г. Санкт-Петербург |
|
30 октября 2020 г. |
Дело N А56-412/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Лебедева Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): до перерыва не явился. извещен после перерыва Зонненгрин Д.А. - к/у
от ответчика (должника): Литвяков А.М. - доверенность от 10.01.2020 (до перерыва) Хабибуллин В.Д. - доверенность от 25.05.2020 (после перерыва)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21082/2020) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2020 г. по делу N А56-412/2020 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Содис Строй"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Межрайонная инспекция Федеральная налоговая служба N 7 по Санкт-Петербургу
о признании безнадежной ко взысканию задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Содис Строй" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) о признании безнадежной ко взысканию недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в связи с истечением срока их взыскания в общей сумме 7 082 780,94 рубля, в том числе:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 5 295 043,18 рублей;
пени в сумме 287 705,11 рублей;
штрафы в сумме 8 825,65 рублей;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Федеральный фонд обязательного Медицинского страхования в сумме 1 419 931,85 рублей;
пени в сумме 69 229,10 рублей;
штрафы в сумме 2 045,94 рубля.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечена Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу.
Решением суда первой инстанции от 19.06.2020 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований.
В связи с нахождением судьи Будылевой М.В. в очередном отпуске, в порядке ст. 18 АПК РФ судья Будылева М.В. заменена на судью Лебедева Г.В. Рассмотрение апелляционной жалобы начато с начала.
В судебном заседании представитель инспекции доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
В судебном заседании объявлен перерыв.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель Общества с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу уведомленная о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направила, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела в Справке N 92933 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 11.10.2019 отражена задолженность Общества по страховым взносам, пеням и штрафам за расчетные периоды до 01.01.2017, в том числе:
Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 5 295 043,18 рублей;
пени в сумме 287 705,11 рублей;
штрафы в сумме 8 825,65 рублей;
недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Федеральный фонд обязательного Медицинского страхования в сумме 1 419 931,85 рублей;
пени в сумме 69 229,10 рублей;
штрафы в сумме 2 045,94 рубля.
Общество, полагая, что Инспекция утратила возможность для взыскания в принудительном порядке страховых взносов, пеней и штрафов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой инстанции признал налоговый орган утратившим возможность принудительного взыскания страховых взносов, пени и санкций в общей сумме 7 082 780.94 рубля, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" утвержден порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок).
Из пунктов 2 и 2.4 названного Порядка следует, что он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Высший Арбитражный Суд в пункте 9 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 разъяснил, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 года были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ и ст. 59 НК РФ (с 01.01.2017), согласно которой недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Постановлением Правительством Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Согласно статье 2 Постановления от 17 октября 2009 года N 820 решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования; Фондом социального страхования Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящихся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженности по начисленным пеням и штрафам перечислен в статье 1 Постановления от 17 октября 2009 года N 820.
Таким образом, институт признания задолженности безнадежной к взысканию, с учетом статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ и ст. 59 НК РФ, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган, налоговый орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках).
Признание недоимки по страховым взносам, соответствующих сумм пени и штрафа, безнадежными к взысканию по вышеуказанному основанию предполагает установление в судебном порядке обстоятельств утраты фондом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания последней; при этом инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе, в том числе, плательщик страховых взносов.
01.01.2017 вступили в силу Федеральные законы от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации должны быть переданы налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (за исключениями, указанными в рассматриваемой части).
В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов до 01.01.2017 осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Процедура принудительного взыскания с организаций недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов урегулирована статьями 19, 20, 22 Закона о страховых взносах.
В силу части 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (по результатам проверки - в течение 10 дней со дня вступления в силу решения). Частью 8 ст. 22 указанного Федерального закона в случаях изменения обязанности плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов после направления требования об уплате недоимки по страховых взносам, пеней и штрафов, предусмотрена обязанность органов по контролю за уплатой страховых взносов по направлению плательщику страховых взносов уточненного требования.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
Статьей 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов, пени, штрафов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в банках. При недостаточности, отсутствии денежных средств или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля вправе взыскать задолженность за счет иного имущества плательщика в соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (часть 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 5.3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 данной статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 указанной статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов (часть 5.4 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено указанной статьей (часть 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в редакции, действовавшей на момент принятия оспоренного ненормативного акта (далее - Закон N 212-ФЗ), установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 3 ст. 20 Закона N 212-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 20 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Из вышеуказанного следует, что взыскание с плательщика-организации неуплаченных страховых взносов, пеней, штрафов во внесудебном порядке производится в несколько последовательных этапов.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов. Указанное согласуется с позицией, изложенной в пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 15 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Из анализа положений статьи 15 Закона N 212-ФЗ можно сделать вывод о том, что под днем выявления недоимки по страховым взносам следует понимать следующий день после наступления срока предоставления ежеквартального расчета.
Единый пресекательный срок давности взыскания недоимки по страховым взносам и пеням законодательством не установлен, такой срок определяется совокупностью сроков осуществления надлежащих мер ко взысканию задолженности в бесспорном или судебном порядке.
На плательщике страховых взносов лежит обязанность по их уплате, а на уполномоченном органе - обязанность по соблюдению процедуры принудительного взыскания данной задолженности.
Материалами дела установлено, что определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2018 по делу N А56-72429/2015 в реестр требований кредиторов Общество с ограниченной ответственностью "Содис Строй" включено требование ФНС России в сумме 13 361 894,23 рублей, в том числе страховые взносы на ОПС в сумме 10 028 463,36 рублей, пени в сумме 685 518,96 рублей, страховые взносы на ОМС в сумме 2 486 719,93 рублей, пени в сумме 161 191,98 рублей. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что включенная в реестр кредиторов задолженность возникла за период 1 - кварталы 2015 года.
Как следует из пояснений налогового органа, оспариваемая недоимка по страховым взносам, пени и санкциям относится к следующим периодам: 4 квартал 2015 года, 1 квартал 2016 года, 2 квартал 2016 года, 3 квартал 2016 года, 4 квартал 2016 года.
Срок уплаты страховых взносов за 4 квартал 2015 года - 15.02.2016.
УПФР в Адмиралтейской районе Санкт-Петербурга в адрес Общества выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 202S01160207125 по состоянию 14.04.2016 (срок погашения задолженности - 25.04.2016).
Поскольку требование Обществом в добровольном порядке исполнено не было Пенсионным фондом принято решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 202s02160191433 от 24.08.2016.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 названной статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит (часть 5.3 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
Поскольку срок исполнения требования N 202S01160207125 установлен 25.04.2016, то решение о взыскании страховых взносов за счет денежных средств могло быть принято уполномоченным органом не позднее 25.06.2016.
Поскольку решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 202s02160191433 принято 24.08.2016, за пределами установленных сроков, в силу ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ они является недействительным.
Принимая во внимание, что уполномоченный орган в суд с требованием о взыскании недоимки в установленные сроки не обратился, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о припуске срока на принудительное взыскание задолженности по страховым взносам и пени за 4 квартал 2015 года.
Срок уплаты страховых взносов за 1 квартал 2016 года - 15.05.2016.
УПФР в Адмиралтейской районе Санкт-Петербурга в адрес Общества выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 07.06.2016 N 202s01160307646 на сумму страховых взносов на ОПС в сумме 2 183 252,49 рубля, пени в сумме 72 594,12 рублей, страховых взносов на ОМС в сумме 478 299,48 рублей, пени в сумме 15 947,69 рублей со сроком исполнения до 11.07.2016.
Поскольку требование Обществом в добровольном порядке исполнено не было Пенсионным фондом принято решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 202s02160191438 от 24.08.2016.
В установленные сроки решение о взыскании недоимки и пени за счет имущества плательщика страховых взносов не выносилось.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 3 ст. 20 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с абзацем третьи пункта 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, возможность принудительного взыскания недоимки сохраняется при условии своевременного принятия налоговым органом решения об обращении взыскания на денежные средства организаций в порядке статьи 46 Кодекса, и не позднее годичного срока, предусмотренного абзаца 3 пункта 1 статьи 47 Кодекса.
В рассматриваемом случае, ни Пенсионным фондом в порядке ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ, ни налоговым органом в порядке ст. 47 НК РФ в срок до 11.07.2017 решение о взыскании страховых взносов за 1 квартал 2016 года за счет имущества налогоплательщика не принималось, с заявлением в суд о взыскании недоимки в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (до 11.07.2018) уполномоченный орган не обращался, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об утрате налоговым органом права на взыскание недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней за 1 квартал 2016 года.
Срок уплаты страховых взносов за 2 квартал 2016 года - 15.08.2016.
УПФР в Адмиралтейской районе Санкт-Петербурга в адрес Общества выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 21.11.2016 N 202s01160589050 на сумму страховых взносов на ОПС в сумме 1 328 912 рубля, пени в сумме 74 890,03 рублей, страховых взносов на ОМС в сумме 372 382,30 рублей, пени в сумме 20 753,69 рублей со сроком исполнения до 01.12.2016.
Поскольку требование Обществом в добровольном порядке исполнено не было Налоговым органом принято решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 15379 от 27.01.2017.
В связи с отсутствие денежных средств на счетах плательщика сборов налоговым органом 05.07.2017 вынесено решение 5696 и Постановление о взыскании страховых взносов пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации.
Постановления о взыскании задолженности за счет имущества страхователя являются исполнительным документом в силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Судебным приставом-исполнителем 05.09.2017 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 86935/17/78011-ИП, предметом исполнения которого является взыскание с Общества недоимки по страховым взносам, пени и штрафам.
Постановлением от 22.12.2017 исполнительное производство окончено со ссылками на положения пункта 7 части 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ (признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона).
При рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции налоговым органом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие включение задолженности за 2 квартал 2016 года в реестр требований кредиторов, реестр текущих платежей, либо обращения Инспекции с требованием о взыскания недоимки в судебном порядке.
В силу части 6 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления налогового органа могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства исходя из пункта 3 части 1 статьи 31 указанного закона N 229-ФЗ.
Принимая во внимание тот факт, что исполнительное производство окончено судебным приставом 22.12.2017, доказательства включения задолженности в реестр кредиторов, в текущие платежи не представлены, срок предъявления исполнительного документа к принудительному взысканию истек, в порядке ст. 47 НК РФ уполномоченный орган в срок до 01.12.2018 в суд с иском о взыскании недоимки не обратился суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества в данной части.
Срок уплаты страховых взносов за 3 квартал 2016 года - 15.11.2016.
УПФР в Адмиралтейской районе Санкт-Петербурга сформировано и направлено в налоговый орган выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26.05.2017 N 202s01170577873 на сумму страховых взносов на ОПС в сумме 877 314,93 рубля, пени в сумме 31 390,33 рублей, страховых взносов на ОМС в сумме 321 676,42 рублей, пени в сумме 11 458,38 рублей.
Доказательства направления налоговым органом указанного требования в адрес налогоплательщика материалы дела не содержат.
При этом, налоговым органом в материалы дела представлено требование N 16387 от 31.05.2018 выставленной на уплату Обществом страховых взносов на ОПС в сумме 877 314,93 рубля, пени в сумме 88 620,39 рублей, страховых взносов на ОМС в сумме 321 67642 рублей, пени в сумме 22 599,25 рублей и решение N 19836 от 17.07.2018 о взыскании страховых взносов и пени за счет денежных средств плательщика страховых взносов.
Принимая во внимание, что с 01.01.2017 к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы налогового кодекса, сроки подлежат исчислению с применением ст. 69-71, 46, 47 НК РФ.
Статьей 70 НК РФ определено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Таким образом, совокупный срок, для признания соблюденной процедуры принудительного взыскания недоимки, составляет 3 месяца + срок исполнения требования + 2 месяца.
Исходя из того, что срок уплаты страховых взносов за 3 квартал 2016 года - 15.11.2016, срок выставления требования 15.02.2017, срок исполнения требования 15.03.2017, срок принятия решения о взыскании недоимки за счет денежных средств 15.05.2017.
В указанные сроки решение о взыскании недоимки за счет денежных средств уполномоченным органом не принято.
Выставление инспекцией требования N 16387 от 31.05.2018 и принятие решения N 19836 от 17.07.2018 за пределами сроков установленных ст. 70, 46 НК РФ, свидетельствует, что соответствующее времени является недействительным.
Принимая во внимание, что налоговый орган в срок, установленный ст. 46 НК РФ в суд с требованием о взыскании недоимки в судебном порядке не обратился, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об утрате права на взыскание задолженности по уплате страховых взносов и пени за 3 квартал 2016 года.
Срок уплаты страховых взносов за 4 квартал 2016 года - 15.02.2017.
УПФР в Адмиралтейской районе Санкт-Петербурга сформировано и направлено в налоговый орган требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26.05.2017 N 202s01170577876 на сумму страховых взносов на ОПС в сумме 633 784,54 рубля, пени в сумме 4914,24 рублей, страховых взносов на ОМС в сумме 267 435,87 рублей, пени в сумме 2013,22 рублей.
Доказательства направления налоговым органом указанного требования в адрес налогоплательщика материалы дела не содержат.
Принимая во внимание, что с 01.01.2017 к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы налогового кодекса, сроки подлежат исчислению с применением ст. 69-71, 46, 47 НК РФ.
Статьей 70 НК РФ определено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Таким образом, совокупный срок, для признания соблюденной процедуры принудительного взыскания недоимки, составляет 3 месяца + срок исполнения требования + 2 месяца.
Исходя из того, что срок уплаты страховых взносов за 4 квартал 2016 года - 15.02.2017, срок выставления требования 15.05.2017, срок исполнения требования 15.06.2017, срок принятия решения о взыскании недоимки за счет денежных средств 15.08.2017.
В указанные сроки решение о взыскании недоимки за счет денежных средств уполномоченным органом не принято.
Принимая во внимание, что налоговый орган в срок, установленный ст. 70 НК РФ требование об уплате страховых взносов за 4 квартал 2016 года выставлено не было, в срок, установленный ст. 46 НК РФ решение о взыскании недоимки за счет денежных средств не вынесено, в суд с требованием о взыскании недоимки в судебном порядке уполномоченный орган не обратился, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об утрате права на взыскание задолженности по уплате страховых взносов и пени за 4 квартал 2016 года.
Представленное в материалы дела требование N 52984 от 09.10.2017 (л.д. 106) на уплату страховых взносов на общую сумму 19 211 798,10 рублей и пени на сумму 2 774 775,60 рублей, с указанием "прочие начисления 1 квартал 2016, 2 квартал 2016, 3 квартал 2016" не может быть принято в качестве доказательства соблюдения налоговым органом процедуры принудительного взыскания, поскольку требование выставлено за пределом сроков принятия решения о взыскании недоимки за счет денежных средств по указанным периодам, и в соответствии со ст. 46, 47 НК РФ.
Кроме того, данное требование является повторным по отношении к требованиям от 07.06.2016 N 202s01160307646, от 21.11.2016 N 202s01160589050, от 26.05.2017 N 202s01170577873.
Налоговый кодекс Российской Федерации не допускает возможности направления налоговыми органами налогоплательщикам повторных требований, поскольку фактически повторное направление требований об уплате в бюджет обязательных платежей влечет искусственное увеличение сроков их принудительного взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Направление налогоплательщику повторного требования об уплате недоимки, пеней и налоговых санкций за один и тот же период не предусмотрено статьями 69 - 71 НК РФ и не может быть признано законным, поскольку направлено на фактическое продление срока взыскания задолженности путем выставления новых требований на одни и те же суммы недоимки.
Кроме того, следует отметить, что решение о взыскании недоимки за счет денежных средств в отношении требования N 52984 от 09.10.2017 инспекцией не принималось.
Представленные инспекцией в материалы дела требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 202S01150000914 по состоянию 07.08.2015 (срок погашения задолженности - 17.08.2015), N 202S01150124268 по состоянию 16.11.2015 (срок погашения задолженности - 26.11.2015), выставлены в адрес Общества за 2, 3 кварталы 2015 года, в связи с чем не относятся к рассматриваемой недоимке.
Требование N 202S01150040467 по состоянию 25.09.2015 (срок погашения задолженности - 05.10.2015), решение о взыскании недоимки за счет денежных средств N202S02150029078 от 15.12.2015 вынесены уполномоченным органом только в отношении пени.
Требование N 202S01160251485 по состоянию 06.05.2016 (срок погашения задолженности - 16.05.2016), решение о взыскании недоимки за счет денежных средств N202S02160191437 от 24.08.2016 вынесены уполномоченным органом только в отношении пени.
Требование N 202S01160424165 по состоянию 24.08.2016 (срок погашения задолженности - 05.09.2016), решение о взыскании недоимки за счет имущества N 6586 от 16.08.2017 вынесены уполномоченным органом только в отношении пени.
Требование N 34873 по состоянию 13.04.2017 (срок погашения задолженности - 04.05.2017), решение о взыскании недоимки за счет денежных средств N 13234 от 30.05.2017, решение о взыскании недоимки за счет имущества N 5696 от 05.07.2017 также не могут быть приняты в качестве доказательства соблюдения уполномоченным органом порядка и сроков принудительного взыскания, поскольку в указанном требовании Обществу предложено уплатить НДФЛ за 4 квартал 2016 года и пени по страховым взносам. В требовании отсутствуют сведения о выставлении к уплате страховых взносов.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению, а, следовательно, и взысканию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пени являются дополнительным платежом, компенсирующим потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что уполномоченным органом нарушена процедура и сроки принудительного взыскания недоимки по страховым взносам и пени, что в силу ст. 23 Закона N 212-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 820, ст. 59 НК РФ является основанием для признания указанной задолженности безнадежной к взысканию.
Апелляционный суд также признает правильным вывод суда первой инстанции об утрате права на взыскание штрафа в сумме 10 871,59 рублей.
Налоговый орган в материал дела представил требование N 5790 от 09.08.2018 на уплату штрафа в сумме 10 871,59 рублей и решение N 27359 от 07.09.2018 на взыскание санкций за счет денежных средств плательщика сбора.
Вместе с тем, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в апелляционный суд инспекцией не представлены решения о привлечения Общества к ответственности в виде штрафа в указанной сумме. Согласно пояснений налогового органа, задолженности по уплате штрафа передано пенсионным фондом по состоянию на 01.01.2017.
Поскольку, инспекцией не представлено доказательств привлечения Общества к ответственности и основания доначисления штрафа, а также даты принятия решения уполномоченным органом о применении штрафных санкций, суд лишен возможности проверить соблюдение процедуры и сроков взыскания санкций.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта соблюдение процедуры и сроков взыскания санкций возлагается на налоговый орган.
Пунктом 2 статьи 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.
Принимая во внимание, что инспекцией не представлено доказательств, подтверждающих, что Общество было привлечено к ответственности в виде штрафа решением, принятым не позднее 20.07.2018, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске инспекцией сроков на принудительное взыскание штрафа.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2020 по делу N А56-412/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-412/2020
Истец: ООО "СОДИС СТРОЙ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: МИ Федеральная налоговая службаN7 по Санкт-Петербургу