город Омск |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А75-4571/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по общим правилам искового производства, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А75-4571/2020 по иску акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" (ОГРН 1058602102415, ИНН 8602067215) к муниципальному учреждению "Администрация сельского поселения Салым" (ОГРН 1058601676957, ИНН 8619012790) о взыскании 38 309 руб. 99 коп., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества "Тюмень Ижиниринг",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром энергосбыт Тюмень" (далее - АО "Газпром энергосбыт Тюмень", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к муниципальному учреждению "Администрация сельского поселения Салым" (далее - Администрация, ответчик) о взыскании задолженности в размере 38 309 рублей 99 копеек за электрическую энергию, поставленную в целях компенсации потерь в сетях, за апрель 2019 года.
Решением от 01.06.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-4571/2020 исковые требования удовлетворены. С Администрации в пользу АО "Газпром энергосбыт Тюмень" взыскан долг за поставленный в апреле 2019 года ресурс в размере 38 309 рублей 99 копеек, 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация, не согласившись с принятым решением суда, обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указано, что в апреле 2019 года правоотношения сторон были урегулированы договором на поставку электроэнергии, поставка электроэнергии в апреле 2019 года осуществлялась в рамках действующего договора N 566; ответчик не является лицом, обязанным оплачивать потери.
Определением от 21.08.2020 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А75-4571/2020 по общим правилам искового производства, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, назначив дело к рассмотрению в судебном заседании на 14.09.2020.
От Администрации поступил письменный отзыв на исковое заявление с приложением документов, а именно: договора аренды муниципального имущества N 31 от 26.03.2018, договора аренды муниципального имущества N 81 от 06.05.2019, муниципальный контракт N 0187300000519000001-004397-01 от 04.02.2019, договора на оказание услуг по обслуживанию электрооборудования электрических сетей N 41216.19 от 01.04.2019, свидетельства государственной регистрации права от 05.01.2012, технического паспорта СТО РТИ 01.04.2008, кадастрового паспорта от 15.12.2011.
Определением от 14.09.2020 рассмотрение дела в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда отложено на 12.10.2020, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Тюмень Ижиниринг" (далее - АО "Тюмень Ижиниринг").
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В обоснование иска указано, что истец направил ответчику договор энергоснабжения от 01.04.2019 N 1275 для заключения.
Предметом договора является продажа истцом (поставщик) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства ответчика (потребителя).
Направленный истцом для заключения договор энергоснабжения от 01.04.2019 N 1275 не подписан ответчиком.
В подтверждение факта поставки электрической энергии ответчику истец представил в материалы дела ведомость объемов потребления, универсальный передаточный документ от 30.04.2019.
Ссылаясь на то, что оплату энергии ответчик не произвел, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения исковых требований исходя из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии со статьей 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правилами N 861 и Основными положениями N 442.
В пункте 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязан оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В силу пункта 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике величина фактических потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций, являющихся субъектами оптового рынка, оплачивается этими сетевыми организациями в установленном правилами оптового рынка порядке. При этом такие сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь.
Стоимость потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций и учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, не учитывается при определении обязательств по оплате электрической энергии участников оптового рынка - покупателей электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электроэнергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
В соответствии с абзацами 4 и 5 пункта 4 Основных положений N 442 сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства; в этом случае сетевые организации выступают как потребители. Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Согласно пункту 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Пункт 51 Правил N 861 предусматривает, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Как установлено в абзаце 1 пункта 128 Основных положений N 442, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III этого документа.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном в разделе X данного документа для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений N 442).
Применительно к спорным правоотношениям ответчик не является сетевой организацией, услуги по передаче электрической энергии не оказывает.
Из материалов дела следует, что между истцом и Администрацией заключен контракт энергоснабжения для государственных/муниципальных нужд N 566 от 01.01.2019, в соответствии с которым истец (поставщик) обязался осуществить продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью снабжения электрической энергией (пункт 2.1. договора). Перечень точек поставки согласован сторонами в приложении к договору, из которого следует, что энергия поставляется для целей уличного освещения.
Воздушные линии освещения протяженностью 1300,0 м. инв. 71:118:002:00003320, лит.1, расположенные в п. Сивыс-Ях, ЛИДС "Салым" являются собственностью муниципального образования сельское поселение Салым, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.01.2012 N 86-86-04/054/2011-120 (свидетельство N 86-АБ 303577).
Из условий заключенного сторонами контракта N 566 не следует обязанность ответчика как потребителя компенсировать истцу стоимость потерь в сетях.
Из пунктов 185, 186, 189, 190 Основных положений N 442, следует, что лицом, обязанным оплачивать фактические потери в сетях, является организация, в объектах электросетевого хозяйства которой они возникли.
Между тем, наличие вещных прав на сети не является безусловным основанием для возложения на собственника обязанности оплачивать потери.
Из материалов дела не следует и истцом не обосновано, что спорные сети не используются для передачи электрической энергии конечным потребителям. Между истцом и ответчиком не возникло взаимных прав и обязанностей в отношении объема энергии, поступающей в точки поставки истца (конечным потребителя).
По смыслу закона издержки по эксплуатации электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети. Обязанность сетевой организации по компенсации фактических потерь электроэнергии в принадлежащих ей сетях, возникающих при оказании услуг по передаче электрической энергии, прямо предусмотрена законом.
Относительно ситуаций, когда сетевой организации в управление переданы сети, которые оформлены органами местного самоуправления по правилам части первой пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеется Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, в котором указано на то, что издержки по эксплуатации электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей и получает выгоду от их эксплуатации.
Между тем, Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом органам местного самоуправления не свойственны функции по эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, включающей в себя использование их по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.
26.03.2018 между Администрацией и акционерным обществом энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" (в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в настоящее время сменило наименование на АО "Тюменьэнерго Инжиниринг") (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества N 37 сроком 1 год с 01.04.2018 по 31.03.2019, согласно которому Администрация предоставляет АО "Тюменьэнерго" в аренду муниципальное имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселение Салым, предназначенное для передачи и распределения электрической энергии, его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, указанное в приложении 1 к договору (пос. Сивыс-Ях).
В последующем 06.05.2019 между Администрацией и АО "Городские электрические сети" заключен договор аренды муниципального имущества N 81 сроком на 1 год с 06.05.2019 по 05.05.2020, согласно которому администрация сельского поселения Салым предоставляет в аренду муниципальное имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселение Салым, предназначенное для передачи и распределения электрической энергии, его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, указанное в приложении 1 к договору. Договор заключен на период с 06.05.2019 по 05.05.2020.
Учитывая последовательное заключение договоров на передачу имущества в пользование, не имеется оснований полагать, что в спорный период - апрель 2019 года, имущество находилось в фактическом пользовании и владении Администрации.
В силу пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пунктов 4, 129, 130 Основных положений N 442 и пункта 51 Правил N 861 императивно определено, что обязанным лицом по оплате электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии является владелец объектов электросетевого хозяйства. Для целей принятия указанного законодательства иными владельцами объектов электросетевого хозяйства являются также арендаторы этих объектов.
Из материалов дела также не усматривается, что Администрация осуществляла эксплуатацию спорных объектов электросетевого хозяйства с целью оказания услуг по передаче электрической энергии конечным потребителям, использования в своей деятельности.
Право распоряжения электрической энергией, не проданной гарантирующим поставщиком потребителям по заключенным договорам энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), переходит сетевой организации в силу закона, независимо от заключения или незаключения ею договора купли-продажи потерь и именно за ней законодатель предусмотрел право требовать взыскания стоимости данной электрической энергии с ее фактического потребителя.
Вместе с тем, доказательств того, что ответчик в апреле 2019 года использовал спорные сети, в материалы дела не представлено.
Определениями от 21.08.2020, от 14.09.2020 суд апелляционной инстанции предлагал истцу обосновать исковые требования, в частности, представить правовое обоснование заявленных требований применительно к статусу ответчика, принадлежности сетей и действующему в спорный период заключённому между сторонами контракту N 566, почему именно ответчик является лицом, которое обязано оплачивать потери; в отношении каких сетей предъявлен иск, пояснения по расчету (каким образом определен объем электроэнергии, природа потерь: нормативные или фактические).
Между тем, определения суда истцом не исполнены.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.
В связи с тем, что установлены основания для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
Учитывая изложенное, решение от 01.06.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-4571/2020 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на АО "Газпром энергосбыт Тюмень" по правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.06.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-4571/2020 отменить.
Рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4571/2020
Истец: АО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ ТЮМЕНЬ"
Ответчик: "АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ САЛЫМ"
Третье лицо: АО "Тюмень Инжиниринг"