г. Воронеж |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А64-3003/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М., судей Сурненкова А.А.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями Офицеровой А.В. и Ануфриевой А.П.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовмаш": до перерыва и после перерыва: Боевой С.Ю., представителя по доверенности N 25 от 30.12.2019, паспорт РФ, Лузениной Т.В., представителя по доверенности N 61 от 23.01.2020, паспорт РФ;
от акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы": до перерыва и после перерыва: Савватеева Э.Г., представителя по доверенности N 4 от 21.07.2020, паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовмаш" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2020 по делу N А64-3003/2019 по иску акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909) к акционерному обществу "Тамбовмаш" (ОГРН 1026801223679, ИНН 6829000130) о взыскании 1 105 032,95 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - АО "ТКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к акционерному обществу "Тамбовмаш" (далее - АО "Тамбовмаш", ответчик) о взыскании по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 6 от 01.06.2014 платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период июль - август 2018 года в сумме 925 688,43 руб., платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему городской канализации за период июль - август 2018 года в сумме 85 712,25 руб., пени в размере 254 234,82 руб. за период с 11.10.2018 по 04.02.2020, с 05.02.2020 по день фактической оплаты (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2020 уточненные исковые требования АО "ТКС" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, полагая его незаконным и необоснованным АО "Тамбовмаш" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 апелляционная жалоба АО "Тамбовмаш" была принята к производству.
Определением от 03.07.2020 по делу назначена комиссионная судебно-строительная экспертиза, производство которой поручено экспертам АНО "Судебно-криминалистический центр" Малыгину Эдуарду Анатольевичу и Клычникову Роману Юрьевичу. Производство по делу приостановлено до окончания производства экспертизы. Срок производства экспертизы установлен до 30.08.2020.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2020 производство по делу возобновлено.
По ходатайству экспертов срок проведения экспертизы по делу продлен до 06.10.2020.
09.10.2020 в суд поступило заключение экспертов от 02.10.2020 N 43/07-20/СЭ.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 14.10.2020 с учетом заключения экспертов представители АО "Тамбовмаш" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель АО "ТКС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 14.10.2020 был объявлен перерыв до 21.10.2020.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1 статьи 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, судебная коллегия находит необходимым решение суда первой инстанции отменить.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ТКС" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ОАО "Тамбовмаш" (абонент) был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 6 от 01.06.2014 (далее - договор), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, приняла на себя обязательство подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент - оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод от абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Ориентировочная стоимость поданной холодной воды, принятых сточных вод, размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, составляет: водоотведение, количество 42 000 м3 в год, стоимость 543,04000 тыс. руб. в год.
Пунктом 8 Договора закреплено, что расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводо-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства РФ (пункт 11 договора).
В силу подпункта "е" пункта 14 договора, абонент принял на себя обязательство производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством РФ, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Согласно поданной абонентом организации водопроводно-канализационного хозяйства Декларации о составе и свойствах сточных вод на 2018 год от 01.01.2018 (т. 1, л.д. 43-44), фактическая концентрация загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента по загрязняющему веществу "Взвешенные вещества" составляет 240 мг/дм3, медь 0,103 мг/дм3.
02.07.2018 истец в присутствии представителя ответчика произвел контрольный отбор проб сточных вод ответчика из контрольного колодца, по факту отбора проб составлен Акт отбора проб сточных вод N 130 от 02.07.2018 (т. 1, л.д. 46).
Согласно Протоколу исследования КХА N 678 от 05.07.2018 результатов количественного химического анализа сточной воды у ответчика обнаружено превышение максимально допустимых значений по приложению N 5 к Правилам N 644, а именно по взвешенным веществам, рН, меди (т. 1, л.д. 47-48), в связи с чем, истец в соответствии с пунктом 123 Правил водоснабжения и водоотведения рассчитал плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, которая составила 925 688,43 руб. за период с июля по август 2018 года.
Также истцом была рассчитана плата за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему городской канализации в размере 85 712,25 руб. за период июль - август 2018 года.
Истцом ответчику для оплаты были выставлены счета-фактуры N ВВ026038 от 30.09.2018, N ВВ026039 от 30.09.2018, а также направлены акты N ВВ021902 от 30.09.2018, N ВВ019162 от 30.09.2018 (т. 1, л.д. 36-39).
Претензией N 01-05-0126 от 16.01.2019 истец предложил ответчику погасить имеющуюся задолженность.
Ссылаясь на то, что ответчиком оплата в добровольном порядке не была произведена, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском (уточненным), начислив также неустойку в размере 254 234,84 руб. за период с 11.10.2018 по 04.02.2020, а также заявив о взыскании пени по день фактического исполнения обязательства.
Удовлетворяя уточненные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Обязательства сторон возникли из Договора холодного водоснабжения и водоотведения N 6 от 01.06.2014.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) органы местного самоуправления устанавливают нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод исходя из необходимости предотвращения негативного воздействия на водные объекты организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 29.11.2013 N 1386 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Тамбовской области согласно приложению N 1 (далее - Постановление N 1386).
Согласно п. 10 Постановления N 1386 производится расчет платы за отведение сточных вод сверх установленных абоненту нормативов по составу сточных вод.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к качеству сточных вод абонентов, имеющих различную правовую природу и целевую направленность: предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Соблюдение абонентами указанных требований обеспечивается взиманием организациями водопроводно-канализационного хозяйства двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок расчета и взимания которой в соответствии с Постановлением от 31.12.1995 N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой определяется Правилами N 644.
На основании пункта 19 Правил N 644, к договору холодного водоснабжения применяются положения о договоре энергоснабжения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящими Правилами и иными принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора холодного водоснабжения.
В силу пункта 24 Правил N 644, к договорам водоотведения применяются положения о договоре возмездного оказания услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящими Правилами и принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно статьям 779, 781 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, абонент должен обеспечивать и проводить лабораторный контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля.
На основании пункта 111 Правил N 644, абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 113 Правил N 644, сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
Пунктом 114 Правил N 644 предусмотрено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
За негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения (за превышение максимально допустимых концентраций (МДК)) начисление производится на основании Раздела VII Правил N 644.
Согласно пункту 118 Правил N 164, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил N 164).
В соответствии с пунктом 85 Правил N 644, контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Правила N 525).
На основании пункта 18 Правил N 525, отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (пункт 27 Правил N 525).
Согласно пункту 38 Правил N 525 результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Из представленных в материалы дела Акта отбора проб сточных вод N 130 от 02.07.2018, следует, что отбор произведен в местах (контрольных канализационных колодцах), согласованных сторонами (т. 1, л.д. 46).
Как усматривается из акта, отбор проб был произведен в присутствии представителей ответчика, и в них зафиксировано, что емкости с пробами промаркированы, упакованы в пакеты, пакеты опломбированы одноразовыми пломбами в порядке п. 32 Правил N 525.
Пунктом 28 Правил N 525 предусмотрено, что при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
Акта отбора проб сточных вод N 130 от 02.07.2018 подписан ответчиком с замечанием "Взятие проб произведено при неисправной канализации".
Отклоняя возражения ответчика, суд первой инстанции указал, что ответчик не воспользовался своим правом оспорить в установленном порядке результаты исследования пробы, результат параллельного отбора проб в адрес истца своевременно не представил.
Ссылка ответчика на то, что отбор проб был произведен при наличии неисправной канализации и наличие подпора, в подтверждение чего представлены письма ответчика N 2690 от 21.06.2018, N 1974 от 06.07.2018, ответ истца N 01-05-2326 от 30.07.2018, также была отклонена судом, поскольку сторонами были представлены доказательства откачки воды, а именно копия Журнала регистрации транспорта (т. 1, л.д. 99-101, 109-110).
Кроме того, суд принял во внимание, что акт N 130 от 02.07.2018 не содержит указание на наличие подпора.
Ссылка ответчик, что повышение уровня в выпускном колодце обусловлено аварией, в подтверждение чего представлено письмо истца N 01-05-2800 от 07.09.2018 (т. 1, л.д. 106) ответ МКУ "ЕГЦДС" об аварии 18.04.2018 на линии канализации диаметром 1000 в районе д. 9 по ул. Монтажников г. Тамбова (т. 2, л.д. 71), судом признаны неотносимыми к заявленному периоду. По этой же причине суд не принял во внимание письма N 23-3319 от 03.09.2019, N 5/3219/2 от 10.09.2019, N 01-05-2800 от 07.09.2018 (т. 2, л.д. 5, 6, 7), поскольку они касаются иного периода и иной аварии.
Относительно акта экспертного строительно-технического исследования N 1609/50 от 28.01.2020 судом указано, что выводы данного акта имеют исключительно вероятностный характер в части наличия подпора в момент отбора проб или наличия иных факторов, препятствующих отбору.
В соответствии с пунктами 67, 68 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Согласно Протокола исследования КХА N 678 от 05.07.2018 результатов количественного химического анализа сточной воды у ответчика обнаружено превышение максимально допустимых значений по приложению N 5 к Правилам N 644, а именно по взвешенным веществам, рН, меди (т. 1, л.д. 47-48).
Таким образом, отклонив доказательства, представленные ответчиком, суд пришел к выводу, что им не опровергнут факт сброса сточных вод с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, исковые требования в части взыскания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период июль - август 2018 года в размере 925688,43 руб. заявлены обоснованно, подлежат удовлетворению.
Поскольку по результатам отбора проб (Акт отбора проб сточных вод N 130 от 02.07.2018) выявлено превышение нормативов по составу сточных вод по загрязняющим веществам (Протокол исследования КХА N 678 от 05.07.2018), истец суд также счел правомерным начисление платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему городской канализации за период июль - август 2018 года в размере 85 712,25 руб, а также пени по день фактической оплаты суммы основного долга начиная с 05.02.2020 в соответствии с п. 6.2 ст. 14 ФЗ РФ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить полностью, так как судом были правильно применены нормы материального права, но неполно и неправильно установлены фактические обстоятельства дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства заявителя о назначении экспертизы по делу нельзя признать правомерным, поскольку необходимо было дать оценку доводам сторон, в том числе совокупности представленных ответчиком доказательств, с использованием специальных знаний в области техники и гидротехники. Обстоятельства, на которых основывались возражения ответчика, были признаны судом юридически значимыми, однако, оценка доказательств, содержащих сведения о возможном наличии подпора в колодце, связанном с контрольным, который мог привести к смешению вод в свободно падающей струе, произведена судом формально, без учета системы водоотведения на спорном участке и характера гидравлической связи между различными участками сети.
Назначая строительно-техническую экспертизу, суд апелляционной инстанции исходил из следующих обстоятельств, подтвержденных имеющимися в материалах дела доказательствами: наличия единой системы водоотведения (схема канализационных сетей), связывающей контрольный колодец и колодец Ду1000, в котором имело место препятствие для слива в период с апреля по ноябрь 2018 (ответ МКУ "ЕГЦДС" об аварии 18.04.2018 на коллекторе Ду 1000, письма N 23-3319 от 03.09.2019, N 5/3210/2 от 10.09.2019, N 01-05-2800 от 07.09.2019) а также сведений о марке откачивающей машины и времени ее работы непосредственно перед забором проб (с 9.15 до 9.30 согласно Журнала регистрации транспорта (т. 1, л.д. 99-101, 109-110).
Согласно комиссионному заключению экспертов N 43/07-20/СЭ от 02.10.2020, между колодцем Ду1000 и колодцем, из которого произведен отбор проб, имеется последовательная гидравлическая связь без боковых трубопроводов. Исходя из уровня расположения указанных колодцев, возможно образование подпора с поступлением сточных вод - содержания колодца Ду 1000, расположенного ниже, но создающего преграду для движения стоков самотеком. Исходя из минимального уровня подпора, максимально возможного отбора сточных вод вакуумной машиной КАМАЗ с размером цистерны 7,0 куб.м с 9.15 до 9.30 часов, могло иметь место лишь снижение уровня сточных вод на связанных участках, так как сточные воды и при минимально подпоре могли заполнить внутриплощадочную сеть на удалении 67.5-м от колодца.
Возражения АО "Тамбовские коммунальные системы" относительно данного обстоятельств со ссылкой на отсутствие подпора в колодце КК38 на 30.07.202 и 21.08.2020 не могут быть приняты во внимание, так как они не имеют отношения к спорному периоду и их оценка также требует исследования обстоятельств и специальных познаний.
Таким образом, вывод экспертов о возможном смешении сточных вод из аварийного колодца и от хозяйственной деятельности ответчика представляется обоснованным.
Учитывая, что при неоспоренных исходных данных эксперты исходили из минимальных и максимальных значений, выводы эксперта не носят вероятностный характер, так как вероятным в этом случае может являться лишь промежуточное значение. В этой связи судом апелляционной инстанции отклоняются возражения истца против принятия заключения экспертов за основу.
Выводы экспертов получены в ходе визуального осмотра, инструментального исследования, геодезической съемки спорных объектов. Мотивировочная часть заключения изложена последовательно, логично, не содержит неясностей или противоречий.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным, основываясь на заключении экспертов, в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в деле, прийти к выводу о недоказанности оснований исковых требований.
Вопреки требованиям ст.65 АПК РФ, истец не доказал, что данные лабораторного исследования результатов количественного химического анализа сточной воды о превышении максимально допустимых значений по взвешенным веществам (рН, меди), содержащиеся в Протоколе исследования КХА N 678 от 05.07.2018, относятся к сбросам в канализационную сеть, исходящим от ответчика. Довод о соблюдении порядка отбора и наличии свободно падающей струи не может повлиять на выводы суда.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина по иску подлежит отнесению на истца, в размере 1 606 руб. подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета (с учетом увеличения заявленных исковых требований).
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб., а также расходы за проведение судебной экспертизы по делу в размере 87 179 руб. подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Уплаченные акционерным обществом "Тамбовмаш" за проведение экспертизы денежные средства в размере 87 179 руб. подлежат перечислению с лицевого (депозитного) счета Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, Автономной некоммерческой организации "Судебный экспертно-криминалистический центр".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2020 по делу N А64-3003/2019 отменить.
В удовлетворении исковых требований акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909) отказать.
Взыскать с акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909) в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 1 606 рублей.
Взыскать с акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909) в пользу акционерного общества "Тамбовмаш" (ОГРН 1026801223679, ИНН 6829000130) расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей, а также расходы за проведение судебной экспертизы по делу в размере 87 179 рублей.
Перечислить с лицевого (депозитного) счета Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, денежные средства в размере 87 179 (восемьдесят семь тысяч сто семьдесят девять) рублей (платежные поручения N 2386 от 07.05.2020, N 6367 от 13.10.2020), уплаченные акционерным обществом "Тамбовмаш" за проведение экспертизы, Автономной некоммерческой организации "Судебный экспертно-криминалистический центр" по платежным реквизитам, указанным в заявлении.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3003/2019
Истец: АО "Тамбовские коммунальные системы"
Ответчик: АО "Тамбовмаш"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, АНО "Судебный экспертно-криминалистический центр", Муниципальное казенное учреждение "Единая городская центральная диспетчерская служба" (МКУ "ЕГЦДС")
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-187/2021
17.11.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1695/20
12.07.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-187/2021
16.03.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1695/20
31.03.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-187/2021
23.10.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1695/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3003/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3003/19