г. Пермь |
|
30 октября 2020 г. |
Дело N А60-28704/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуляковой Г.Н.,
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области,
принятое судьей Ремезовой Н.И. в порядке упрощенного производства,
от 24 августа 2020 года по делу N А60-28704/2020,
по иску ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154)
к ООО "Империя" (ИНН 6671465421, ОГРН 1146671025588)
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - истец, ГУ УПФР в Ленинском районе города Екатеринбурга, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ООО "Империя" (далее - ответчик, страхователь, общество) финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за август, сентябрь 2019 года в размере 4 500 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2020, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, (мотивированное решение от 24.08.2020), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что обществом сведения о застрахованных лицах, сведения о которых ранее не представлены, по форме СЗВ-М "доп" за август и сентябрь 2019 года поданы за пределами установленного законом (пункт 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ) срока, а именно: 27.10.2019. При этом несоблюдение страхователем норм статьи 11 Закона N 27-ФЗ влечет наступление негативных последствий для бюджета Пенсионного фонда, выражающиеся в переплате страховых пенсий застрахованным лицам.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из представленных по делу доказательств, ГУ УПФР в Ленинском районе города Екатеринбурга проведена камеральная проверка общества, в ходе которой установлено несвоевременное (27.10.2019) представление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за август, сентябрь 2019.
По результатам проверки составлены акты от 31.10.2019 N 075S18190041518, от 14.11.2019 N 075S18190042902 на основании которых приняты решения от 09.12.2019 N075S19190044006, от 23.12.2019 N075S19190045741 о привлечении ООО "Империя" к ответственности по статье 17 Федерального Закона Российской Федерации от 01.04.1996 г N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
После вынесения решений Управление направило в адрес должника требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.
Поскольку требования обществом не были исполнены, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из существенного нарушения Управлением порядка привлечения страхователя к ответственности, а также из незаконности привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Управление, не приводя доводов относительно выводов суда о нарушении порядка привлечения к ответственности, настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд исходил из того, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды август и сентябрь 2019 года.
Между тем 27.10.2019 страхователем представлена "дополняющая" форма СЗВ-М за отчетные периоды, за которые им уже представлялись сведения в установленные законом срок, то есть страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку в отношении застрахованных лиц самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, оставляя в силе постановление суда нижестоящей инстанции, которым суд признал незаконным привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ по основанию того, что общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, откорректировав ошибку путем представления дополнительных сведений за указанный период, отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция также выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 30.10.2018 N N 307-КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017.
Дополнительно, суд апелляционной инстанции отмечает, что иная оценка условий применения данной правовой нормы, при которой самостоятельное выявление ошибок плательщиком не освобождает его от применения ответственности, будет стимулировать сокрытие ошибок, приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства, что не отвечает целям правосудия.
В любом случае, как установлено ранее, исковые требования обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения в связи с существенным нарушением Управлением порядка привлечения страхователя к ответственности.
В силу положений статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
В соответствии с абзацем 7 статьи 17 названного Закона акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Абзацем 9 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Такой срок составляет 15 дней (абзац 8 статьи 17).
Из содержания актов о выявлении правонарушения от 31.10.2019 N 075S18190041518, от 14.11.2019 N075S18190042902, представленных в материалы дела, следует, что рассмотрение актов состоится 09.12.2019 и 23.12.2019 в ГУ УПФР в Ленинском районе города Екатеринбурга.
Согласно абзацу 10 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции и, по сути, не обжалуется Управлением, надлежащих доказательств направления актов в адрес общества материалы дела не содержат. Таким образом, в материалы дела не представлены доказательства надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения акта.
При рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности, административный орган, во избежание нарушения прав и законных интересов страхователя, обязан с достоверностью убедиться в том, что последний надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки.
Существенное нарушение порядка привлечения к ответственности, поскольку в нарушение положений пунктов 1, 4, 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным правоотношениям в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", непредставление в материалы дела доказательств извещения страхователя о составлении акта проверки, направления страхователю акта проверки, а также доказательств его извещения о месте и времени рассмотрения материалов проверки означает отсутствие доказательств соблюдения требования по обеспечению возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и возможности этого лица представить объяснения и в силу п. 12 ст. 101.4 названного Кодекса. Указанное относится к числу существенных нарушений процедуры рассмотрения акта и иных материалов проверки.
Результаты проверки, полученные с существенным нарушением порядка привлечения к ответственности, не могут являться основанием для взыскания санкции, напротив, могут служить основанием для отмены принятого решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
Довод Управления о том, что несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М может повлечь необоснованное занижение либо завышение пенсии работающих пенсионеров отклоняется судом апелляционной инстанции как не имеющий значения для рассмотрения настоящего спора.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, решение суда первой является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 августа 2020 года по делу N А60-28704/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28704/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Общество с ограниченной ответсвенностью "Империя"