г. Москва |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А40-79913/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Лялина Т.А. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу
истца ООО "ТРАНС - СОЮЗ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2020 г. по делу N А40-79913/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС - СОЮЗ" (ОГРН 1121690091247) к Обществу с ограниченной ответственностью "СМП - СТРАХОВАНИЕ" (ОГРН 1037728057840 ) о взыскании страхового возмещения
без извещения сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Транс - Союз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ООО "СМП - Страхование" страхового возмещения в размере 712 274,25 руб., ссылаясь на то, что:
- 09.07.2019 г. между сторонами заключен договор комбинированного страхования автотранспортных средств N КЗ-06-00010-0719 от 09.07.2019 на основании Правил комбинированного страхования транспортных средств от 09.09.2016 г. в редакции от 26.12.2017 г. по условиям которого в период с 19.07.2019 по 18.07.2020, страховщик принял на страхование автомобиль Volvo FH Truck, государственный регистрационный знак С 189 СУ 116 RUS, идентификационный номер (VIN) YV2AG20A1DB647902, страховая стоимость автомобиля составляет 2 470 700 руб., порядок выплаты страхового возмещения установлен в разделе 10 Полиса и в разделах 10, 11 Правил страхования;
- 13.01.2020 на а/д Перьм-Екатеринбург, 163 км произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль Volvo FH Truck получил механические повреждения;
- указанное ДТП произошло в результате нарушения водителем автомобиль Volvo FH Truck п. 12.33 Правил дорожного движения РФ, что подтверждается определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13.01.2020 г.;
- 20.01.2020 г. истец подал ответчику заявление о страховой выплате, по результатам рассмотрения которого было установлено, что затраты на ремонт транспортного средства составляют более 75% от страховой суммы, что представляет собой конструктивную гибель транспортного средства;
- 25.03.2020 г. Ответчик выплатил истцу 872 458 руб., из расчета общей страховой суммы в размере 2 470 700 руб., за вычетом годных остатков в размере 1 450 000 руб. и износа ТС 148 242 руб.
- истец не согласился с размером страховой выплаты и в адрес ответчика направил калькуляцию альтернативного сервисного центра - ИП Исаев И.А., в котором стоимость восстановительного ремонта транспортного средства не превысила 1 500 000 руб.;
- полагая, что размер восстановительного ремонта поврежденного в ДТП автомобиля оценен не верно, ООО "Транс-Союз" обратилось в ООО "Независимое агентство судебной экспертизы", экспертом которого дано заключение о стоимости восстановительного ремонта поврежденного в ДТП автомобиля в размере 1 579 900 руб. (исследование независимой технической экспертизы по определению стоимости ремонта транспортного средства N 6726-20). Стоимость услуг по оценке составила 15 000 руб. и оплачена ООО "Транс-Союз";
- поскольку размер восстановительного ремонта не превышает 75% от страховой суммы и не может быть приравнен к конструктивной гибели транспортного средства, 23.03.2020 г. истец направил ответчику претензию с требованием оплатить истцу стоимость восстановительного ремонта в размере 1 579 900 руб. страхового возмещения, а также возместить расходы по проведению оценки в размере 15 000 руб.;
- поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, то истец обратился с настоящим иском в суд.
В суд первой инстанции ответчик направил отзыв и дополнения к нему, в которых возражал против удовлетворения иска, указывал на то, что:
- в исследовании из расчета исключены ряд деталей ТС, имеющих повреждения, например, в экспертизе истца отсутствует замена дорогостоящих элементов каркаса кузова кабины (без скидки 217 389,89 + 361 736,46 = 579 126,35 руб.), которые при данных повреждениях требует замены;
- истец в своем расчете произвел ремонт, а не замену данных деталей;
- значительная часть каталожных номеров деталей в экспертизе истца не соответствует комплектации по VIN для данного автомобиля. Также в расчёте используется немалая часть не оригинальных деталей (принт-скрин с ЕМЕХ без названия VOLVO в наименовании), которые не утверждены заводом-изготовителем, и не могут использоваться Страховщиком при ремонте;
- экспертом при составлении заключения ТС N 6726-20 рассчитаны как оригинальные, так и неоригинальные детали, что в таком случае повлияет на стоимость ущерба и повлечет изменение согласованного сторонами п. 10.16. Правил страхования;
- эксперты в заключении ответчика N 1037987 руководствовались актуальными источниками, а именно Федеральный закон от 31.05.2001 г. N73-ФЗ (ред. от 08.03.2015 г.) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". 2. Приказ Минюста России от 27.12.2012 г. N237 (ред. от 13.09.2018 г.) "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2013 г. N26742). 3. Приказ Минтранса России от 22.09.2016 г. N 277 "Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2016 г. N 44083). 4. Закон РФ от 27.11.1992 г. N4015-1 (ред. от 28.11.2018 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 г.). 5. Закон РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 (ред. от 18.03.2019 г.) "О защите прав потребителей". 6. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 г. N14-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018 г.) Статья 930. Страхование имущества; Статья 931. Страхование ответственности за причиненный вред; Статья 943. Определение условий договора страхования в правилах страхования; 7. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. N20 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан". 8. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 877 (ред. от 25.12.2018 г.) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств"). 9. "Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки" (утв. решением научно-методического совета РФЦСЭ 20.12.2018 г.) (далее - Методические рекомендации). 10. Программный комплекс "ПС: Комплекс 7" регистрационный номер - PSC17215 с подключенным пакетом услуг "ПС Онлайн".
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, проанализировав Правила страхования, руководствуясь ст.ст. 2, 9, 10, 11, 12, 15, 307- 310, 927-964 ГК РФ, Решением от 26.07.2020 г. Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении иска отказал, исходя из того, что:
- представленное истцом исследование независимой технической экспертизы по определению стоимости ремонта ТС N 6726-20 не является надлежащим доказательством по делу, которое объективно устанавливает нарушение страховщиком порядка выплаты, поскольку при проведении экспертизы применялось недопустимое нормативное, методическое и другое обеспечение, ввиду чего расчет в исследовании является недостоверным;
- согласился с доводами ответчика;
- истцом объективно не представлено бесспорных доказательств из которых суд мог бы сделать однозначный вывод о том, ответчиком необоснованно рассчитан ущерб;
- ходатайство о проведении независимой судебной экспертизы истец не заявлял, не доказал, что его экспертное заключение является приоритетней перед экспертным заключением представленным ответчиком (Заключение составлено ООО "Межрегиональный Экспертно-Технический Центр "МЭТР" N 1037987 по факту осмотра автомобиля);
- кроме того, эксперты в экспертном заключении ответчика N 1037987 руководствовались актуальными источниками.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
В обоснование жалобы заявитель указывал на то, что суд не предоставил аргументов и не привел ссылки на нормативные документы, в которых регламентировано проведение оценки восстановительного ремонта при добровольном страховании, не соответствует действительности; ответчик не обосновал необходимость замены некоторых деталей, которые поддаются ремонту и восстановлению, что не регламентировалось использование только оригинальных запасных частей при ремонте транспортного средства, не соответствует правоотношениям, возникшим между сторонами на основании договора добровольного страхования. Заявитель не согласен с выводами суда относительно представленного истцом исследования независимой технической экспертизы по определению стоимости ремонта ТС N 6726-20.
.
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без извещения сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От ответчика поступил отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения повторно пересмотрены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Довод истца о том, что Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" не содержит запрета на использовании данного нормативного документа при проведении оценки при добровольном страховании - отклоняется судом апелляционной инстанции.
Статья 927 ГК РФ различает договоры личного, имущественного, добровольного и обязательного страхования. Договоры страхования ответственности за причинение вреда собственников транспортных средств относятся к разновидности имущественного страхования.
Данные договоры в свою очередь могут заключаться добровольно в соответствии со статьей 931 ГК РФ.
Пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
В соответствии со статьей 1 Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 935 ГК РФ в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, с владельцем имущества или на учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным в смысле настоящей статьи и не влечет последствий, предусмотренных статьей 937 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что требование истца к ответчику основано на договоре добровольного страхования, вместе с тем, из преамбулы Положения о Единой методике следует, что она обязательна для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", экспертам и-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Исходя из системного толкования указанных правовых норм, договоры добровольного и обязательного страхования ответственности различны, и распространять императивные нормы Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в данном случае в части необходимости расчета суммы ущерба в соответствии с "Положением о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П, на иные виды страховых договоров, в том числе договоры добровольного страхования ответственности владельцев транспортных средств, оснований не имеется.
Указанное положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утверждены Банком России 19.09.2014 N 432-П не подлежит применению, т.к. иск заявлен о взыскании страховой суммы по договору добровольного страхования, тогда как Методика применяется только при определении размера выплаты по договорам обязательного страхования гражданской ответственности.
В данном случае применение единой методики существенно ограничивает права сторон, так как целью добровольного страхования является полное возмещение ущерба.
Для применения аналогии закона в данном случае оснований также не имеется, поскольку договоры добровольного страхования гражданской ответственности имеют собственное правовое регулирование - глава 48 ГК Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", - в части не урегулированной специальным законом, либо правилами страхования, на которые распространяется принцип свободы договора, закрепленный в статье 421 ГК Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, договор добровольного страхования транспортных средств заключен на основании Правил комбинированного страхования транспортных средств.
Довод жалобы о том, что Ответчиком в собственном отзыве, приводя довод о правомерном расчете и выплате страхового возмещения также ссылается на данный нормативный документ, приведя отсылки из проведенного им заключения N 1037990 - отклоняется, как необоснованный.
Ответчиком в материалы дела представлены экспертные заключения N N 1037987 и 1037990.
В экспертном заключении N 1037987 "Об определении стоимости восстановительного ремонта колесного транспортного средства" не содержится ссылок на Положение о единой методике.
В экспертном заключении N 1037990 "Об определении величины рыночной стоимости и величины годных остатков" фактически указано, что определение стоимости годных остатков произведено на публичном аукционе AUTOonline.
Согласно п. 1.6.5. Правил страхования годные остатки - исправные, имеющие остаточную стоимость детали (агрегаты, узлы) поврежденного ТС, которые можно реализовать.
Стоимость годных остатков определяется на основании рыночных цен на такие детали (агрегаты, узлы) на день наступления страхового случая, с учетом стоимости затрат. необходимых на их реализацию.
Для определения стоимости годных остатков на основании рыночных цен была проведена котировка ТС с учетом его технического состояния на публичном аукционе AUTOonline (Сайт публичной площадки: https://audatex.ru/).
Аукцион AUTOonline- это закрытые онлайн торги, предназначенные специально для экспертов, автоцентров, страховых и финансовых компаний. Аукцион AUTOonline используют около 50% страхового рынка России.
Кроме этого, истцом данное экспертное заключение "Об определении величины рыночной стоимости и величины годных остатков" не оспаривалось, фактически спор был относительно определения стоимости восстановительного ремонта ТС.
Представленное истцом исследование N 6726-20 независимой технической экспертизы по определению стоимости ремонта ТС не соответствует требованиям ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ"Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Так, в соответствии со ст. 11 указанного ФЗ Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу п. п. 5, 8 (подп. и) Приказа Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 299 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения: описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты. При этом такое описание должно позволять пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки.
В силу п. 16 Приказа Минэкономразвития России от 04.07.2011 N 328 (ред. от 20.02.2017) "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" В экспертном заключении указываются:
е) сведения о допущениях и ограничительных условиях, с учетом которых проведена экспертиза отчета об оценке;
и) результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам.
Таким образом, эксперт необоснованно использует уникальный метод частичного использования при расчёте неоригинальных запчастей, а также ремонт и восстановление некоторых деталей, вместо их замены.
Довод жалобы о том, что суд не предоставил аргументов и не привел ссылки на нормативные документы, в которых регламентировано проведение оценки восстановительного ремонта при добровольном страховании, не соответствует действительности.
Так, на стр. 5 (абз. 3- 7) решения суд привел ссылки на нормативные документы, в которых регламентировано проведение оценки восстановительного ремонта при добровольном страховании
Довод жалобы о том, что Ответчик не обосновал необходимость замены некоторых деталей, которые поддаются ремонту и восстановлении, что не регламентировалось использование только оригинальных запасных частей при ремонте транспортного средства, не соответствует правоотношениям, возникшим между сторонами на основании договора добровольного страхования.
В данном случае использование неоригинальных запасных частей при ремонте транспортного средства, а также ремонт и восстановление некоторых деталей, вместо их замены противоречило бы существу договора, так как целью добровольного страхования является полное возмещение ущерба, следовательно необходимо определение величины затрат, необходимых для приведения КТС потерпевшего в техническое состояние. максимально соответствующее таковому на момент происшествия.
Использование (выборочно) неоригинальных запасных частей, а также ремонт и восстановление (выборочно) некоторых деталей влекло бы к ухудшению технического, стоимостного состояния ТС, которое бы, таким образом не было бы приведено в техническое состояние, максимально соответствующее таковому на момент происшествия.
Нарушения процессуальных норм судом первой инстанции также не установлено, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2020 г. по делу N А40-79913/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, установленным в ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79913/2020
Истец: ООО "ТРАНС - СОЮЗ"
Ответчик: ООО "СМП - СТРАХОВАНИЕ"