г. Самара |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А55-4678/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2020 года по делу N А55-4678/2020 (судья Ануфриева А.Э.),
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ИНН 6315222985), г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс" (ИНН 6320016120), г. Тольятти,
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс" (далее - ответчик), об урегулировании разногласий.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2020 года урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора энергоснабжения между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс" и ПАО "Самараэнерго", приложение N 4 к договору изложено в редакции оферты ПАО "Самараэнерго" от 01.08.2019 N 05-3765Э.
С общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс" в пользу ПАО "Самараэнерго" взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ПАО "Самараэнерго" отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что позиция истца основана на неверном нормативно-правовом акте.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее, ссылаясь на то, что договор в редакции ПАО "Самараэнерго" предусматривает именно такую схему определения объема потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "УК "ЖЭК" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу г. Тольятти, ул. Мира 125, что подтверждается информацией с сайта ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с Протоколом внеочередного общего собрания 20.05.2019 граждане выбрали ООО УК "ЖЭК" управляющей организацией и приняли решение о заключении прямых договоров энергоснабжения по каждой квартире.
ПАО "Самараэнерго" направило ООО "УК "ЖЭК" проект договора энергоснабжения N 05-3765э от 01.08.2019 для содержания общего имущества МКД.
ООО "УК "ЖЭК" возвратило Договор (исх. 03-02-19/19 от 02.09.2019) с протоколом разногласия от 22.08.2019.
ПАО "Самараэнерго" составило и направило (исх. 1487 от 05.09.2019) протокол согласования разногласий от 05.09.2019.
ООО "УК "ЖЭК" возвратило протокол согласования разногласий несогласованным.
Согласно Протоколу согласования разногласий, стороны не пришли к согласию относительно схемы определения объемов электрической энергии для содержания общего имущества МКД - Приложения N 4 к Договору, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 426 и статье 445 Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как верно указал суд, договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения, в том числе договора снабжения электрической энергией, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (потребителям) коммунальной услуги (договоры ресурсоснабжения).
Условия договоров ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами N 124, а в части, не урегулированной этими нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (пункты 3, 16 и 18 Правил N 124).
Согласно п.4 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 (далее- Правила N 124), управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 124, ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Принимая во внимание изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что заключение договора энергоснабжения является обязательным как для истца, так и для ответчика.
Из материалов дела следует, что спорный договор заключается в целях поставки электрической энергии для содержания мест общего пользования.
Многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении ООО УК "ЖЭК" оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии, и данный факт сторонами не оспаривается.
Приложение N 4 к договору в редакции оферты ПАО "Самараэнерго" содержит схему определения объемов потребления электрической энергии, согласно которой объем электроэнергии, подлежащий оплате управляющей организацией, определяется как разница показаний общедомовых показаний приборов учета (Приложение 3.1) и показаний приборов учета потребителей, заключивших договоры с гарантирующим поставщиком (Приложение 3.2).
Пункты 7, 8 и 9 приложения N 4 в виде формулы предусматривают, что объем потребления электрической энергии определяется по сумме показаний общедомовых приборов учета, учитывающих весь объем поставленной электроэнергии, за вычетом потребления населения и нежилого помещения по показаниям индивидуальных приборов учета.
Ответчик в протоколе разногласий предлагает оставить для расчета объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, только приборы учета на места общего пользования, ссылаясь на приоритет учетного потребления коммунальных ресурсов.
Как указал ответчик, в этом случае объем электроэнергии будет определяться без учета объема зафиксированного приборами, которые установлены на общем вводе разводки по жилым помещениям. Сумма же показаний приборов учета на места общего пользования будет более точно определять объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды. Такая схема, по мнению ответчика, исключила бы излишнее начисление объема электроэнергии на ОДН, подлежащей оплате управляющей организацией, в случае несвоевременного или недостоверного предоставления сведений об индивидуальном потреблении, что является справедливым.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неверном толковании ответчиком норм права. При этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее Правила N354) Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю вжилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги(за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. (далее Правила N 354) и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Согласно п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальными или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Согласно п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу,предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с п.45 Правил N 354 если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Следовательно, исходя из содержания указанных норм, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил N 354, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, рассчитывается как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Кроме того, аналогичная норма содержится в подпункте "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Уд = Уодпу - Употр, где: Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Вместе с тем, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в МКД за расчетный период (Употр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Уодпу), не исключают перерасчет.
Из содержания приведенных норм следует императивно установленный порядок расчета потребленного на общедомовые нужды энергоресурса.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 "коллективный (общедомовый) прибор учета" -средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
При таких обстоятельствах, учитывая, что многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета в смысле приведенного понятия, отсутствуют основания не учитывать показания какого-либо из этих приборов учета при определении Уодпу (объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета) для целей определения Уд при применении формулы, установленной п. "а" пункта 21 (1) Правил N 124.
Таким образом, определение объема потребления электрической энергии осуществляется по сумме показаний общедомовых приборов учета, учитывающих весь объем поставленной электроэнергии, за вычетом потребления населения по показаниям приборов учета граждан-потребителей, что соответствует приведенным нормам.
Иного порядка определения объема потребленного энергоресурса на общедомовые нужды в МКД, оборудованным общедомовыми (коллективными) приборами учета, Правилами не предусмотрено.
Принимая во внимание вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что способ определения фактического объема (количества) коммунального ресурса, поставленного при содержании общего имущества, предложенная гарантирующим поставщиком в приложении N 4 соответствует формуле указанной в подпункте "а" пункта 21(1) Правил N 124, и основания для исключения из схемы определения объемов - из приложения N 4 отдельных точек учета и точек поставки по отдельным общедомовым приборам учета, как предлагает ответчик, отсутствуют.
Ответчик предлагал определять объем потребления с учетом не всех общедомовых приборов учета, а только части из них.
Однако, пунктом 21(1) Правил N 124 императивно установлен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, который определяется по формуле Vд = Уодпу - Vпотр,т.е. разница между общедомовыми приборами учета и индивидуальным потреблением в квартирах.
Поскольку договор в редакции ПАО "Самараэнерго" предусматривает именно такую схему определения объема потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, суд правомерно утвердил договор в редакции, предложенной ПАО "Самараэнерго".
Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2019 по делу N А55-30826/2017, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2019 по делу N А55-18528/2018, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А55-21166/2018, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2019 по делу N А55-38802/2018.
Согласно ст.173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2020 года по делу N А55-4678/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4678/2020
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
Ответчик: ООО УК "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс"