г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А56-127262/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Борисенко Т.Э.
при участии:
от заявителя: Беляков А.Ф., паспорт;
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23701/2020) ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НЕВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2020 по делу N А56-127262/2019 (судья Селезнева О.А.), принятое
по первоначальному заявлению ООО "ЛАЗУРНАЯ"
к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НЕВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
об оспаривании решения,
по встречному заявлению ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НЕВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
к ООО "ЛАЗУРНАЯ"
о взыскании 5 500 руб. за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М АВГУСТ 2019 года
УСТАНОВИЛ:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛАЗУРНАЯ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к УПФР В НЕВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (далее - заинтересованное лицо, Управление, УПФР) с заявлением об оспаривании решения от 07.11.2019 N 202S 181900 69298/р (далее - Решение) о привлечении страхователя к ответственности в виде 5 500 руб. санкций за АВГУСТ 2019 года на основании п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В суд поступило встречное заявление Управления о взыскании с Общества на основании Решения обязательных платежей и санкций в размере 5 500 руб. за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М август 2019 года.
Определение суда от 06.05.2020 встречное заявление принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным заявлением.
Решением суда от 17.08.2020 решение от 07.11.2019 N 202S 181900 69298/р о привлечении страхователя к ответственности признано недействительным, в удовлетворении встречного заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение в связи с неправильным применением судом норм материального права, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Общество не представило в установленные сроки сведения за август 2019 года, сведения представлены только 02.10.2019, сведения за сентябрь 2019 года представлены 04.09.2019, Общество извещалось о необходимости представить сведения за август 2019 года, Общество правомерно привлечено к ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Общества доводы Управления отклонил.
В судебном заседании представитель заявителя просил оставить решение суда без изменения.
Управление, надлежащим образом уведомленное о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, первоначально Общество направило в Управление отчет (Сведения о застрахованных лицах) по форме СЗВ-М за август 2019 года по каналам телекоммуникационной связи 04.09.2019, что подтверждено Протоколом проверки отчетности о получении фондом сведений от 04.09.2019, однако в данном отчете ошибочно указало вместо месяца август - сентябрь.
Позднее 01.10.2019 при направлении отчета за сентябрь Общество обнаружило допущенную ранее ошибку: опечатку в наименовании месяца в преамбуле отчета (вместо ""08" - август" указано ""09" -сентябрь").
Остальные содержащиеся в отчете сведения полностью идентичны ранее представленным.
Общество получило от УПФР "Отрицательный протокол входного контроля" от 01.10.2019 и Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ от 01.10.2019, в котором указывалось, что отчет за сентябрь Общество уже представляло.
Общество 02.10.2019 направило УПФР отчет по форме СЗВ-М "исходная" с указанием в нем исправленного отчетного периода "08", поскольку представить отчет по форме СЗВ-М "дополняющая" или "отменяющая" в силу технических возможностей программы не представлялось возможным, а отчет за август был ранее принят программой УПФР как отчет за сентябрь.
Отчет с указанием в нем верного отчетного периода "08 (август)" был принят УПФР, что подтверждается Протоколом проверки отчетности от 02.10.2019.
В ходе проведенной Управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявлено нарушение срока представления отчета за август, о чем составлен акт от 02.10.2019.
Рассмотрев акт проверки, Управление приняло Решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, посчитав, что срок представления сведений нарушен.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции решение от 07.11.2019 N 202S 181900 69298/р о привлечении страхователя к ответственности признал недействительным, в удовлетворении встречного заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ Обществом своевременно были предоставлены в Управление сведения по форме СЗВ-М за август 2019 года.
Однако при формировании данной отчетности была допущена техническая ошибка в коде отчетного периода.
В строке отчетный период ошибочно указан код отчетного периода "09" (сентябрь) вместо "08" (август). Внести изменения в графу отчетный период программа не позволяет. Поэтому отчет по форме СЗВ-М в электронном виде за август 2019 года был отправлен повторно в Управление после обнаружения ошибки при формировании отчетности за сентябрь 2019 года.
При этом доказательства того, что отчетность за сентябрь 2019 года впоследствии страхователем более не подавалась, в деле также отсутствуют и Управлением в суд не представлены.
Представленные в Управление 04.09.2019 сведения с указанием периода 09 не могли быть за отчетный период "сентябрь", так как на начало месяца будущего отчетного периода организация достоверными данными фактически не обладала.
Как установлено судом первой инстанции, до момента обнаружения и самостоятельного устранения страхователем допущенной ошибки Управление не направляло в адрес Общества уведомление выявлении и необходимости исправления каких-либо ошибок и/или несоответствий.
Наличие технической ошибки не является основанием для привлечения к ответственности.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) указал, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим (пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П); если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, можно не применять.
Согласно п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, также предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае Общество выявило и устранило допущенную ошибку в отношении застрахованных лиц самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения 02.10.2019, направив в Управление отчет по форме СЗВ-М "исходная" с указанием в нем исправленного отчетного периода "08", поскольку представить отчет по форме СЗВ-М "дополняющая" или "отменяющая" в силу технических возможностей программы не представлялось возможным, а отчет за август был ранее принят программой УПФР как отчет за сентябрь.
Отчет с указанием в нем верного отчетного периода "08 (август)" был принят УПФР, что подтверждается Протоколом проверки отчетности от 02.10.2019.
В ходе проведенной Управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, описанные выше обстоятельства выявлены, о чем составлен акт от 02.10.2019.
Рассмотрев акт проверки, Управление приняло Решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, посчитав, что срок представления сведений нарушен.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, оставляя в силе постановление суда нижестоящей инстанции, которым суд признал незаконным привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ по основанию того, что Общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения Управлением, откорректировав ошибку путем представления дополнительных сведений за указанный период, отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о незаконности принятого Учреждением решения о привлечении страхователя к ответственности и об отказе в удовлетворении встречного иска.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценке представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2020 по делу N А56-127262/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-127262/2019
Истец: ООО "ЛАЗУРНАЯ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НЕВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА