г. Вологда |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А05-4965/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СМП "Шанс" представителя Фефиловой В.В. по доверенности от 10.04.2020, от министерства здравоохранения Архангельской области представителя Коробейникова Д.Е. по доверенности от 21.01.2020 N 01-01-14/д127,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМП "Шанс" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 июля 2020 года по делу N А05-4965/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМП "Шанс" (ОГРН 1067746585961; адрес: г. Архангельск, ул. Суфтина, д. 18; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к министерству здравоохранения Архангельской области (ОГРН 1022900547207; адрес: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; далее - Министерство) о взыскании 200 519 руб. 06 коп. не принятых к оплате услуг скорой медицинской помощи, оказанной в период с 2017 по 2019 годы.
Решением арбитражного суда от 26 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обжаловало решение в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы полагает, что условие заключённых сторонами соглашений о предоставлении субсидии только в случае вызова по единому номеру противоречит законодательству в сфере охраны здоровья граждан.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании возражали против доводов апеллянта, просили решение оставить без изменения.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что Общество в 2017 - 2019 годах входило в перечень медицинских организаций, реализующих территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области.
Министерством и Обществом заключены соглашения на 2017, 2018 и 2019 годы о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области от 19.09.2017, 12.03.2018 и 18.02.2019 соответственно (далее - соглашения).
Указанные соглашения заключены в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, а также при заболеваниях, не включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области, утверждённым постановлением Правительства Архангельской области от 12.10.2012 N 462-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие здравоохранения Архангельской области" (далее - Положение о предоставлении субсидии).
В рамках указанных соглашений Министерство обязалось предоставлять Обществу из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи (далее - СМП) вне медицинской организации гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), а также при заболеваниях, не включённых в базовую программу ОМС.
В целях возмещения расходов на оказание СМП при заболеваниях, не включённых в базовую программу ОМС, а также незастрахованным по ОМС лицам Общество за 2017 - 2019 годы предъявило в Министерство реестры оказанной скорой медицинской помощи (вызовов) по форме в соответствии с приложениями N 1 и 2 к Положению о предоставлении субсидии.
Министерством на основании актов экспертизы реестров СМП, оказанной Обществом в 2017 - 2019 годах, был отклонён (не оплачен) 91 вызов на общую сумму 200 519 руб. 06 коп.
Отказ в предоставлении субсидии обоснован Министерством тем, что Обществом нарушен пункт 3 Порядка предоставления субсидии, поскольку вызов СМП принят не в рамках системы единого номера вызова СМП.
Общество обратилось в Министерство с претензией об оплате непринятых расходов. Претензия признана Министерством необоснованной.
Отказ в возмещении понесённых расходов послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 названной статьи БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Пунктом "л" части 1 статьи 8 Закона Архангельской области от 23.12.2016 N 503-31-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" предусматривалось, что в 2017 году из областного бюджета предоставляются субсидии производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, связанных с оказанием СМП вне медицинской организации. Аналогичные положении были предусмотрены пунктом "л" части 1 статьи 8 Закона Архангельской области от 15.12.2017 N 581-40-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и пунктом "л" части 1 статьи 8 Закона Архангельской области от 17.12.2018 N 35-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Порядок и условия предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации, установлены Положением о предоставлении субсидии.
Требования, которым должен соответствовать получатель субсидии, определены в пункте 4 Положения о предоставлении субсидии, в том числе получатель субсидии при реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области при оказании СМП должен осуществлять деятельность в рамках системы единого номера вызова СМП. Предоставление субсидий осуществляется министерством на основании заключённых с заявителями соглашений.
В соответствии с пунктами 17 и 18 Положения о предоставлении субсидии министерство принимает в отношении оказанной скорой медицинской помощи и (или) в отношении случаев оказанной скорой медицинской помощи решение об отказе в предоставлении субсидии в случае оказания СМП не в рамках системы единого номера вызова СМП.
Аналогичные условия отказа в предоставлении субсидии согласованы сторонами в пункте 4.2.1 соглашений на 2017, 2018 и 2019 годы.
Оказание медицинской помощи по спорным случаям не в рамках системы единого номера вызова Общество не оспаривает, однако он полагает, что данное требование противоречит действующему законодательству в сфере охраны здоровья граждан. Истец ссылается на положения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", которыми всем гражданам РФ гарантируется оказание бесплатной скорой медицинской помощи, вызов которой осуществляется по телефону путём набора номера "03", "103", "112", а также номеров медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь.
Пунктом 8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016 N 533-пп, в качестве одного из условий оказания скорой медицинской помощи предусматривалось, что оказание СМП осуществляется медицинскими организациями, включёнными в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, в рамках централизованного управления бригадами скорой медицинской помощи через объединённый информационный диспетчерский пункт с использованием системы единого номера вызова скорой медицинской помощи "03", "103", "112". Аналогичные условия были также установлены нормативными актами Правительства Архангельской области на период с 2018 по 2020 года включительно.
В соответствии с планом мероприятий ("дорожная карта") по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015-2018 годах проведены работы по внедрению на территории Архангельской области автоматизированной системы управления приема и обработки вызовов станций (отделений) СМП. В рамках данного мероприятия создан объединённый информационный диспетчерский пункт.
Письмом от 21.11.2018 N 01-01-14/д2426 Министерством было предложено Обществу присоединиться к системе единого номера вызова СМП. В письме от 20.12.2018 N 423 Общество отказалось от включения своих номеров телефона для функционирования в системе единого номера вызова СМП. Министерство дополнительно направляло Обществу аналогичное предложение письмом от 21.12.2018 N 01-01-14/д2727.
Подписанные сторонами соглашения на 2017, 2018 и 2019 годы включали условия о том, что Министерство вправе принимать решение об уменьшении размера субсидии в случае оказания СМП не в рамках системы единого номера вызова СМП. Общество в соответствии с пунктом 4.3.6 соглашений обязалось соблюдать требования Положения о предоставлении субсидии.
Требование об интеграция номеров телефона Общества в систему единого номера не противоречит действующему законодательству, а позволяет функционировать исполнителю в рамках государственной программы и быть получателем субсидии, а также разграничить его деятельность как в рамках заключённых соглашений, так и самостоятельную.
Не выполнение Обществом условий, установленных соглашениями и Положением о предоставлении субсидии, является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учётом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 июля 2020 года по делу N А05-4965/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМП "Шанс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4965/2020
Истец: ООО "СМП "ШАНС"
Ответчик: Министерство здравоохранения Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6587/2021
18.06.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4965/20
03.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15221/20
28.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7189/20
26.07.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4965/20