19 октября 2020 г. |
ДелоN А83-21974/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Сикорской Н.И., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Поддубовой Елены Викторовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.07.2020 по делу N А83-21974/2019 (судья Куртлушаев М.И.)
по исковому заявлению Администрации города Алушты Республики Крым
к Индивидуальному предпринимателю Поддубовой Елене Викторовне
о взыскании задолженности, неустойки и расторжении договора аренды земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Алушты Республики Крым (далее- истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Поддубовой Елене Викторовне (далее - ответчик, Предприниматель), согласно которого просит:
- взыскать с Индивидуального предпринимателя Поддубовой Елены Викторовны в пользу Администрации города Алушты Республики Крым задолженность по арендной плате за период с 01.01.2018 по 30.09.2019 в размере 529 310,35 руб., неустойки с 31.03.2018 по 10.10.2019 в размере 29 121,02 руб.;
- расторгнуть договор аренды земельного участка, заключенный 11.06.2011 между Администрацией города Алушты Республики Крым и физическим лицом - предпринимателем Поддубовой Еленой Викторовной.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим выполнением предпринимателем своих обязательств по оплате арендных платежей согласно договору аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.07.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Взыскана с Индивидуального предпринимателя Поддубовой Елены Викторовны в пользу Администрации города Алушты Республики Крым задолженность по арендной плате за период с 01.01.2018 по 30.09.2019 в размере 529 310,35 руб., проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ за период с 31.03.2018 по 10.10.2019 в размере 29 121,02 руб.
Расторгнут договор аренды земельного участка, заключенный 11.06.2011, между Администрацией города Алушты Республики Крым и физическим лицом- предпринимателем Поддубовой Еленой Викторовной, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Сергеева-Ценского, кадастровый номер 01 103 000 00: 01: 006: 0106 (актуальный кадастровый номер 90:15:010106:892), зарегистрированного в книге записей государственной регистрации договоров аренды, земли N 01103000290001, о чем сделана запись от 28.12.2011 года за N 011030004000104. Взыскана с Индивидуального предпринимателя Поддубовой Елены Викторовны в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 20169,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ИП Поддубова Елена Викторовна обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права, в частности, применения Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков, утвержденное решением Алуштинским городским советом от 23.12.2016 N 25/79, поскольку указанное положение не регулирует порядок определения нормативной цены земли. Считает, что задолженность у ответчика по указанному договору отсутствует.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующие в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.06.2011 между Алуштинским городским советом (далее - Арендодатель) и физическим лицом-предпринимателем Поддубовой Еленой Викторовной (далее - Арендатор) заключен договор аренды земли (далее - Договор).
Пунктом 1 договора установлено, что согласно решениям Алуштинского городского совета 30 сессии 5 созыва N 30/46 от 27.08.2008 и 43 сессии 5 созыва N 43/43 от 01.07.2009 арендодатель передает, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок несельскохозяйственного назначения, земли жилой и общественной застройки, расположенный: г. Алушта, ул. Сергеева - Ценского.
В аренду передается земельный участок (кадастровый N 01 103 000 00: 01: 006: 0106 (актуальный кадастровый номер 90:15:010106:892) общей площадью 0,075 га, в том числе по угодьям: застроенные земли коммерческого и другого назначения - 0,0750 га. (пункт 2 договора).
В соответствии с пунктом 5 договора, нормативная денежная оценка земельного участка составляет по состоянию на 01.01.2011 с учетом коэффициента индексации в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.2000 N 783 -1,0:
- на период строительства объекта (01.07.2009 - 01.02.2013) - 130566,76 грн.
- с 02.02.2013 до окончания срока действия договора аренды - 652817,90 грн.
Пунктом 8 договора установлено, что договор аренды земельного участка заключен сроком на 49 лет.
Арендная плата вносится ежемесячно не позднее 30 числа каждого месяца, следующего за отчетным, в местный бюджет г. Алушты (пункт 11 договора).
В соответствии с пунктами 15, 16 договора, земельный участок передается в аренду под использование в коммерческих целях для строительства художественной мастерской. Целевое использование земельного участка: земли жилой и общественной застройки.
Данный договор аренды земли зарегистрирован в книге записей государственной регистрации договоров аренды N 01103000290001, о чем сделана запись от 28.12.2011 года за N 011030004000104.
28.12.2011 составлен Акт приема-передачи земельного участка, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок площадью 0,0750 га, расположенный: г. Алушта, ул. Сергеева - Ценского.
Согласно выписки с Единого государственного реестра юридических лиц от 29.11.2019, физическое лицо-предприниматель Поддубова Елена Викторовна зарегистрирована как Индивидуальный предприниматель с 28.08.2014.
В силу пункта 11.3 решения Алуштинского городского совета от 19.12.2014 N 5/91 "О вопросах правопреемства" - Администрация города Алушты Республики Крым выступает правопреемником в отношении договорных обязательств, заключенных органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, в том числе по договорам, подтверждающим право пользования.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка 90:15:010106:892, разрешенное использование - предпринимательство, категория земель: земли населенных пунктов, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 03.08.2017.
В связи с неисполнением обязанностей по договору аренды земли от 11.06.2011 истец направил в адрес ответчика предупреждение N 02.18/1841 от 23.10.2019 с требованием, оплатить в полном объеме образовавшуюся задолженность по арендной плате за землю и пеню, а также предупредил о расторжении договора аренды в судебном порядке. Вместе с предупреждением в адрес ответчика был направлен расчет задолженности и пени по арендной плате, Акт возврата земельного участка.
Указанное предупреждение направлено в адрес ответчика 23.10.2019, согласно квитанции N 00397 и получено им 26.10.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.
Невыполнение условий Договора о внесении арендной платы, по мнению истца, привело к образованию задолженности за соответствующий период, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей апелляционного суда полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с требованиями статьи 655 ГК РФ передача объекта недвижимости арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды(пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункты 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли по законодательству Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование объектом должна определяться с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором. При этом, изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Данная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 9330/09, от 26.01.2010 N 11487/09, от 02.02.2010 N 12404/09, в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2015 по делу N А83-965/2014, от 17.06.2016 года по делу N А83-3145/2015.
Таким образом, нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель служит обстоятельством для пересмотра размера арендной платы и подлежит самостоятельному пересчету арендатором, исходя из условий договора и нормативной денежной оценки земли.
При этом отсутствие дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка не может служить основанием для освобождения арендатора от внесения арендной платы в соответствующем размере.
Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены в Законе Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
При переоформлении права аренды земельного участка вид разрешенного использования земельного участка должен определятся в соответствии со статьей 7 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), согласно которой разрешенным использованием земельных участков признавались виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденных в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Статьей 11 Закона N 38-ЗPK определено, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЭ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.
Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Советом министров Республики Крым 12.11.2014 принято постановление N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", которым в том числе утверждена нормативная цена земельных участков (далее - постановление N 450).
В соответствии с пунктом 1 постановления N 450 установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.
Согласно пункту 2 постановления N 450 утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1).
Статьей 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66- ЗРК/2015) определено, что порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из указанной нормы и статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015 с 01.01.2017 порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
23.12.2016 Алуштинским городским советом принято решение N 25/79 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым" (далее - решение N 25/79).
Решением N 25/79 определен порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Пунктом 2.4. Положения об арендной плате определено, что годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка и рассчитывается в процентах, в соответствии с видом разрешенного использования (ВРИ).
Пунктом 2.5. Положения об арендной плате определено, что годовой размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле: АП = КСзу х % ВРИ х Ки, где: АП - годовой размер арендной платы за земельный участок; КСзу - кадастровая стоимость (нормативная цена земли); Ки - коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 2.5. Положения об арендной плате 18.08.2017 на основании решения Алуштинского городского совета N 33/116, данный пункт дополнен абзацем следующего содержания "В расчете арендной платы применяется нормативная цена, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 450 (в редакции от 29 декабря 2016 года), до установления кадастровой стоимости в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации".
Исходя из содержания пунктов 2.4. и 2.5 Положения об арендной плате основой для определения размера арендной платы с 01.01.2017 на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым является нормативная цена земли, утвержденная в пункте 2 постановления N 450.
Указанное решение было опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым - газете "Алуштинский вестник" 29.12.2016 N 51 (1334) и вступило в законную силу с 01.01.2017.
Поскольку спорные правоотношения касаются земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, необходимо применять нормативный акт соответствующего органа местного самоуправления, то есть Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков, утвержденное решением Алуштинским городским советом от 23.12.2016 N 25/79.
Аналогичную правовую позицию высказал Арбитражный суд Центрального округа в постановлениях от 27.09.2018 по делу А83-13234/2017, от 27.09.2018 N А83-13233/2017.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее - Положение), которым устанавливаются особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешённого использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую.
В силу пункта 6 Положения до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель (далее - Таблица).
Согласно пункта 15 договора от 11.06.2011, целевым использованием земельного участка является использование в коммерческих целях для строительства художественной мастерской.
В соответствии Приложением N 1 к Постановлению Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378, вышеуказанное целевое использование спорного земельного участка соответствует виду разрешенного использования "предпринимательство" (код 4.4.).
Согласно Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", виду разрешенного использования земельного участка как - "предпринимательство" (код 4.0), который предусмотрен для размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10.
Как усматривается из справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, спорный земельный участок с кадастровым номером 90:15:010106:892 поставлен на кадастровый учет 15.08.2016 как ранее учтенный, и имеет вид разрешенного использования земельного участка - "предпринимательство".
Таким образом, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу, что для расчета задолженности по арендной плате, Администрацией города Алушты Республики Крым обоснованно применен вид разрешенного использования земельного участка - "предпринимательство" (код 4.0).
Обращаясь в суд с исковым заявлением, истец просит взыскать задолженность по арендной плате за период с 01.01.2018 по 30.09.2019.
Расчет арендной платы за указанный период произведен истцом в соответствии с решением 25 сессии 1 созыва Алуштинского городского совета N 25/79 от 23.12.2016.
Нормативная цена 1 кв.м, установлена в Приложении 1 к постановлению Совета министру Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 450 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 685).
Применяемый процент в соответствии с видом разрешенного использования установлен пункте 2.4 в Приложении 1 к решению 25 сессии 1 созыва Алуштинского городского совета от 23.12.2016 N 25/79.
Где:
6 658,24 руб. - стоимость 1 кв.м, согласно Постановлению Совета министров Республики Крым, от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым"; вид разрешенного использования земельного участка (ВРИ) - "Предпринимательство", код ВРИ - 4,0, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
750 кв.м. - площадь земельного участка;
6% - арендная ставка от нормативной цены земельного участка, в соответствии с решением 25 сессии 1 созыва Алуштинского городского совета от 23.12.2016 N 25/79.
При этом, расчет арендной платы за указанный период произведен истцом с учетом коэффициентов инфляции на 2016, 2017, 2018, 2019 года, которые равны 1,064, 1,04, 1,04, 1,043 соответственно.
Так, за 2018 год:
6658,24 х 1,064 х 1,04 х 1,04 х 750 = 5 746 838,80 руб. - нормативная цена земельного участка с коэффициентами инфляции;
5 746 838,80 х 6 % = 344 810,33 руб. в год, то есть с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года;
Соответственно 344 810,33/ 12 =28 734,19 руб. в месяц.
За 2019 год (с 01.01.2019 по 30.09.2019):
6658,24 х 1,064 х 1,04 х 1,04 х 1,043 х 750 = 5 993 952,87 руб. - нормативная цена земельного участка с коэффициентами инфляции;
5 993 952,87 х 6 % = 359 637,17 руб. в год /12 мес. х 9 мес. = 269727,84 руб.
Итого: 344810,33 + 269727,84 - 55258,06 = 529 310,35 руб.
Проверив корректность представленного истцом расчета, с учетом частичной оплаты ответчиком (05.04.2018 - 55258,06 руб.) за аренду земельного участка, согласно которого задолженность за период с 01.01.2018 по 30.09.2019 составила 529 310,35 руб., суд апелляционной инстанции находит его арифметически верным, соответствующим нормам законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца
о взыскании суммы основного долга в размере 529310,35 руб.
Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по Договору в части своевременного внесения арендной платы за спорный период, истцом заявлено требование о взыскании неустойки за период с 31.03.2018 по 10.10.2019 в размере 29 121,02 рубле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Из положений статей 330 - 333 ГК РФ следует, что взыскание неустойки в качестве способа защиты нарушенного права применяется тогда, когда такая возможность установлена законом (законная неустойка) или договором (договорная неустойка).
Пунктом 14 Договора сторонами согласована пеня за нарушение срока внесения платы в размере 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым "О независимости Крыма" от 17.03.2014 со дня вступления в силу этого постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не выполняются решения Верховной Рады Украины и других государственных органов Украины, принятые после 21.02.2014. Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до принятия соответствующих нормативных актов Республики Крым.
Согласно статье 1 Закона Украины "О Национальном банке Украины" N 679- XIV от 20.05.1999 учетная ставка Национального банка Украины - это один из монетарных инструментов, с помощью которого Национальный банк Украины устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлёченных и размещенных денежных средств.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена законная неустойка за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений.
Начисление пени в размере учетной ставки НБУ на задолженность, которая определена с 01.01.2015 в рублях, в качестве базы недопустимо и противоречит нормативно-правовому регулированию в части применения меры ответственности за нарушения обязательств. К указанным правоотношениям сторон, учитывая спорный период, подлежат применению законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 27.06.2016 по делу N А83-3705/2015, от 11.12.2017 по делу N А84-4210/2017.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что начисление и взыскание пени в размере не ниже учётной, ставки Национального банка Украины от суммы недоимки в рублях Российской Федерации противоречат как Конституции Российской Федерации, гражданскому законодательству Российской Федерации, так и правовой природе неустойки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Из расчета предоставленного истцом следует, что ответчику начислены проценты за пользование чужими денежными средствам в соответствии со статьей 395 ГК РФ, за период с 31.03.2018 по 10.10.2019 в размере 29121,02 руб.
Указанный расчет процентов проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным и арифметически верным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требований в части взыскания процентов, начисленных в соответствии со статьей 395 ГК РФ за период с 31.03.2018 по 10.10.2019 в размере 29 121,02 руб.
Истец также просил суд расторгнуть договор аренды земельного участка, заключенный 11.06.2011 между истцом и ответчиком.
Частью 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Согласно пункту 60 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 ГК РФ.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно статье 619 ГК РФ, если арендатор не вносит арендную плату более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа, арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора аренды в судебном порядке. Судам следует учитывать, что даже после уплаты долга арендодатель вправе в разумный срок предъявить иск о расторжении договора. Однако непредъявление такого требования в течение разумного срока с момента уплаты арендатором названного долга лишает арендодателя права требовать расторжения договора в связи с этим нарушением.
Исходя из пунктов 28-30 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" договор аренды может быть расторгнут в связи с внесением арендной платы не в полном объеме, если данное нарушение суд признает существенным. Основанием для расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей. Арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (часть 3 статьи 619 ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, истцом в адрес ответчика направлялось предупреждение о необходимости исполнения арендатором договорного обязательства в разумный срок и предложение о расторжении спорного договора аренды.
Право требовать расторжения договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения.
Судом первой инстанции установлено, что у ответчика имеется задолженность по внесению арендных платежей более двух раз подряд, т.е. имеются существенные нарушения условий договора.
Также, по мнению судебной коллегии, является обоснованным вывод суда о том, что истцом представлены доказательства существенного нарушения ответчиком условий договора применительно к пункту 2 статьи 450 ГК РФ.
Таким образом, коллегия судей приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие оснований для расторжения спорного договора аренды по требованию арендодателя в связи с существенным нарушением арендатором условий договора.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о расторжении договора аренды земельного участка, заключенного 11.06.2011 между Администрацией города Алушты Республики Крым и физическим лицом- предпринимателем Поддубовой Еленой Викторовной, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Сергеева-Ценского.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований Администрации города Алушты Республики Крым в полном объеме.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.07.2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.07.2020 по делу N А83-21974/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Поддубовой Елены Викторовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21974/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ИП Поддубова Елена Викторовна