г. Чита |
|
06 ноября 2020 г. |
дело N А19-302/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Каминского В.Л., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горлачевой И.Г., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2020 года по делу N А19-302/2020 по иску министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664003, Иркутская область, город Иркутск, улица Горького, 31) к Казачинско-Ленскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (ОГРН 1033800007856; ИНН 3828005490, адрес: 666511 Иркутская область, Казачинско-Ленский район, село Казачинское, улица Наумова, 6) о прекращении права пользования объектами животного мира,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Казачинско-Ленскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее - общественная организация, ответчик) с требованием о прекращении права пользования объектами животного мира, возникшего на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ N 1417.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец его обжаловал в апелляционном порядке, просил отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы жалобы сводятся к тому, что территория охотничьих угодий, находящаяся в пользовании ответчика на основании долгосрочной лицензии, превышает максимальный размер площади охотничьих угодий для Иркутской области, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137, ответчик не заключил охотхозяйственного соглашения, потому должно быть прекращено его право пользования объектами животного мира. Истец полагал, что суд неправильно применил при рассмотрении дела правовую позицию, сформулированную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2016 N 307-КГ15-17678.
Ответчик в отзыве изложил возражения на доводы на апелляционной жалобы, указал, что суд правильно применил нормы права, вынес решение по фактическим обстоятельствам. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны извещены о возбуждении судебного производства, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей истца и ответчика не препятствовала судебному разбирательству.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует и установил суд первой инстанции, распоряжением заместителя главы администрации Иркутской области от 24.09.2002 N 279-рз общественной организации предоставлена территория (акватория) для пользования животным миром, отнесенным к объектам охоты, сроком на 25 лет, площадью 589 990 га, в определенных границах согласно приложениям 1, 2 к распоряжению. Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Иркутской области на основании указанного распоряжения от 25.09.2002 N 279-рз ответчику выдало долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серии XX N 1417 на территории Казачинско-Ленского района общей площадью 489 620 га, сроком действия с 25.09.2002 по 25.09.2027. Администрация Иркутской области заключила с общественной организацией договор о предоставлении в долгосрочное пользование территорий (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 07.10.2002 N 8/37-1029, его предметом стали отношения по получению общественной организацией на срок до 25.09.2027 в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, в следующих границах: От устья р. Домугда на юг квартальной сети до южной границы квартала 81 Черепановского лесничества Казани некого лесхоза, далее на юг но квартальной сети до автодороги Казачинское-Н. Мартыново, далее по левой стороне автодороги КазачинскоеУлькан до южной границы квартала 25 Ульканского лесничества Ульканского лесхоза, далее на восток по квартальной сети до северной границы квартала 86 Ульканского лесничества,.zanee по квартальной сети до северной границы квартала 87 Ульканского лесничества, далее на юг по квартальной сети до устья р. Умбелла, далее по левой стороне р. Улькан вверх по течению до западной границы квартала 142 Ульканского лесничества, далее на запад по водоразделу ключа Яковский до р. Киренга, далее вверх по р. Киренга до границы с заказником "Туколонь", далее по границе с заказником до границы с территорией ВершиноХандинской общины, далее на север по границе данной территории и административной границе с Усть-Кутским районом до северной границы квартала 36 Небельского лесничества Магистрального лесхоза, далее на восток по квартальной сети до автодороги Небель-В. Мартынове, далее по правой стороне автодороги, далее на восток по южной границе кварталов 163-166 Мартыновского лесничества до р. Киренга, далее вниз по правой стороне р. Киренга до устья р. Домугда, общей площадью 489 620 га.
Из условий названного договора, пояснений ответчика и сведений схемы границ охотничьих угодий общественной организации, составленной АО "Кадастрсъемка", усматривается, что площадь охотничьих угодий, расположенных в разных муниципальных образованиях в пределах территории муниципального образования Казачинско-Ленского района Иркутской области (в Казачинском МО (74 422 га), Мартыновском МО (740 га), Небельском МО (9 745 га), Новоселовском МО (40 346 га), Магистральнинском МО (31 500 га), Ульканском городском МО (51 649 га) и МО Казачинско-Ленского района (60,9 кв. м), не превышает установленную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137 "Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации" (далее - приказ N 137) максимальную площадь охотничьих угодий для Иркутской области (за исключением Бодайбинского муниципального района, Катангского муниципального района, Киренского муниципального района и Усть-Илимского муниципального района) в размере 400 000 га в пределах одного муниципального образования.
Общественная организация не заключила охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре о предоставлении в пользование территорий (акваторий).
Ссылаясь на истечение пятилетнего срока с момента установления максимальной площади охотничьих угодий, не заключение ответчиком охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре о предоставлении в пользование территорий (акваторий) и на размер общей площади охотничьих угодий, предоставленных ответчику для пользования, истец обратился в арбитражный суд с иском. Предметом спора в деле стало прекращение права ответчика пользования объектами животного мира, возникшего на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ N 1417.
Принимая решение, суд первой инстанции сослался на положения статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказа N 137, пункта 16.1 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 N 512, пункта 1 статьи 17 Закона Иркутской области от 21.06.2010 N 49-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Иркутской области", Закона Иркутской области от 16.12.2004 N 90-оз "О статусе и границах муниципальных образований Казачинско-Ленского района Иркутской области", учел правовые позиции, сформулированные в Определении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.02.2012 N 1575/12, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 1256-О, в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N от 21.01.2014 12224/13 по делу NА19-18094/2012, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2016 N307-КГ15-17678 по делу NА56-65188/2014. Суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения иска, поскольку размер площади охотничьих угодий, предоставленных общественной организации в пользование в пределах территории каждого муниципального образования Иркутской области не превышает установленной приказом N137 максимальной площади.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, полагал решение суда правильным.
Согласно статье 71 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Продлению эти долгосрочные лицензии не подлежат.
Указанные лица вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3 статьи 71 Закона об охоте).
Если названные лица не воспользовались предоставленным правом на заключение охотхозяйственных соглашений, то их право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации (часть 9 статьи 71 Закона об охоте).
Во исполнение Закона об охоте приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137, утверждены максимальные площади охотничьих угодий по субъектам Российской Федерации, в отношении которых охотхозяйственные соглашения могут быть заключены одним лицом или группой лиц.
Таким образом, Закон об охоте сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов.
Приказом N 137 максимальная площадь охотничьих угодий для Иркутской области (за исключением отдельных муниципальных районов), в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, установлена в размере 400 000 га в пределах одного муниципального образования.
Согласно статьям 10, 12 Устава Иркутской области, принятого Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15.04.2009 N 9/5-ЗС, статье 17 Закона Иркутской области от 21.06.2010 N49-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Иркутской области", Закону Иркутской области от 16.12.2004 N90-оз "О статусе и границах муниципальных образований Казачинско-Ленского района Иркутской области" муниципальным образованием на территории Иркутской области является как Казачинско-Ленский муниципальный район, так и муниципальные образования, входящие в его составе, включая те муниципальные образования, на территории которых ответчтку в пользование предоставлены охотничьи угодья.
Оценив доказательства в деле с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правильно установил, что при общей площади охотничьих угодий 489 620 га, предоставленных общественной организации на территории Иркутской области, в каждом муниципальном образовании, в пределах указанного субъекта Российской Федерации, территория охотничьих угодий не превышает максимальной площади 400 000 га, установленной приказом N 137. В рассмотренном случае при изложенном правовом регулировании пользования объектами животного мира, заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий является правом ответчика, а не заключение такого соглашения не является основанием для прекращения права ответчика долгосрочного пользования животным миром, возникшего на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром и договора о предоставлении в долгосрочное пользование территорий (акваторий).
Стало быть, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска. При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в иске.
Доводы заявителя жалобы основаны на неправильном толковании закона, не содержали сведений о фактах, которые могли повлиять на принятый по делу судебный акт. По изложенным причинам суд апелляционной инстанции не принял доводы жалобы.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство, как государственный орган, выступающий в деле в качестве истца, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2020 года по делу N А19-302/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-302/2020
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: Казачинско-Ленское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов
Третье лицо: Сафонов Иннокентий Леонтьевич