г. Вологда |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А05-4776/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" Емельянова Р.С. по доверенности от 01.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2020 года по делу N А05-4776/2020,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163069, г.Архангельск, пр.Троицкий, д.14; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" (ОГРН 1132920000564, ИНН 2906008059; адрес: 164840, Архангельская область, г.Онега, пр.Ленина, д.96А, оф.4; далее - общество) о взыскании 3 147 522 руб. 79 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 407 807 руб. 48 коп. пеней, начисленных за период с 02.03.2018 по 04.08.2020.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09.08.2020 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. Представитель подателя жалобы в судебном заседании апелляционной инстанции доводы, в ней изложенные, поддержал.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество осуществляет централизованное водоотведение на территории городского поселения г. Онега с 11.03.2014. Сброс сточных вод общество осуществляет в водный объект - болото Конинник.
Обществом в управление 07.03.2018 представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год (далее - декларация за 2017 год), согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду исчислена в сумме 146 603 руб. 04 руб., из них: 372 руб. 44 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 131 146 руб. 79 коп. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 15 083 руб. 82 коп. - плата за размещение отходов производства и потребления. Указанная плата оплачена обществом в полном объеме.
Истец провел проверку указанной декларации общества и в письмах от 28.11.2018 N 07-02-05/7614, от 24.01.2020 N 07-02-05/565, а также в требовании от 28.11.2018 указал на необходимость представления уточненной декларации за 2017 год в части платы за сброс сточных вод с применением повышающего коэффициента 25 в связи с отсутствием разрешительного документа на сброс сточных вод в болото Конинник в 2017 году.
В ответ на указанные письма управления общество в письмах от 11.12.2018 N 2000 и от 06.02.2020 N 199 заявило возражения в части применения повышающего коэффициента 25.
Заявитель произвел расчет платы за сброс сточных вод с применением повышающего коэффициента 25 и направил обществу требования от 12.03.2020 N 07-02-01/1198, 07-02-01/11994, которыми предложил уплатить имеющуюся задолженность в размере 3 147 522 руб. 79 коп. и пени за нарушение сроков оплаты задолженности в сумме 467 485 руб. 82 коп.
Поскольку названные требования ответчиком не исполнены, управление обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные истцом требования, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ).
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Определения от 10.12.2002 N 284-О разъяснил, что по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату).
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
На основании пункта 4 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Частью 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды установлено, что несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 (далее - Правила N 255).
Пунктом 8 Правил N 255 установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - постановление N 913, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Пунктом 12 Правил N 255 установлено, что при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 225 при отсутствии разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, расчет платы производится с применением повышающего коэффициента равного 25.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и подателем жалобы не опровергнуто, в связи с отсутствием у общества в 2017 году разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водный объект, расчет спорной платы произведен управлением на основании пункта 21 Правил N 255 с применением повышающего коэффициента равного 25.
Ответчик, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, не оспаривая по существу отсутствие в спорный период разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водный объект, указал на неправомерность применения в рассматриваемом случае повышающего коэффициента в связи с принятием ответчиком в спорный период исчерпывающих мер для своевременного получения такого разрешения.
Суд первой инстанции отклонил приведенные ответчиком возражения, правомерно руководствуясь следующим.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) болота относятся к поверхностным водным объектам.
В силу части 2 статьи 11 ВК РФ водный объект может быть предоставлен в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (пункт 1 части 1 статьи 22 Закона об охране окружающей среды).
В силу статьи 23 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1); при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 3).
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 4 статьи 23 Закона об охране окружающей среды).
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы установлен Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 N 2 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.06.2013 N 28900, далее - Административный регламент), в котором определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно пункту 12 данного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего регламента, либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.
Разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты; в пределах лимитов на сбросы (пункт 13 Административного регламента).
При наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались. Если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения (пункты 14, 15 Административного регламента).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее - Методика).
Согласно Административному регламенту для получения разрешения на сбросы предусмотрен перечень документов, в который включены нормативы допустимого сброса (далее - НДС) и (в случае необходимости) план снижения сбросов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество впервые обратилось в управление с проектом НДС за согласованием в феврале 2014 года.
По результатам рассмотрения проекта выявлены замечания (письмо управления от 24.03.2014 N 07-16/в1973), после устранения которых обществом указанный проект вновь представлен на согласование в апреле 2014 года.
По результатам повторного рассмотрения проект НДС был согласован управлением (письмо управления от 15.04.2014 N 07-23/в2864).
Вновь проект НДС был направлен в адрес управления на согласование в июне 2015 года. Документы представлены в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденным Приказом Минприроды России от 02.06.2014 N 246.
Письмом от 25.01.2016 N 07-23/в478 управление отказало обществу в согласовании нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты по выпуску сточных вод в болото Конинник в связи с несоответствием предложенного решения по установленной величине НДС требованиям пункта 12 Методики.
Общество обжаловало в Арбитражный суд Архангельской области отказ Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в утверждении и управления в согласовании проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект - болото Конинник.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.07.2016 по делу N А05-2986/2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.10.2016, обществу отказано в признании недействительными отказа Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в утверждении и управления в согласовании проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект болото Конинник для общества.
Нормативы допустимого сброса обществу утверждены только в феврале 2017 года.
Поскольку утвержденные нормативы не достигались обществом, для получения разрешения на сбросы требовалось разработать и согласовать план снижения сбросов в соответствии с Положением о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 N 317 (далее - Положение).
Такой план представлен обществом в управление в апреле 2017 года.
Поскольку представленный план не соответствовал требованиям Положения, в его согласовании управлением было отказано, о чем заявитель сообщил обществу в письме от 10.05.2017 N 07-01-23/в3155.
Повторно план представлен обществом в управление в июне 2017 года. Вместе с тем, поскольку часть мероприятий была направлена только на поддержание оборудования в исправном состоянии, что не соответствовало требованиям Положения, управлением отказано обществу в согласовании плана снижения сбросов, о чем сообщено письмом от 02.08.2017 N 07-01-23/в5161.
Окончательный вариант представленного обществом плана снижения сбросов согласован управлением в ноябре 2017 года, о чем обществу сообщено письмом от 17.11.2017 N 07-01-23/в7413.
Общество 11.12.2017 обратилось с заявлением о выдаче разрешения от 08.12.2017 N 1847. В приеме документов для предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на сбросы отказано, поскольку пакет документов на выдачу разрешения на сбросы не соответствовал требованиям Административного регламента, о чем управление сообщило обществу письмом от 13.12.2017 N 07-01-23/в8092.
По результатам рассмотрения документов представленных обществом в управление 21.02.2018 истцом выдано разрешение на сбросы веществ в водные объекты от 22.03.2018 (письмо управления от 26.03.2018 N 07-01-23/в1714).
Таким образом, разрешение на сбросы веществ в водные объекты получено обществом в марте 2018 года.
При этом действия управления при согласовании НДС и плана снижения сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты ответчиком не оспаривались и судебные акты, которыми указанные действия признаны незаконными, отсутствуют.
Факт неправомерных действий (бездействия) со стороны управления, направленных на затягивание рассмотрения разрешительных документов, в рамках рассматриваемого дела материалами дела не подтверждается.
Ссылки подателя жалобы на то, что действия управления им не оспаривались с целью экономии времени, не опровергают вышеизложенное.
Апелляционная инстанция отклоняет ссылку общества на приведенную им в апелляционной жалобе судебную практику, поскольку судебные акты вынесены при иных фактических обстоятельствах, в частичности, при имеющих преюдициальное значение для их рассмотрения судебных актах по иным делам.
Между тем, в рассматриваемом случае неправомерность действий управления в ходе получения разрешения на сбросы веществ в водные объекты соответствующими судебными актами не подтверждена, в ходе судебного разбирательства не установлена.
Учитывая, что общество в процессе своей деятельности в спорный период оказывало негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие выданного в установленном законом порядке разрешения оно обязано вносить плату за спорный период с учетом повышающего коэффициента.
Расчет предъявленных ко взысканию платы и пеней судом первой инстанции проверен, признан верным, подателем жалобы не оспорен. Доказательства уплаты ответчиком взыскиваемых сумм в материалах дела отсутствуют, в связи с чем иск правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2020 года по делу N А05-4776/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4776/2020
Истец: Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "ОНЕГА-ВОДОКАНАЛ"