г. Пермь |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А50-11151/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, товарищества собственников жилья "Макаренко, 44",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июля 2020 года (мотивированное решение от 21 июля 2020 года),
принятое судьей Шаламовой Ю.В. при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела N А50-11151/2020,
по заявлению товарищества собственников жилья "Макаренко, 44" (ОГРН 1145958003641 ИНН 5906996284)
к ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН 1045901149524 ИНН 5906013858)
о признании недействительным решения от 26.12.2019 N 18 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Макаренко, 44" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "Макаренко, 44") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 26.12.2019 N 18 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 июля 2020 года (мотивированное решение от 21 июля 2020 года) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит названное решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования полностью.
Заявитель жалобы считает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии между председателем ТСЖ, членами правления и заявителем гражданских отношений на основании гражданско-правовых договоров; вознаграждения председателю ТСЖ, членам правления выплачиваются на основании решения общего собрания ТСЖ, а не в соответствии с трудовыми или гражданско-правовыми договорами. Заявитель в жалобе настаивает на неправомерности произведенных инспекцией доначислений страховых взносов, так как спорные выплаты в пользу председателя правления ТСЖ и членов правления ТСЖ не являются объектом налогообложения страховыми взносами, поскольку не связаны с исполнением ими гражданско-правовых договоров и не относятся к трудовым отношениям.
Инспекция представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Из материалов дела следует, что налоговым органом на основе расчета по страховым взносам за первое полугодие 2019 года проведена камеральная проверка, по итогам которой выявлены и отражены в акте выездной проверки от 28.10.2019 N 3627 нарушения законодательства о налогах и сборах (установлено неотражение в составе базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование выплат председателю и членам Правления Товарищества).
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией вынесено решение N 18 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обжаловал их в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 10.04.2020 N 18-18/47 апелляционная жалоба Товарищества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для обложения страховыми взносами выплат, произведенных ТСЖ в пользу своего председателя и членов правления.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, в том числе плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 НК РФ объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.
Аналогичные нормы до 01.01.2017 были предусмотрены пунктом 1 статьи 7 и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ.
На основании подпункта 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 65.1 ГК РФ товарищества собственников недвижимости являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).
Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ предусмотрено, что товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 123.14 ГК РФ в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащего им имущества.
В соответствии с положениями статей 144, 145 ЖК РФ органами управления ТСЖ являются собрание членов товарищества и правление товарищества.
Правление ТСЖ избирается непосредственно общим собранием членов товарищества собственников жилья, к компетенции которого также относится и определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.
Обязанности правления ТСЖ определены в статье 148 ЖК РФ. Компетенция председателя правления ТСЖ определена в статье 149 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
В соответствии с частью 2 данной статьи председатель правления действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
Таким образом, председатель правления руководит текущей деятельностью товарищества собственников жилья и имеет право давать обязательные указания и распоряжения его работникам.
В силу пункта 11 части 2 статьи 145 ЖК РФ члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.
Судами установлено, что ТСЖ "Макаренко, 44" зарегистрировано в качестве юридического лица в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета, и, исходя из положений статьи 19, пункта 3.4 статьи 23, пунктов 1, 3 статьи 419, пункта 1 статьи 430, пунктов 1, 3 статьи 432 НК РФ имеет статус страхователя и плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с уставом, утвержденным решением общего собрания собственников от 20.01.2014, ТСЖ "Макаренко, 44" создано с целью совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данном многоквартирном доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
Из пункта 7.1 устава следует, что органами управления товарищества являются общее собрание его членов (высший орган управления) и правление ТСЖ.
Как установлено налоговым органом на основании исследованных в ходе выездной проверки документов товарищество в спорные периоды произвело выплаты денежного вознаграждения за апрель, май, июнь 2019 года председателю правления Зотиной С.А. в сумме 35 100 руб. Протоколом годового общего собрания членов ТСЖ от 01.06.2018 N 1 (пунктом 9) утверждено ежемесячное вознаграждение председателю правления ТСЖ в размере 11700 руб.
Выплаченное вознаграждение председателю правления Зотиной С.А. подтверждается представленными в дело доказательствами и заявителем не оспаривается.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, верно применив нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные выплаты осуществлялись в рамках гражданско-правовых правоотношений между ТСЖ и названными лицами и связаны с выполнением последними в интересах ТСЖ услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций и в качестве таковых подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на основании пункта 1 статьи 420 НК РФ.
Спорные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением ими в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций, и в качестве таковых данные выплаты подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 N 301-КГ17-22172, от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739, от 12.09.2016 N 309КГ16-10703.
Аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 30.03.2017 N БС-4-11/5736, от 17.04.2018 N БС-4-11/7275, в письмах Минфина России от 13.03.2017 N 03-15-07/13856, от 09.04.2018 N 03-15-05/23294.
Таким образом, невключение спорных выплат в базу для начисления страховых взносов за полугодие 2019 года правомерно послужило основанием для доначисления инспекцией страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа.
Доводы заявителя о том, что в силу буквального толкования положений статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами являются только вознаграждения, выплаченные в рамках гражданско-правовых договоров, в то время как в рассматриваемом случае вознаграждение физическим лицам выплачивалось на основании гражданско-правовых отношений, возникающих не из заключенных договоров (подпункт 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ), а в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ из решений собраний, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей в случаях, установленных законом, являются и решения собраний (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 8); при этом решение собраний может порождать правовые последствия не только для лиц, имевших право участвовать в собрании, но и для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений (пункт 2 статьи 181.1).
Между тем граждане приобретают гражданские права своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК Российской Федерации). Члены правления или председатель правления, соглашаясь на осуществление определенной деятельности в интересах товарищества, принимают на себя обязанность по выполнению необходимой для этого функции по управлению и (или) контролю за деятельностью товарищества. По существу, речь идет о заключении договора между товариществом и председателем или членами правления. При этом такая деятельность предполагает осуществление товариществом выплат в пользу председателя и членов правления по решению общего собрания.
Обязанность по исчислению и уплате страховых взносов не может зависеть лишь от самого по себе факта подписания или неподписания товариществом с председателем и членами правления договора на оказание управленческих услуг.
Действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого председателю и (или) членам правления, в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью товарищества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и товариществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Указанное толкование дано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации 06.06.2016 N 1169-О и подлежит применению в рассматриваемом споре в связи с аналогичностью правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с вышеуказанной правовой позицией высших судебных инстанций, в связи с чем отклоняются.
Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июля 2020 года (мотивированное решение от 21 июля 2020 года) по делу N А50-11151/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11151/2020
Истец: ТСЖ "МАКАРЕНКО, 44"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОТОВИЛИХИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ