город Ростов-на-Дону |
|
29 октября 2020 г. |
дело N А53-28764/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Сулименко Н.В., Николаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лавриновой Т.Г.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Бутенко Олег Николаевич лично, посредством веб-конференции;
от Беликовой Тамары Константиновны: представитель по доверенности от 05.12.2019 Приказчикова К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бутенко Олега Николаевича на определение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А53-28764/2018 по заявлению индивидуального предпринимателя Бутенко Олега Николаевича о выдаче исполнительного листа в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Беликовой Тамары Константиновны
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Беликовой Тамары Константиновны (далее - должник) Бутенко Олег Николаевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о выдаче исполнительного листа на сумму 8 800 000 рублей на основании постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 по делу N А53-9318/2016.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А53-28764/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил обжалуемое определение отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство о выдаче исполнительного листа. Заявитель, полагает, что суд первой инстанции формально подошел к разрешению вопроса, не принял во внимание доводы заявителя о том, что статья 61.2 Закона о банкротстве и статьи 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют общую природу, следовательно, допустимо применение пункта 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, предполагающего отказ от освобождения должника от обязательств.
В отзыве на апелляционную жалобу должник просит оставить обжалуемое определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, пояснили свои правовые позиции по спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2018 (резолютивная часть от 18.12.2018) Беликова Тамара Константиновна признана несостоятельным (банкротом) и в отношении нее введена процедура, применяемая в деле о банкротстве граждан - реализация имущества; финансовым управляющим утвержден Кандауров Александр Владимирович.
Информация о признании гражданина банкротом и открытии процедуры реализации имущества опубликована в газете "КоммерсантЪ" от 29.12.2018 N 242(6480).
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2020 (резолютивная часть от 16.06.2020) процедура реализации имущества Беликовой Тамары Константиновны завершена.
Беликова Тамара Константиновна освобождена от исполнения требований кредиторов, за исключением требований кредиторов, предусмотренных пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 (резолютивная часть) определение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2020 по делу N А53-28764/2018 оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определением суда от 04.12.2017 по делу N А53-9318/2016 признана недействительной сделка Агнаевой Ольги Николаевны по внесению на счет Беликовой Тамары Константиновны денежных средств в размере 9 800 000 руб. по приходному кассовому ордеру N 6-9 от 20.05.2015. Применены последствия недействительности сделки. С Беликовой Тамары Константиновны в конкурсную массу Агнаевой Ольги Николаевны взыскано 9 800 000 руб.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2019 произведена замена Агнаевой О.Н. на Бутенко О.Н. в реестре требований кредиторов.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2020 заявление Бутенко О.Н. о выдаче исполнительного листа на сумму 8 800 000 рублей принято к производству. Заявление мотивировано тем, что недобросовестность должника при заключении сделки, признанной судом недействительной, установлена вступившим в силу судебным актом. Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 61.2 Закона о банкротстве имеют схожую правовую природу, что является основанием для не освобождения от исполнения требований кредиторов.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 названной статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Согласно пункту 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:
вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 45 и 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах. По общему правилу вопрос о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств, разрешается судом при вынесении определения о завершении реализации имущества должника (абзац пятый пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Отказ в освобождении от обязательств должен быть обусловлен противоправным поведением должника, направленным на умышленное уклонение от исполнения своих обязательств перед кредиторами (сокрытие своего имущества, воспрепятствование деятельности финансового управляющего и т.д.).
Таким образом, вопросы, касающиеся таких незаконных действий гражданина, как совершение мошенничества, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, представление кредитору заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества, разрешаются судом при вынесении определения о завершении реализации имущества должника или при пересмотре этого определения по вновь открывшимся обстоятельствам. Доказывать, что гражданин действовал незаконно, должны лица, участвующие в деле (кредитор, финансовый управляющий, уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве предусмотрено, что после завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные названным пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.
Согласно пункту 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве правила пункта 5 названной статьи также применяются к требованиям:
о привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности (глава III.2 названного Федерального закона);
о возмещении гражданином убытков, причиненных им юридическому лицу, участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин (статьи 53 и 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), умышленно или по грубой неосторожности;
о возмещении гражданином убытков, которые причинены умышленно или по грубой неосторожности в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им как арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
о возмещении вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности;
о применении последствий недействительности сделки, признанной недействительной на основании статьи 61.2 или 61.3 названного Федерального закона.
В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что после завершения реализации имущества должника суд, рассматривающий дело о банкротстве, выдает исполнительные листы только по тем требованиям, указанным в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, которые были включены в реестр требований кредиторов должника арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, и не удовлетворены по завершении расчетов с кредиторами. Вопрос о выдаче исполнительных листов по таким требованиям разрешается арбитражным судом по ходатайству заинтересованных лиц в судебном заседании.
В рассматриваемом случае, судами не были установлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве являются основанием для не применения к должнику правил об освобождении от исполнения обязательств. В материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о возбуждении в отношении должника уголовного дела, в том числе, судебного акта о привлечении к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина.
Исходя из буквального толкования вышеназванных норм материального права выдача исполнительных листов на неудовлетворенные требования кредиторов, не перечисленные в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, не предусмотрена.
Наличие оспоренной сделки по специальным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, на основании которой кредитор обратился с заявлением о признании должника банкротом, не является злоупотреблением правом в смысле пунктов 4, 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве.
Законодательство пресекает возможность извлечения сторонами сделки, причиняющей вред, преимуществ из их недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), однако наличие схожих по признакам составов правонарушения не говорит о том, что совокупность одних и тех же обстоятельств (признаков) может быть квалифицирована как по пункту 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, так и по статьям 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку определенная совокупность признаков выделена в самостоятельный состав правонарушения, предусмотренный пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве (подозрительная сделка), квалификация сделки, причиняющей вред, по статьям 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации возможна только в случае выхода обстоятельств ее совершения за рамки признаков подозрительной сделки (постановление Арбитражного суда Дальне-восточного округа от 28.10.2019 N Ф03-4433/2019 по делу N А59-9/2017).
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 (резолютивная часть) установлено, что обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве являются основанием для не применения к должнику правил об освобождении от исполнения обязательств, отсутствуют.
Поскольку требования, заявленные Бутенко О.Н. и включенные в реестр требований кредиторов должника, не относятся к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, то оснований для выдачи исполнительного листа в рамках дела о банкротстве не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 названного Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Вместе с тем, в рассматриваемом случае необходимость применения аналогии закона отсутствует, поскольку случаи выдачи исполнительного листа в рамках дела о банкротстве прямо урегулированы нормами Закона о банкротстве.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент завершения процедуры банкротства и освобождения должника от исполнения требований кредитора, Бутенко О.Н. был единственным кредитором должника, соответственно суд освободил должника от исполнения требования именного данного кредитора. В данном случае, Бутенко О.Н. фактически пытается повторно инициировать процедуру банкротства данного должника на основании тех же обязательств, что является недопустимым, не отвечает целям и задачам Закона о банкротстве.
Таким образом, суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 188, 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А53-28764/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28764/2018
Должник: Беликова Тамара Константиновна
Кредитор: Агнаева Ольга Николаевна, Агнаева Ольга Николаевна в лице финансового управляющего Байрамбекова М.М., Байрамбеков Малик Мусаибович, Бутенко Олег Николаевич, Кандауров Александр Владимирович
Третье лицо: Агнаева Ольга Николаевна, Байрамбеков М.М., Бутенко Олег Николаевич, Кандауров Александр Владимирович, Канищева Елена Валерьевна, Кныш София Вадимовна, НП Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Развитие", Представитель Агнаевой О.Н. - Приказчикова К.П.
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11923/20
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9042/20
29.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13518/20
12.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9894/20
13.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2360/20
27.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20454/19
04.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8750/19