город Ростов-на-Дону |
|
26 октября 2020 г. |
дело N А32-25924/2020 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2020 (резолютивная часть) по делу N А32-25924/2020 (мотивированное решение от 14.09.2020)
по заявлению публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании незаконным и отмене постановления от 09.06.2020 по делу о назначении административного наказания N 10317000-444/2020 за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 9 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт" (далее - заявитель, общество, ПАО "НМТП") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 09.06.2020 N 10317000-444/2020 о привлечении ПАО "НМТП" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 9000 руб. по каждому постановлению (с учетом выделения определением от 02.07.2020 в отдельное производство требований об оспаривании указанных постановлений).
Решением суда от 27.08.2020 (резолютивная часть) (мотивированное решение от 14.09.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "НМТП" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что товар фактически находился под таможенным контролем с 17.08.2018 22:54, как указано в Подтверждении N 10317100/170818/000447. В силу пункта 12 Приказа ФТС от 29.12.2012 N 2688 со дня регистрации таможенным постом документов, представленных перевозчиком для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении. Соответственно, в силу п. 12 Порядка N 2688 с 17.08.2018 с 22:54 товар, находящийся в контейнерах на т/х "Maersk Gironde", был помещен на временное хранение в ПЗТК ПАО "НМТП", что подтверждается записью в грузовом манифесте. Произошла задержка с грузовыми операциями по причине плохой погоды и дата, указанная в графе 2 отчета "дата и время помещения на склад" 17.08.2018, является верной и соответствует выданному ранее подтверждению, новое подтверждение таможенный орган не оформлял.
По итогам межведомственного рабочего совещания работников ПАО "НМТП" и сотрудников Новороссийского центрального таможенного поста, осуществляющего контроль за функционированием постоянной зоны таможенного контроля ПАО "НМТП", подтверждена правильность заполнения ПАО "НМТП" отчетности по форме ДО-1 с указанием в графе 2 "Дата и время помещения на склад" даты и времени, определенного в Подтверждении, на всю судовую партию. В жалобе также указано, что общество повторно привлечено за совершение одного правонарушения - в протоколах об административных правонарушениях по факту предоставления ПАО "НМТП" 21.08.2018 в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, указано одно действие, содержащее один и тот же состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ.
В суд поступил отзыв Новороссийской таможни на апелляционную жалобу ПАО "НМПТ", в котором таможня просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 17.08.2018 в порт Новороссийск прибыл теплоход (далее т/х) "Maersk Gironde". В соответствии со ст. ст. 88, 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), при прибытии товаров на таможенную территорию Союза капитаном судна в лице представителя судового агента ООО "Глобал Оушен Сервис", в Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни были представлены, в том числе, следующие документы: генеральная декларация от 17.08.2018, грузовая декларация от 17.08.2018, обращение капитана т/х "Maersk Gironde" от 17.08.2018, коносаменты в количестве 312 штук, в соответствии с которыми на борту судна находилось 438 контейнеров с товарами, подлежащими выгрузке.
17.08.2018 в 22 час. 52 мин., в соответствии с п.п. 9-11 "Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах", утвержденного приказом ФТС России N 2688 от 29.12.2012 (далее Порядок), представленные в Новороссийский центральный таможенный пост транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения), были зарегистрированы путем оформления подтверждения N 10317100/170818/000447 о регистрации в 22 час. 54 мин. документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
ПАО "НМТП" 21.08.2018 сформировало и представило в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, которые были зарегистрированы за номерами 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014 (всего 277 отчетностей).
В указанные отчетности входили, в том числе отчетность по форме ДО-1 10317100/210818/0020923.
В результате проверки документов и сведений, указываемых в представляемых ПАО "НМТП" документах отчета по форме ДО-1, было установлено нарушение - отчетность по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020923 содержит недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2), что является нарушением установленного п. 30 Приказа ФТС России от 29.12.2012 N 2688, ст. ст. 13, 90, 92 Федерального закона и ст. 400 ТК ЕАЭС порядка представления в таможенный орган отчетности по форме ДО-1.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Новороссийской таможни в отношении ПАО "НМТП" составлен протокол об административном правонарушении от 26.05.2020 N 10317000-444/2020 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
В протоколе указано, что ПАО "НМТП" допущено представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, поскольку в ходе проверки сведений, представленных в указанной отчетности по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020923, установлено, что в графе 2 "сведения о дате и времени помещения на склад" указана дата - 17.08.2018, в то время как фактически данные товары выгружены на территорию зоны таможенного контроля ПАО "НМТП" только 20.08.2018, что подтверждается тальманской распиской ПАО "НМТП", оформленной тальманом Нгуен И.В. за смену с 19 час. 00 мин. 20.08.2018 по 07 час. 00 мин. 21.08.2018.
Протокол составлен с участием представителя ПАО "НМТП".
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Новороссийской таможни вынесено постановление от 09.06.2020 N 10317000-444/2020 о привлечении ПАО "НМТП" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 9000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности от 09.06.2020 N 10317000-444/2020, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу статьи 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Место временного хранения товаров является постоянной или временной зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии со статьей 217 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) (часть 7 статьи 90 Закона о таможенном регулировании).
Местами временного хранения товаров (далее - МВХ) в числе других названы склады временного хранения (далее - СВХ) (статья 99 Таможенного кодекса).
В силу статей 90, 91, 99, 100 Закона о таможенном регулировании МВХ являются как СВХ, так и иные места в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. МВХ являются зоной таможенного контроля. Размещение товаров в МВХ подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза.
Под СВХ понимается специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров (часть 1 статьи 411 Таможенного кодекса).
При этом владелец СВХ обязан, в том числе, вести учет товаров, находящихся на СВХ, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов (статья 414 Таможенного кодекса).
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 90 Закона о таможенном регулировании место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта относится к иным местам временного хранения.
По общему правилу, установленному частью 3 статьи 100 Таможенного кодекса, частью 6 статьи 91 Закона о таможенном регулировании, товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
При помещении товаров на СВХ или в иные места временного хранения, в которых в соответствии со статьей 90 Закона о таможенном регулировании может осуществляться временное хранение товаров, перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган документы, определенные пунктом 1 статьи 100 Таможенного Кодекса (часть 1 статьи 91 Закона о таможенном регулировании).
Для помещения товаров на временное хранение названые лица вправе представить таможенному органу документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, при условии, что такая предварительная информация содержит сведения, необходимые для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение (часть 2 статьи 91 Закона о таможенном регулировании).
Подача документов в таможенный орган может быть осуществлена в электронном виде (часть 3 статьи 91 Закона о таможенном регулировании).
Согласно ст. 414 ТК ЕАЭС, владелец склада временного хранения, в том числе, обязан вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 5 ст. 90 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя, в частности обязанность представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении.
В силу положения п. 5 ст. 92 Федерального закона получатель товаров обязан предоставлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии со ст. 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о таможенном регулировании лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пунктах 2 - 12 части 1 статьи 90 настоящего Федерального закона, в числе прочих отнесены к субъектам, для которых Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом.
Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в течение одного часа с момента подачи таких документов в таможенный орган с учетом времени работы таможенного органа и выдает лицу, указанному в части 1 статьи 91 Закона о таможенном регулировании, подтверждение о регистрации документов (часть 4 статьи 91 Закона).
Порядок совершения таможенным органом таможенных операций, связанных с регистрацией документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдачей подтверждения об их регистрации, устанавливается в соответствии с законодательством государств - членов о таможенном регулировании (часть 2 статьи 100 Таможенного кодекса).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, устанавливает порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдачи подтверждения о регистрации документов (часть 5 статьи 91 Закона о таможенном регулировании), порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на СВХ и в иные места временного хранения, а также при хранении и выдаче товаров (часть 7 статьи 91 Закона).
Порядок ведения и предоставления отчетности в таможенный орган на момент представления обществом отчетности по форме ДО-1 был установлен (в период до мая 2019 года) Приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (далее - Порядок N 2688).
Согласно пункту 30 Порядка N 2688 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении, в том числе по форме ДО-1 - отчетность, формируемую при принятии товаров на хранение (приложение N 5 к Приказу).
Формы отчетности владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лицом, ими уполномоченным, и печатью.
Положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в статье 18 также предусматривают, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях с учетом абзаца второго настоящего пункта.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что в отчетности по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020923 установлено, что в графе 2 "сведения о дате и времени помещения на склад" указана дата - 17.08.2018, в то время как фактически товары выгружены на территорию зоны таможенного контроля ПАО "НМТП" только 20.08.2018.
Таким образом, наличие в действиях ПАО "НМТП" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ, является доказанным.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия всех необходимых и возможных мер для недопущения правонарушения.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что товар фактически находился под таможенным контролем с 17.08.2018 22:54, как указано в Подтверждении N 10317100/170818/000447; произошла задержка с грузовыми операциями по причине плохой погоды и дата, указанная в графе 2 "дата и время помещения на склад", является верной.
Общество подтверждает, что фактически товар был выгружен 20.08.2018.
Согласно пояснениям общества, после установления нормальных погодных условий судно было повторно ошвартовано, а затем выгружен товар.
Таким образом, фактически товары выгружены на территорию зоны таможенного контроля ПАО "НМТП" только 20.08.2018, что свидетельствует о недостоверности даты, указанной в графе 2 отчета.
Ссылки общества на консультирование таможенного органа и результаты рабочего совещания, не могут быть приняты судом как не отвечающие требованиям ст. ст. 67, 68 АПК РФ.
Доводы общества о том, что товар считается помещенным на временное хранение со дня регистрации подтверждения регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, основаны на ошибочном толковании положений таможенного законодательства.
Исходя из пункта 10 Порядка N 2688, действующего на момент представления отчетности, таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов (приложение N 1 к Порядку N 2688). Если в качестве документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, используется отчетность по форме ДО-1, подтверждением о регистрации документов является экземпляр указанной отчетности, возвращаемый владельцу СВХ (иного места временного хранения товаров) и содержащий отметки, предусмотренные пунктом 33 Порядка N 2688.
Отчетность по форме ДО-1 подразумевает обязательное отражение сведений о дате и времени помещения на склад, наименование и код товара, его складской номер, количество грузовых мест, весовые характеристики, валютную стоимость.
Пунктом 1 статьи 99 Закона о таможенном регулировании основным МВХ определены СВХ. Они могут располагаться как в местах прибытия, так и на некотором расстоянии от такого места. В зависимости от места расположения склада (в регионе деятельности таможенного органа, не совпадающего с таможенным органом, оформившим прибытие товаров; в регионе деятельности того же таможенного органа, который оформил прибытие товаров) доставка товаров на склад осуществляется в соответствии с процедурой таможенного транзита или из места прибытия товаров перевозка на СВХ допускается без помещения под процедуру транзита с применением таможенного наблюдения.
Исходя из особенностей мест хранения помещаемого груза и характеристик товара расширительное толкование СВХ как совпадающего с понятием МВХ противоречит как названным нормам права, так и специально оговоренным Таможенным кодексом и подзаконными актами особенностям и характеристикам МВХ, только лишь одной из составляющих частей которых является СВХ.
С учетом изложенного довод жалобы о совпадении таких понятий как склад и место временного хранения подлежит отклонению как не основанный на нормах права.
Пунктами 1 и 6 части 1 статьи 197 Закона о таможенном регулировании под МВХ указаны СВХ и иные места временного хранения, к числу которых отнесены места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского порта.
Частью 5 статьи 90 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных МВХ, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 200 Закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя, в частности, обязанность представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении, в соответствии с частями 4-8 статьи 177 Закона о таможенном регулировании.
В местах прибытия может осуществляться разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров (часть 1 статьи 198 Закона о таможенном регулировании).
Согласно пункту 30 Порядка N 2688 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по установленным формам.
Именно в части 1 статьи 198 Закона о таможенном регулировании пунктом 32 Порядка N 2688 на владельца СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) возложена обязанность представить в таможенный орган отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров).
Исполнению этой обязанности владельца СВХ предшествует направление в порядке пункта 9 Порядка N 2688 уполномоченным лицом не позднее 12 часов (в отношении товаров, перевозимых водным транспортом) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
Если указанные документы уже представлены таможенному органу, в частности, представлены перевозчиком при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, уполномоченное лицо представляет таможенному посту письменное обращение, составленное в произвольной форме и содержащее сведения о реквизитах этих документов.
Если на момент представления указанных документов товары уже размещены в месте их временного хранения, в качестве указанных документов используется отчетность по форме ДО-1 (пункт 30 Порядка N 2688).
В числе других в графе N 2 отчетности формы ДО-1 указывается дата и время помещения товара на склад, а не дата регистрации этой отчетности таможенным органом.
Следовательно, направление этой отчетности владельцем СВХ в силу пункта 32 Порядка N 2688 свидетельствует о фактическом принятии им выгруженного с судна товара на хранение, и, соответственно, - не только о начале разгрузки товара в пределах морского порта, но и фактическом помещении его тем самым в месте временного хранения.
Эти обстоятельства, в свою очередь, свидетельствуют о том, что в таможню сообщается о дате окончательной выгрузки товара в зону таможенного контроля (день фактического размещения товаров в месте временного хранения).
Факт регистрации этой отчетности таможенным постом свидетельствует исключительно об их нахождении на временном хранении и под таможенным контролем до выпуска либо совершения иных действий.
Поскольку установленную приложением N 1 к Порядку N 2688, формой ДО-1, пунктом 33 Порядка N 2688 обязанность сообщить в таможню о дате и времени помещения на склад общество, как установил суд, не выполнило, выводы суда о наличии в его действиях вмененного правонарушения основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении таможней, общество указывало на то, что указание неверной даты в отчетности является следствием технического сбоя при передаче отчетности в электронном виде посредством специального программного обеспечения.
Доводы о том, что правонарушение является следствием технического сбоя программного продукта, также не были подтверждены обществом надлежащими доказательствами.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, 17.09.2018 в Новороссийский центральный таможенный пост поступило письмо ПАО "НМТП" N 2541-19/1500 от 17.09.2018 о внесении изменений в отчетности по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020738-10317100/210818/0021014, в т.ч. по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020923 в связи с произошедшим техническим сбоем программы, из-за которого в графе 2 указанных отчетностей представлены недостоверные сведения. В соответствии с представленными пояснениями, данная графа (графа 2) заполняется автоматически программным способом на основании подтверждения о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и в связи с тем, что по погодным условиям выгрузка судна "Maersk Gironde" приостанавливалась для перешвартовки на рейд в ожидании допустимых (безопасных) погодных условий и была возобновлена только 21.08.2018, сведения в графу 2 вышеуказанных отчетностей по форме ДО-1 были автоматически внесены без учета швартовых операций.
10.10.2018 в адрес разработчика и правообладателя КПС "ВЭД-Склад" - ООО "СТМ", направлен запрос от 10.10.2018 N 42-25/00016 о предоставлении требуемых сведений в целях всестороннего и полного рассмотрения фактов представления в таможенный орган отчетностей по форме ДО-1, содержащих недостоверные сведения о дате и времени помещения на склад (графа 2).
В соответствии с представленными пояснениями ООО "СТМ", изложенными в письме от 15.10.2018 N 181, ООО "СТМ" не имеет договорных отношений с ПАО "НМТП". Между ООО "СТМ", выступающим в качестве лицензиара, и ООО "ПИК-Юг", выступающим в качестве лицензиата, заключен лицензионный договор от 01.12.2015 N ЛД-40/0108.
ООО "СТМ" пояснило, что в программный продукт "ВЭД-Склад" заложена поддержка команд настроек в виде встроенного языка написания скриптов, что позволяет любому пользователю программы, обладающему достаточной квалификацией, расширять функционал программы для автоматизации своих задач. Клиенты, в штате которых нет сотрудников с достаточной квалификацией, как правило, обращаются с запросами на доработку либо напрямую в ООО "СТМ", либо к региональным представительствам. Для разработки скриптов, расширяющих возможности программы, получение дополнительных разрешений ООО "СТМ" не требуется.
ООО "СТМ" подтверждает, что в стандартной поставке программы "ВЭД-Склад", доступной для скачивания на сайте компании "СТМ" (www.ctm.ru), пользователю доступна возможность редактирования и корректировки (в т.ч. изменение автоматически формируемых сведений и прочее) сведений, вносимых в графы формируемых отчетностей по форме ДО-1 (в т.ч. графы 2), перед их отправкой для регистрации в таможенный орган.
Как поясняет ООО "СТМ", наличие в программе "ВЭД-Склад" встроенного языка скриптов дает возможность любому пользователю, в том числе ООО "ПИК-Юг", создать скрипт, ограничивающий корректировку сведений пользователем. ООО "СТМ" при этом не ограничивало право ООО "ПИК-Юг" на создание скриптов в программе "ВЭД-Склад". О существовании сторонних программ, позволяющих ограничить возможность пользователя "ВЭД-Склад" вносить изменения в графу 2, ООО "СТМ" не известно.
Так же ООО "СТМ" пояснило, что возникновение технического сбоя на одном из этапов передачи XML-документа, подписанного ЭЦП, от клиента на таможенный пост теоретически возможно. При этом в практике ООО "СТМ", отсутствуют случаи возникновения технического сбоя программного средства "ВЭД-Склад" при котором, сведения, внесенные пользователем или сторонней программой (например, при помощи скриптов и т.п.) в графы (в т.ч. графу 2) отчетности по форме ДО-1, сформированной в программном средстве "ВЭД-Склад", при ее отправке в таможенный орган в формате XML-документа, подписанного ЭЦП, могут не соответствовать аналогичным сведениям, содержащимся в поступившей в таможенный орган такой отчетности в формате XML-документа, подписанного ЭЦП. Кроме того, ООО "СТМ" сообщило, что в августе 2018 года, ни от ООО "ПИК-Юг", ни от ПАО "НМТП" в адрес ООО "СТМ" не поступали какие-либо обращения/заявки/письма в связи с возникновением каких-либо технических сбоев в работе программного средства "ВЭД-Склад".
Дополнительно в письме ООО "СТМ" от 15.10.2018 N 181 сообщено, что хотя ООО "СТМ" и не располагает документально подтвержденными сведениями о факте технического сбоя, при подаче отчетности по форме ДО-1 теоретически такой факт мог произойти.
01.10.2018 в адрес специализированного отдела таможенных процедур и таможенного контроля Новороссийской таможни (далее - ОТПиТК таможни), в том числе по применению форм таможенного контроля и совершению таможенных операций при принятии и регистрации предоставляемых в таможенный орган отчётностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, направлен запрос от 01.10.2018 N 42-26/00085 с целью получения методической помощи и исследования вопроса о наличии/отсутствии нарушения ПАО "НМТП" положений ст. 400 ТК ЕАЭС и п. 30 приказа ФТС от 29.12.2012 N 2688 с учетом изложенных обстоятельств.
В соответствии с полученными разъяснениями (служебная записка ОТПиТК таможни от 17.10.2018 N 08-25/1588), было подтверждено, что: "внесение в графы 2 электронных документов отчетности по форме ДО-1, принятых и зарегистрированных таможенным постом с применением КПС "Учет товаров на ВХ", недостоверных сведений о дате и времени помещения товаров на склад, является нарушением п. 30 Порядка".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Вина ПАО "НМТП" выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, ПАО "НМТП", обладая технической возможностью и необходимыми сведениями для формирования достоверной отчетности по форме ДО-1, самостоятельно, представило в таможенный орган данную отчётность по форме ДО-1 с недостоверными сведениями в графе 2 - сведениями о дате и времени помещения товаров на склад при помощи специалистов ООО "ПИК-Юг", ограничив свои возможности при формировании такой отчетности по ее редактированию и корректировке в целях сообщения в таможенный орган достоверных сведений.
При этом документы, подтверждающие, что представление в таможенный орган отчётности по форме ДО-1, содержащей недостоверные сведения, каким-либо образом связано с техническими сбоями используемого для ее формирования и регистрации в таможенном органе программного средства "ВЭД-Склад" и/или иными обстоятельствами непреодолимой силы, на которое ПАО "НМТП" и его представители объективно не могли повлиять, ни ПАО "НМТП", представившее указанную отчётность, ни ООО "ПИК-Юг", представляющее ПАО "НМТП" право пользования на лицензионной основе программным средством "ВЭД-Склад" и осуществляющее его техническое сопровождение, ни ООО "СТМ", являющееся разработчиком и правообладателем КПС "ВЭД-Склад", не представили.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом правонарушения.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы общества о том, что оно повторно привлечено к ответственности за одно и то же правонарушение. Общество указывает, что в протоколах об административных правонарушениях по факту предоставления ПАО "НМТП" 21.08.2018 в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, указано одно действие, содержащее один и тот же состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В данном случае правонарушения выявлены в связи с представлением отчетностей по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, которые были зарегистрированы за номерами 10317100/210818/0020738-10317100/210818/0021014 (всего 277 отчетностей).
Суд апелляционной инстанции полагает, что несмотря на одномоментность и фактическое выражение подачи отчетности в одном действии (нажатии кнопки по отправлению отчетностей), факт получения каждой отчетности, содержащей недостоверные сведения, образует объективную сторону правонарушения по статье 16.15 КоАП РФ.
Каждый из выявленных в ходе проведения проверки эпизодов нарушения требований таможенного законодательства, в том числе пункта 30 Порядка N 2688 является самостоятельным событием правонарушения, состоящего в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, по различным товарным партиям.
Каждое действие по представлению отчетности, имеющей индивидуальные характеристики, свидетельствует о выполнении обязанности по представлению в таможенный орган необходимой отчетности. Такое действие образует самостоятельный законченный состав административного правонарушения, не является единым длящимся правонарушением, состоящим из нескольких однородных деяний (определения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.04.2012 N ВАС-3146/12, Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 303-АД18-21902, 06.03.2020 N 303-ЭС20-2202).
Всякая (любая, отдельная) форма отчетности при установленных судом обстоятельствах обладает самостоятельными признаками, необходимыми таможне владеть актуальной информации о товарах, в том числе его идентифицирующих признаках, местах хранения, отправителях и получателях, сроках временного хранения (для каждого выгруженного перевозочного контейнера - ларя, кейса, ящика, тары, иных применяемых при перевозке вместилищ товара и т.д.).
Каждый отчет по форме ДО-1 является самостоятельным отчетным документом, формируемым применительно к конкретному товару с соответствующим наименованием, весом и количеством грузовых мест, в отношении которого выдан определенный (индивидуальный) коносамент.
Этот вид отчетности является доказательством обоснованного размещения товара в ПЗТК и впоследствии используется для оформления отчета по форме ДО-2 при выдаче товаров конкретному получателю на основании зарегистрированной таможенной декларации.
Общество не оспаривает, что каждый отчетный документ по форме ДО-1 оно представляло в таможенный пост в виде самостоятельного файла. Пунктом 5 приложения N 5 к Порядку N 2688 допускается возможность указывать в одном отчете ДО-1 сведения о товарах, прибывших на одном транспортном средстве в адрес нескольких получателей или по нескольким транспортным документам.
Однако, из размещенных в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет судебных актов по арбитражным делам с участием тех же лиц и сходных постановлений таможни о привлечении общества к ответственности за совершение аналогичных правонарушений, за сообщение недостоверной отчетности о дне помещения товаров на склад (графа N 2 отчета формы ДО-1), в том числе находящихся в производстве кассационной инстанции, следует, что общество приняло решение о формировании не единого, а 277 отчетов по форме ДО-1, содержащих сведения о партиях товара, представив отчетность в отношении каждой части выгружаемого груза (выгруженного как до неблагоприятных погодных условий, так и (как следует из доводов жалобы) после наступления благоприятных условий выгрузки товара.
Направление обществом заранее, вне зависимости от факта разгрузки товаров, всех электронных отчетов одним пакетом, в котором размещены 277 файлов (одним "кликом"), находится в пределах его контроля за правильной организацией своей хозяйственной деятельности и рисков предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, с учетом общих принципов привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности постановления о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, с учетом множественности эпизодов правонарушений, и повторности совершения правонарушения, административное наказание обоснованно назначено таможней в размере 9000 рублей с учетом наличия отягчающих ответственность общества обстоятельств.
При рассмотрении дела об административном правонарушении повторность совершения правонарушения была установлена согласно сведениям справки о привлечении лица к административной ответственности от 09.06.2020, в которой содержатся сведения о наличии 7 постановлений о привлечении к административной ответственности, по которым общество считалось подвергнутым административному наказанию в течение года, предшествующего совершению правонарушения (л.д. 83 том 1 дела об АП).
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности. Суд учитывает, что общество не признает вину в совершении вменяемого правонарушения.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения в материалы дела не представлено.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции принято законное решение от 27.08.2020 (резолютивная часть) (мотивированное решение от 14.09.2020).
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2020 (резолютивная часть) (мотивированное решение от 14.09.2020) по делу N А32-25924/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25924/2020
Истец: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"
Ответчик: Новороссийская таможня