимые уровни остатков ветеринарных (зоотехнических) препаратов, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антибиотиков), содержание которых в продуктах убоя и мясной продукции контролируется в соответствии с информацией об их использовании, предоставляемой изготовителем (поставщиком) при ввозе их на таможенную территорию Таможенного союза или при поставке продуктов убоя на переработку в установленном законодательством государства-члена порядке, должны соответствовать требованиям согласно приложению N 5.
Однако, в рамках проведенной проверки административным органом не были выявлены какие-либо факты нарушений п. 3 ст. 13 TP ТС 021/2011 и п. 18 TP ТС 034/2013, лабораторные исследования не проводились и наличие в продукции превышений вредных веществ или препаратов не устанавливалось.
Как следует из заявления, общество получает мясную пищевую продукцию от производителей, которые и проводят необходимые лабораторные исследования.
При этом, из заявления усматривается, что Общество не получает не переработанного сырья животного происхождения, а получает мясную продукцию, которая является пищевой и из неё изготавливает кулинарную продукцию или полуфабрикаты. Согласно материалам дела, у Общества на продукцию имеются оформленные в установленном порядке ветеринарно-сопроводительные документы, которые обеспечивают прослеживаемость мясной продукции от изготовителя.
Согласно разделу II TP ТС 034/2013:
- "продукт убоя" - непереработанная пищевая продукция животного происхождения, полученная в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемая для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации, включающая мясо, субпродукты, жир-сырец, кровь, кость, мясо механической обвалки (дообвалки), коллагенсодержащее и кишечное сырье;
- "мясная продукция" - пищевая продукция, изготовленная путем переработки (обработки) продуктов убоя, без использования или с использованием ингредиентов животного и (или) растительного, и (или) минерального, и (или) микробиологического, и (или) искусственного происхождения.
В соответствии с TP ТС 034/2013:
- п. 9. Продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства - члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
- п. 11. Продукты убоя и мясная продукция, соответствующие требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, и прошедшие оценку (подтверждение) соответствия, маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
- п. 12. Не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности.
В силу ст. 4 TP ТС 021/2011, изготовитель пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
Из вышеуказанных положений технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" следует, что именно изготовитель мясной продукции вводит в обращение такую продукцию и отвечает за её соответствие требованиям технического регламента, в том числе в части соответствия требованиям п. п. 3 ст. 13 TP ТС 021/2011 и п. 18 TP ТС 034/2013. Иное бы означало, что производимся мясокомбинатами (изготовителями мясной продукции) продукция должна была бы подвергаться повторным лабораторным исследованиям всеми участниками оборота мясной продукции, что не соответствует не действующему законодательству.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретнее указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного правонарушения.
Поскольку пункт 5 предписания не отвечает принципу исполнимости, суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования в указанной части подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1, п. 2, абз. 1 п. 3, пп. 2, 3, 4, 6, 7, 8 п. 3, пп. 1-5 п. 4, п. 6 предписания, общество обязано:
- п. 1: Проводить уборку, утилизацию или уничтожение биологических отходов в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (Утв. Главным государственным инспектором РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469). Обеспечить наличие места хранения биологических отходов, обеспечить изолированное хранение без доступа посторонних лиц. Обеспечить дезинфекцию места хранения после утилизации. Не допускать выброс в мусорные контейнеры.
- п. 2: Уборку, утилизацию или уничтожение биологических отходов осуществлять только после заключения, данного ветеринарным специалистом по результатам осмотра биологических отходов.
- абз. 1 п. 3, пп. 2, 3, 4, 6, 7, 8 п. 3:
- При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП вполном объеме; провести обучение сотрудников, задействованных в разработке и внедрении процедур, основанных на принципах ХАССП в организациях, специализирующихся на данном направлении.
- Выбрать способы и обеспечение соблюдения работниками и посещающими предприятие правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции, разработать процедуру по гигиене. Анкеты здоровья (либо другой документ) предоставлять для заполнения всем, посещающим производство, проводить инструктаж, вести учет лиц, посещающих производство с указанием целей посещений (пп. 2 п. 3).
- Поддерживать процедуру уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологических оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции. Осуществлять контроль качества проведенных работ по дератизации и дезинсекции, иметь схемы расстановки ловушек (пп. 3 п. 3).
- Определить контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах её производства (изготовления) в программе производственного контроля; ППК актуализировать в соответствии с действующим законодательством (пп. 4 п. 3).
- При производстве пищевой продукции обеспечить документирование информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; Пересмотреть контрольные критические точки, определить критические точки, определить предельные параметры для контроля. Ознакомить всех сотрудников под роспись, принять зачеты о полученных знаниях. Вести строгий контроль имеющихся ККТ, с обязательной фиксацией в журналах, (пп. 6. п. 3)
- Разработать процедуру отзыва продукции (с тренировочным отзывом), процедуру рассмотрения жалоб и претензий покупателей, процедуру работы с поставщиками, утвердить список поставщиков сырья для производства, проводить аудит (внутренний контроль) группой ХАССП на предмет жизнеспособности системы ХАССП на предприятии в соответствии с процедурой. Листы ознакомления вести в соответствии с основаниями проведения, обязательно указывать документы, с которыми проводиться ознакомление с приложением самих документов (пп. 7 п. 3).
- Обеспечить прослеживаемость пищевой продукции на всех этапах производства. Разработать процедуру прослеживаемости пищевой продукции (пп. 8 п. 3).
- пп. 1-5 п. 4. Определить:
- перечень критических контрольных точек на производстве;
- параметры (показатели) безопасности продовольственного (пищевого) сырья;
- предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках;
- порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства;
- порядок действий в случае отклонения значения показателей от установленных предельных значений.
- п.6: Обеспечить учет пищевой продукции, не соответствующей требованиям Технических регламентов Таможенного союза; Обеспечить направление пищевой продукции, не соответствующей требованиям, на хранение, условия осуществления которого исключают возможность несанкционированного доступа к ней, до проведения ее утилизации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.
Частью 2 статьи 19 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, обязаны организовать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов.
В силу п. 2 ст. 3 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Основу правового регулирования рассматриваемых правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), которым согласно п. 1 ст. 1 данного Закона регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании).
Пунктами 2 и 3 ст. 10 Технического регламента установлено, что при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.
Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего Технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно пунктам 3 и 4 ст. 11 Технического регламента для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить:
1) перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего Технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
2) перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы;
3) предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках;
4) порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления);
5) установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений;
6) периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего Технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
7) периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
8) меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных.
Изготовитель обязан вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, на бумажных и (или) электронных носителях информации.
Документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, подлежат хранению в течение трех лет со дня их выдачи.
Основные требования к системе управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП установлен ГОСТ Р 51705.1-2001 "Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов системы ХАССП. Общие требования", принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 23.01.2001 N 31-ст (далее - ГОСТ Р 51705.1 - 2001).
В соответствии с пунктом 2.11 раздела 2 вышеуказанного ГОСТа, предупреждающее действие - это действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации и направленное на устранение риска или снижение его до допустимого уровня.
Пунктом 2.14 предусмотрено, что критическая контрольная точка, это место проведения контроля для идентификации опасного фактора и (или) управления риском.
Согласно пункту 4.4.3 раздела 4.4 ГОСТ Р 51705.1-2001, с целью сокращения количества критических контрольных точек без ущерба для обеспечения безопасности к ним не следует относить точки, для которых выполняются условия 4.4.3.1 или 4.4.3.2. При этом, пункт 4.4.3.1 раздела 4.4 ГОСТ Р 51705.1-2001 предусматривает, что предупреждающие воздействия, которые осуществляются систематически в плановом порядке и регламентированы в Санитарных правилах и нормах, в системе технического обслуживания и ремонта оборудования, в процедурах системы качества и других системах менеджмента предприятия.
Как следует из материалов дела, заявителем в нарушение п. 3 ст. 11 (пп. 3 п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011) не определены для обеспечения безопасности в процессе производства пищевой продукции, а именно, не определены перечень критических контрольных точек на производстве параметры (показатели) безопасности продовольственного (пищевого сырья, предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках, порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства, порядок действий в случае отклонения значения показателей от установленных предельных значений, что является не допустимым для функционирования принципов системы ХАССП на предприятии.
Разработанная обществом процедура "программа производственного контроля (далее - ППК)" является не актуальной, не соответствующей действующему законодательству, в связи с чем не позволяет обеспечить безопасность выпускаемой в оборот пищевой продукции, так как не учтены все основы принципа ХАССП.
Как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии с частью 3 статьи 11 TP ТС 021/20111 Обществу с целью определения наличие отклонения значений показателей необходимо установить порядок проведения лабораторного мониторинга на определение роста микроорганизмов в процессе изготовления пищевой продукции выпускаемой в оборот.
В соответствии с частью 4 статьи 11 TP ТС 021/20111 Обществу необходимо обеспечить введение и хранение всей документации подтверждающей выполнение мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции (протоколы лабораторных исследований, акты приведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, ветеринарно-сопроводительные документы по которым получает мясо сырье при бумажном носителе).
В соответствии с частью 3 ст. 5 TP ТС 021/2011 Пищевая продукция, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должно сопровождаться товаросопроводительной документацией (на бумажных и (или) электронных носителях), с целью установления изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья, для обеспечения прослеживаемости.
В соответствие с п. 5 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 Продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Исходя из п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие закупку, хранение, реализацию пищевых продуктов должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий.
В п. 10.1 СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические правила "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23) указано, что все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств.
В силу пункта 10.2 СП 2.3.6.1066-01 ежемесячно проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией помещений, оборудования, инвентаря, посуды и др.
Согласно пункту 13.3 СП 2.3.6.1066-01 во всех организациях торговли создаются необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и др.).
Относительно оспаривания заявителем п.1 и п. 2 Предписания, суд первой инстанции верно отметил следующее.
Согласно пункту 1.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов установлено, что ветеринарно-санитарные правила утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов животного происхождения.
Пунктом 1.2 Правил, установлено, что биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В силу ст.21 Федерального закона от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
При этом, о сам заявитель в своих пояснениях ссылается на то, что в процессе деятельности образуются отходы, которые направляются на дополнительную переработку, указывает на то, что Общество имеет договоры на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических и пищевых отходов.
Таким образом, указанное подтверждает, что в процессе деятельности заявителя образуются биологические отходы.
Доводы заявителя том, что у него не образуются биологические отходы, а остатки от производства проходят термическую обработку, подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела.
В соответствии со ст. 21 Закона N 4979-1, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения.
Согласно ст. 21 Закона N 4979-1 мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Во исполнение Закона N 4979-1 утверждена Инструкция N 13-7-2/681, которая является обязательной для подразделений госветнадзора на предприятиях по убою животных и птицы, переработке и хранению мяса и мясопродуктов (пункт 1.2 названной Инструкции).
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции N 13-7-2/681 браковку мяса и мясных продуктов, направление их на техническую утилизацию или уничтожение осуществляют только государственные ветеринарные врачи, ветеринарные фельдшеры подразделений госветнадзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства.
В соответствии с п. 2.3 Инструкции при направлении на техническую утилизацию целой туши, полутуши, четвертины, полученных от убоя животных на мясокомбинатах, а также каждой сданной на мясоперерабатывающие предприятия туши животного, вынужденно убитого в хозяйствах (фермах, подворьях), специалист - ветсанэксперт подразделения госветнадзора составляет заключение, обосновывающее браковку мяса со ссылкой на соответствующий раздел, пункт действующих Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов. Ветеринарный врач (ветфельдшер), проводивший забраковку, составляет заключение в двух экземплярах и представляет его на утверждение начальнику подразделения госветнадзора.
После утверждения экземпляр заключения передают (вручают) руководителю предприятия (владельцу продукции) для принятия мер по переработке забракованного мясосырья, другой экземпляр остается в делах подразделения госветнадзора (п.2.4 Инструкции).
В соответствии с пунктом 2.5 Инструкции N 13-7-2/681 при браковке мяса и мясных продуктов в цехах переработки или местах хранения (колбасном, холодильнике и др.) вследствие установления порчи специалисты подразделения госветнадзора составляют заключение также в двух экземплярах, один из которых после утверждения начальником госветнадзора передают руководителю (владельцу) подразделения предприятия.
При технической утилизации и уничтожении непригодных в пищу мяса и мясных продуктов на мясоперерабатывающих предприятиях его руководители (владельцы) и специалисты подразделения госветнадзора должны руководствоваться Инструкцией, а также "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.95, N 13-7-2/469, согласованными с заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и зарегистрированными Минюстом России 05.01.1996 N 1005 (пункт 2.11 Инструкции N 13-7-2/681). Согласно пункту 3.1 ветеринарные специалисты подразделения госветнадзора, получившие право проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, несут ответственность за ветеринарно-санитарную оценку мяса и мясопродуктов в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.2 ответственность за выполнение Инструкции возлагается на руководителей (владельцев) мясоперерабатывающих предприятий и холодильников, а также на владельцев продукции.
Согласно п. 2.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения. Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3% активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезосредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства. Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов.
В соответствии со ст. 18 Закона N 4979-1 ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
В силу п. 2.6 Ветеринарных правил обращения с биологическими отходами после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.
Доказательством того, что в процессе деятельности заявителя образуются биологические отходы, в том числе является наличие у Общества договора на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических и пищевых отходов и Акта передачи биологических отходов, представленные в материалы дела.
При этом, доказательств соблюдения указанных выше положений Ветеринарных правил обращения с биологическими отходами и Закона N 4979-1, заявитель суду не представил.
Кроме того, с учетом представленных в материалы дела доказательств, административный орган правомерно пришел к выводу о том, что в нарушение п. 3 ст. 18 TP ТС 021/2011 не обеспечивается учет пищевой продукции, не соответствующей требованиям Технических регламентов Таможенного союза; не обеспечивается направление пищевой продукции, не соответствующей требованиям, на хранение, условия осуществления которого исключают возможность несанкционированного доступа к ней, до проведения ее утилизации. Холодильник не запирающийся, со свободным доступом для посторонних лиц.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт нарушения указанных требований, в оспариваемых п. 1, п. 2, абз. 1 п. 3, пп. 2, 3, 4, 6, 7, 8 п. 3, пп. 1-5 п. 4, п. 6 Предписания.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у Девятого арбитражного апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2020 года по делу N А40-310611/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-310611/2019
Истец: АО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРЕКРЕСТОК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46178/2021
07.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-310611/19
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23519/20
30.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39000/20
16.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-310611/19