город Омск |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А46-6789/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7226/2020) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Омской области от 29.06.2020 по делу N А46-6789/2020 (судья Солодкевич И.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (межрайонное) (ОГРН 1025501168076, ИНН 5503060830, 644082, Омская область, г. Омск, ул. Семиреченская, д. 18) к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Весёлополянский" (ОГРН 1055535001290, ИНН 5519008522, 646150, Омская область, Любинский район, с. Весёлая Поляна, ул. Октябрьская, д. 6) о взыскании 5 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (межрайонное) (далее также - заявитель, страховщик, управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Весёлополянский" (далее также - СПК "Весёлополянский", кооператив, страхователь) о взыскании 5 000 руб. штрафов за совершение правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), выразившегося в непредставлении в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года в размере 500 руб., за ноябрь 2018 года в размере 500 руб., за декабрь 2018 года в размере - 500 руб., за январь 2019 года в размере 500 руб., за февраль 2019 года в размере 500 руб., за март 2019 года в размере 500 руб., за апрель 2019 года в размере 1000 руб., за май 2019 года в размере 1 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.06.2020 по делу N А46-6789/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М обществом не были представлены, что, по мнению подателя жалобы, подтверждает наличие оснований для удовлетворения требований учреждения.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Кооператив сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "исходная"):
за январь 2019 года представил 14.02.2019 в отношении 31 застрахованного лица; 10.07.2019 кооперативом представлены сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица;
за февраль 2019 года - 14.03.2019 в отношении 30 застрахованных лиц; 10.07.2019 кооперативом представлены сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица;
за март 2019 года - 10.04.2019 в отношении 30 застрахованных лиц, а 10.07.2019 кооперативом представлены сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица;
за апрель 2019 года - 14.05.2019 в отношении 31 застрахованного лица, а 10.07.2019 кооперативом представлены сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") в отношении 2 застрахованных лиц;
за май 2019 года - 14.06.2019 в отношении 32 застрахованных лиц, а 10.07.2019 кооперативом представлены сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") в отношении 2 застрахованных лиц; за октябрь 2018 года - 12.11.2018 в отношении 31 застрахованного лица, а 10.07.2019 кооперативом представлены сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица;
за ноябрь 2018 года - 17.12.2018 в отношении 31 застрахованного лица, а 10.07.2019 кооперативом представлены сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица;
за декабрь 2018 года - 11.01.2019 в отношении 31 застрахованного лица, а 10.07.2019 кооперативом представлены сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица.
Управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и начальником управления от 01.08.2019 N N 065S18190008524, 065S18190008525, 065S18190008526, 065S18190008527, 065S18190008528, 065S18190008529, 065S18190008530, 3 А46-6789/2020 065S18190008531.
Начальником управления приняты решения о привлечении кооператива к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.09.2019 N N 065S19190009389, 065S19190009390, 065S19190009391, 065S19190009386, 065S19190009387, 065S19190009388, 065S19190009392, 065S19190009393.
На основании указанных решений кооператив привлечен к ответственности в виде штрафа в общем размере 5 000 руб. по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В адрес кооператива направлены требования об уплате финансовой санкции от 03.10.2019 N N 065S01190012260, 065S01190012259, 065S01190012258, 065S01190012264, 065S01190012262, 065S01190012261, 065S01190012257, 065S01190012256.
Срок для добровольного исполнения указанных требований был установлен до 22.10.2019.
Неисполнение кооперативом в установленный срок в добровольном порядке указанных требований послужило основанием для обращения управления в Арбитражный суд Омской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда Омской области от 05.03.2020 по делу N А46-3116/2020 управлению отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Неисполнение обществом требования явилось основанием обращения учреждения в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем пенсионный орган не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Статьями 5 и 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Кооператив, в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Закона N 27-ФЗ является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должен исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В преамбуле Закона N 27-ФЗ определено, что данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же правовым актом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае страховщиком заявлено требование о взыскании с кооператива финансовой санкции в сумме 5 000 руб.
Из перечисленных ранее решений управления следует, что основанием для их принятия послужил вывод о непредставлении СПК "Весёлополянский" в орган пенсионного фонда в установленный Законом N 27-ФЗ срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Между тем при решении вопроса о привлечении к ответственности в соответствии с Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок, и на то, что по смыслу действующего законодательства первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии страхователем самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться в качестве недостоверных сведений или сведений, предоставленных не в полном объеме.
Как было указано выше, кооператив сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "исходная") за спорные периоды представлены своевременно.
При этом, СПК "Весёлополянский", самостоятельно обнаружив ошибки в первоначально представленных сведениях, за пределами срока, установленного Законом N 27-ФЗ, представил дополняющие формы СЗВ-М за спорные периоды в отношении застрахованных лиц, данные о которых отсутствовали в исходных формах, предоставленных в установленные законом сроки.
Для представления ежемесячной отчетности о застрахованных лицах постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов:
- код "исхд" ("исходная форма") указывается при первичной подаче формы СЗВМ за данный отчетный период;
- код "доп" ("дополняющая форма") указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" ("отменяющая форма") указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Так, согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н).
Согласно нормам раздела IV Инструкции N 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также порядок привлечения и освобождения от ответственности в указанном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже представлены в Пенсионный фонд;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом в абзаце третьем пункта 39 Инструкции N 766н указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции N 766н позволяют установить, что исправления и корректировки сведений при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке и не квалифицируются в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и положений пункта 39 Инструкции N 766н позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым относятся, в том числе, действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, самостоятельное выявление ошибки до ее обнаружения пенсионным фондом представляет собой реализацию страхователем предоставленного ему права на уточнение (исправление) представленных сведений за соответствующий период путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Иными словами, по смыслу действующего законодательства (с учетом практики его применения), первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
Самостоятельно выявив ошибку до её обнаружения страховщиком, кооператив реализовал свое право на уточнение (исправление) предоставленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к СПК "Весёлополянский" финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Соответственно, учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства (с учетом практики их применения), поскольку исходные сведения о застрахованных лицах за спорные периоды направлены кооперативом в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Законом N 27-ФЗ срок, и что неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена страхователем путем направления корректирующих сведений, следовательно, в настоящем случае у заявителя отсутствовали правовые основания для привлечения кооператива к ответственности, установленной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Принимая во внимание, что СПК "Весёлополянский" самостоятельно исправил допущенные ошибки в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах, до выявления их заявителем, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, суд пришел к правильному выводу о том, что решения о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не соответствует требованиям Закона N 27- ФЗ, в связи с чем, основания для удовлетворения требования заявителя о взыскании с кооператива штрафных санкций в общем размере 5 000 руб., отсутствуют.
Учитывая обстоятельства спора, юридически значимые действия страхователя и проверив обоснованность выводов пенсионного органа, суд апелляционной инстанции полагает требования учреждения не подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о наличии в действиях общества признаков правонарушения отклоняются на основании изложенного выше. Суд апелляционной инстанции принимает во внимание выработанную по настоящей категории дел судебную практику, предписывающую руководствоваться при оценке действий страхователей не исключительно формальным подходом, а учитывать инициативность позиции страхователя, направленной на представление в пенсионные органы достоверной информации в целях обеспечения функционирования системы обязательного социального страхования.
Оставив без удовлетворения требования учреждения, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение по делу.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение от обязанности по уплате государственной пошлины освобождено, в связи с чем судебные расходы не подлежат распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 29.06.2020 по делу N А46-6789/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6789/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОМСКОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "ВЕСЁЛОПОЛЯНСКИЙ"