г. Пермь |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А60-17072/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от истца Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Администрации г. Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800) - Страхова Н.А., удостоверение, доверенность от 16.12.2019, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Администрации г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 июля 2020 года
по делу N А60-17072/2020, принятое судьей А.А. Маловым
по иску Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Администрации г. Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
к Министерству финансов Свердловской области, (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960; 6661004608; 6658091960, ОГРН 1036602638588; 1026605256589; 1036602638588)
о взыскании 20 225 387 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование "город Екатеринбург" в лице Администрации г. Екатеринбурга (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Министерству финансов Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о взыскании 20225387 руб. 00 коп. во исполнение соглашения от 11.04.2016 N 01 и дополнительного соглашения от 28.12.2016 N1.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 июля 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчиками представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых они возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции ответчиками заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ) и Порядком предоставления из областного бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения объектов улично-дорожной сети утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1264-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до 2020 года" (далее - Порядок), Администрация города Екатеринбурга в 2015 - 2016 годах осуществляла изъятие в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и иного имущества, попадающих в соответствии с документации по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для, проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения объектов улично-дорожной сети.
Министерство по управлению государственным имуществом (далее - МУГИ СО) и Администрация города Екатеринбурга заключили Соглашение от 11.04.2016 N 01 "О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансферов бюджету муниципального образования города "Екатеринбург" на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и иного имущества, попадающих в соответствии документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году для размещения объектов улично-дорожной сети" (далее - Соглашение).
В целях реализации Соглашения 16.11.2016 принято постановление Правительства Свердловской области N 819-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1264-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до 2020 года", которым утвержден в новой редакции Порядок предоставления из областного бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения объектов улично-дорожной сети (далее - Порядок).
Подпунктом 3 пункта 5 Порядка предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов на возмещение расходов на приобретение (строительство) жилых помещений или рыночной стоимости жилых помещений, предоставленных из муниципального жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург", жилья, использованного для переселения выселяемых граждан.
В соответствии с указанным положением Порядка приказом МУГИСО от 23.12.2016 N 2924 "Об утверждении протокола заседания комиссии Министерства по рассмотрению заявления на получение иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на осуществление мероприятий по изъятию в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и иного имущества, попадающего на границу территории, необходимой для размещения объектов улично-дорожной сети в рамках инфраструктуры чемпионата мира по футболу в 2018 году" принято решение о предоставлении бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" иных межбюджетных трансфертов в размере 20 225 387 руб. на возмещение затрат на предоставление из муниципального жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург" жилых помещений.
Денежные средства перечислены бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" в полном объеме 28.12.2016 по платежному поручению N 774.
В соответствии со статьей 16 Закона Свердловской области от 03.12.2015 N 138-03 "Об областном бюджете на 2016 год" (далее - Закон "Об областном бюджете на 2016 год"), строкой 150 приложения 5 к Закону "Об областном бюджете на 2016 год", строкой 616 приложения 6 Закона "Об областном бюджете на 2016 год" и пунктом 2.1 Соглашения иные межбюджетные трансферты в рамках Соглашения предоставлены Администрации города Екатеринбурга из областного бюджета по коду классификации расходов бюджетов:
код главного распорядителя бюджетных средств 010 "Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области";
раздел 0100 "Общегосударственные вопросы", подраздел 0113 "Другие общегосударственные вопросы";
целевая статья 105234860Ф "Обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году согласно утвержденной документации по планировке территории";
вид расходов 540 "Иные межбюджетные трансферты".
Согласно пункту 2.2 Соглашения иные межбюджетные трансферты перечислены в безналичной форме по реквизитам, указанным в пункте 10 Соглашения, что соответствует Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (подстатья 151).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2017 N 82-ПП "Об утверждении Порядка возврата из областного бюджета в федеральный бюджет и местные бюджеты межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году" (далее - Порядок возврата), приказом Министерства финансов Свердловской области от 17.02.2017 N43 "Об утверждении Порядка согласования с Министерством финансов Свердловской области решений главных администраторов средств областного бюджета о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году", на основании обращения Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2017 N0131/01-17/002/1134 "О возврате иных межбюджетных трансфертов", Министерством принято решение о наличии потребности бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" в неиспользованных остатках иных межбюджетных трансфертов на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения улично-дорожной сети, на 01.01.2017 в сумме 20 225 387 рублей (приказ Министерства от 20.03.2017 N 504).
26.01.2017 неиспользованные денежные средства в размере 20 225 387 рублей возвращены в бюджет Свердловской области.
24.03.2017 денежные средства в сумме 20225387 рублей (иные межбюджетные трансферты) вновь перечислены бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" по заявке на возврат N 06.
Администрацией города Екатеринбурга не были использованы доведенные до него иные межбюджетные трансферты в размере 20 225 387 рублей на возмещение затрат на предоставление из муниципального жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург" жилых помещений, указанная сумма в 2018 году была возвращена в областной бюджет.
Указанные обстоятельства были предметом рассмотрения в деле N А60-8858/2019., в котором Администрация города Екатеринбурга обращалась в суд с исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области с требованием о взыскании 21816127 руб. 54 коп., в том числе неосновательное обогащение в размере 20 225 387 руб., процентов на сумму неосновательного обогащения в размере 1590740 руб. 54 коп. Судом в удовлетворении заявленных исковых требований отказано, решение вступило в законную силу.
В обоснование заявленных требований по настоящему делу Администрация указывает, что задолженность в размере 20225387 руб. возникла из неисполнения обязательств ответчиками, установленных Соглашением от 11.04.2016 N 01.
В связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры в рамках проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году на территории муниципального образования "город Екатеринбург" возникла необходимость переселить нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.
Нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, выселяемым из домов, подлежащих сносу в связи с проведением чемпионата мира, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ, Администрацией города Екатеринбурга, по согласованию с Правительством Свердловской области, за счет средств бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Администрацией города Екатеринбурга получены отчеты о рыночной стоимости жилых помещении, предоставленных гражданам на сумму 20 225 387 рублей.
Согласно письму МУГИ СО от 20.12.2016 N 17-01-81/16713, ответчиком принято решение о предоставлении денежных средств в качестве возмещения затрат на предоставление жилых помещении, поименованных в указанном выше письме МУГИ СО.
Поскольку с момента исполнения обязательства в полном объеме и до настоящего времени компенсации ранее понесенных расходов МУГИСО не предприняты, указанное неисполнение обязательств ответчиками, возложенных на них Соглашением от 11.04.2016 N 01 нарушает права муниципального образования "город Екатеринбург", что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционные жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
В соответствии со ст. 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции 2016 года) в случаях и порядке, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Законом Свердловской области от 03.12.2015 N 138-03 "Об областном бюджете на 2016 год" утверждены иные межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, попадающих в соответствии с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения объектов улично-дорожной сети - в объеме 122100,0 тысяч рублей (строка 150 Приложения 5 к Закону Свердловской области "Об областном бюджете на 2016 год"), код вида расходов - 540 - иные межбюджетные трансферты.
В соответствии с приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н иные межбюджетные трансферты, а также возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов, могут быть предоставлены не иначе как по подстатье 151 аналитической группы подвидов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Из материалов дела N А60-8858/2019 следует, и не оспаривается сторонами в рамках данного дела, что денежные средства доведены в полном объеме до Администрации города Екатеринбурга 28.12.2016 в сроки, предусмотренные Соглашением, в период действия Закона "Об областном бюджете на 2016 год" в соответствии с целями, определенными в Порядке, неосновательное обогащение Министерства за счет Администрации города Екатеринбурга не возникло, возврат денежных средств в областной бюджет произведен в строгом соответствии с нормами бюджетного законодательства.
Указанные денежные средства могли быть израсходованы Администрацией города Екатеринбурга на цели, определенные в Порядке, в том числе на возмещение расходов на приобретение (строительство) жилых помещений или рыночной стоимости жилых помещений, предоставленных из муниципального жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург", использованных для переселения выселяемых граждан, что подтверждается также позицией Министерства финансов Свердловской области, выраженной в письме от 12.12.2017 N 05-06-15/13428.
Процедура предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" и процедура возврата данных трансфертов в областной бюджет соблюдена сторонами в полном объеме и проведена в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и Соглашения от 11.04.2016 N 01 "О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на обеспечение изъятия в муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, попадающих в соответствие с документацией по планировке территории в границу территории размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, для размещения объектов улично-дорожной сети" и Дополнительного соглашения N 1 от 28.12.2016, никем из сторон не оспорена и не ставится под сомнение, а обязательства МУГИСО по перечислению межбюджетных трансфертов в доход бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" по реквизитам администратора доходов бюджета муниципального образования "город Екатеринбург", указанным в Соглашении и Дополнительном соглашении, надлежащим образом исполнены.
Учитывая программно-целевой метод планирования бюджетных расходов, отсутствие ходатайства Администрации города Екатеринбурга о наличии потребности в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов и надлежащего исполнения обязательств сторон по Соглашению, отсутствие в Законе Свердловской области от 12.12.2019 N 120-03 "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов муниципальному образованию "город Екатеринбург" на указанные цели правомерно.
Учитывая, что нормативными правовыми актами Свердловской области (Законом Свердловской области от 03.12.2015 N 138-03, Законом Свердловской области от 15.07.2005 N 70-03 "Об отдельных межбюджетных трансфертах, предоставляемых из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1264-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2017 N 82-ПП) установлена и детально регламентирована процедура предоставления и возврата иных межбюджетных трансфертов муниципальному образованию "город Екатеринбург" на указанные цели, подмена нормативного регулирования спорного вопроса судебными актами, является недопустимым.
Таким образом, перечисление денежных средств по иным реквизитам приведет к исполнению обязательств ненадлежащим образом.
При этом, апелляционный суд отмечает, что денежные средства могли быть израсходованы Администрацией города Екатеринбурга на цели, определенные в Порядке, в том числе на возмещение расходов на приобретение (строительство) жилых помещений или рыночной стоимости жилых помещений, предоставленных из муниципального жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург", использованных для переселения выселяемых граждан, что подтверждается следующим:
а) Соглашением от 11.04.2016 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 28.12.2016) объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых Администрации из областного бюджета, составляет 122 100 000 рублей.
В рамках указанного Соглашения и в соответствии с Законом Свердловской области "Об областном бюджете на 2016 год" в течение 2016 года перечислялись иные межбюджетные трансферты Администрации города Екатеринбурга согласно пункта 2.2 Соглашения в безналичной форме по реквизитам, указанным в пункте 10 Соглашения (подстатья 151 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"),
На основании обращений Администрации города Екатеринбурга, в которых содержалось обоснование суммы, подлежащей возмещению за жилые помещения, изымаемые в собственность муниципального образования "город Екатеринбург", с приложением отчета об оценке, постановления Администрации города Екатеринбурга об изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимого имущества, экспертного заключения, справки-расчета суммы средств иных межбюджетных трансфертов, Министерством перечислялись иные межбюджетные трансферты в безналичной форме по реквизитам, указанным в пункте 10 Соглашения.
Так, например, платежным поручением от 18.04.2016 N 191 перечислены иные межбюджетные трансферты в размере 17 708 952 рублей; платежным поручением от 13.05.2016 N 228 перечислены иные межбюджетные трансферты в размере 9 302 363 рублей; платежным поручением от 28.06.2016 N 334 перечислены иные межбюджетные трансферты в размере 9 170 106 рублей; платежным поручением от 12.07.2016 N 363 перечислены иные межбюджетные трансферты в размере 2 023 661,60 рублей; платежным поручением от 27.07.2016 N 385 перечислены иные межбюджетные трансферты в размере 7 666 890 рублей; платежным поручением от 03.08.2016 N 416 перечислены иные межбюджетные трансферты в размере 8 238 000 рублей; платежным поручением от 22.12.2016 N719 перечислены иные межбюджетные трансферты в размере 5 088 245 рублей; платежным поручением от 27.12.2016 N 738 перечислены иные межбюджетные трансферты в размере 17 887 863 рублей.
Указанные суммы были перечислены по подстатье 151 (90120204999040000151) и использованы Администрацией города Екатеринбурга в полном объеме на цели, предусмотренные названным Соглашением.
Таким образом, из всех направленных сумм в рамках Соглашения, Администрацией не была использована лишь сумма в размере 20 225 387 рублей, перечисленная по платежному поручению N 774 от 28.12.2016.
Учитывая изложенное, у ответчиков отсутствуют основания для компенсации в 2019 году бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" расходов в сумме 20 225 387 рублей, понесенных в связи с отселением граждан, проживающих в жилых помещениях на основании договоров социального найма, расположенных в домах, подлежащих сносу в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году, поскольку обязательства надлежащим образом исполнены в 2016 году - денежные средства перечислены бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" в полном объеме 28.12.2016.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 июля 2020 года
по делу N А60-17072/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17072/2020
Истец: "город Екатеринбург" в лице Администрации г. Екатеринбурга, Администрация города Екатеринбург
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСП МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ