город Москва |
|
3 ноября 2020 г. |
дело N А40-3183/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.11.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Вигдорчик Д.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональный союз лесоустроительных организаций и лесных проектировщиков
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2020 по делу N А40-3183/20
по заявлению Межрегионального союза лесоустроительных организаций и лесных
проектировщиков (ОГРН 1195476053190)
к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) (ОГРН 1047796366298)
третьи лица: ООО НПО "Экологическая безопасность", Департамент лесного комплекса Кемеровской области
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Миятлиева Д.М. по доверенности от 09.01.2020;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2020 отказано в удовлетворении заявленных требований Межрегионального союза лесоустроительных организаций и лесных проектировщиков к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным решения от 26.09.2019 N АВ-03-27/18755 об отказе принятия решения о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении их границ на территории Ерунаковского участкового лесничества Новокузнецкого лесничества, Калтанского участкового лесничества Кузедеевского лесничества, Мысковского и Чуазасского участковых лесничествах Мысковского лесничества Кемеровской области, по итогам рассмотрения материалов, представленных письмом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 29.08.2019 N 01-15/5780, обязании в течение 10 дней, после вступления решения суда в силу, издать распорядительный документ - решение о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении их границ на территории Ерунаковского участкового лесничества Новокузнецкого лесничества, Калтанского участкового лесничества Кузедеевского лесничества, Мысковского и Чуазасского участковых лесничествах Мысковского лесничества Кемеровской области по итогам рассмотрения материалов, представленных письмом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 29.08.2019 N 01-15/5780.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие ООО НПО "Экологическая безопасность", Департамент лесного комплекса Кемеровской области.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Заявитель и третьи лица в судебное заседание представителей не направили, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 26.09.2019 Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) рассмотрены материалы по выделению особо защитных участков лесов (ОЗУ), установлению и изменению их границ на территории Ерунаковского участкового лесничества Новокузнецкого лесничества, Калтанского участкового лесничества Кузедеевского лесничества, Мысковского и Чуазасского участковых лесничеств Мысковского лесничества Кемеровской области на основании обращения Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 29.08.2019 N 01-15/5780.
Письмом от 26.09.2019 N АВ-03-27/18755, направленным в адрес Департамента лесного комплекса Кемеровской области отказано в принятии решения о выделении ОЗУ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Межрегионального союза лесоустроительных организаций и лесных проектировщиков с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что ввиду незаконного отказа Рослехоза по выделению особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории указанных выше лесничеств исполнитель работ - ООО НПО "Экологическая безопасность" не имеет возможности сдать результаты работ заказчикам работ (ООО "Разрез ТалТЭК", ООО "Разрез Кузнецкий Южный") и получить вознаграждение за выполненную работу, чем нарушает права и законные интересы ООО НПО "Экологическая безопасность" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ООО НПО "Экологическая безопасность" является членом Межрегионального союза лесоустроительных организаций и лесных проектировщиков.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 7 ст. 119 Лесного кодекса Российской Федерации выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со ст. 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с ч. 2 ст. 67 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации исключительно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ (пункт 39).
В соответствии со ст. 119 Лесного кодекса Российской Федерации к особо защитным участкам лесов относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; объекты природного наследия; другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации и подп. 5.2.143 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, приказ Минприроды России от 29.03.2018 N 122 утверждена Лесоустроительная инструкция.
Согласно п. 23 Лесоустроительной инструкции, выделение особо защитных участков лесов осуществляется по признакам указанным в данном пункте.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, устанавливаются в границах водоохранных зон.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ.
Таким образом, в силу лесного и водного законодательств обязательным условием для отнесения лесов к категории защитных лесов "леса, расположенные в водоохранных зонах" и к виду ОЗУ "берегозащитные участки лесов" является наличие водного объекта.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод арбитражного суда о том, что наличие лицензии на пользование недрами в отношении месторождения, расположенного в границах лесного участка, выданной как до утверждения, так после утверждения Лесоустроительной инструкции, не является основанием для не выделения ОЗУ или исключения этого участка из состава особо защитных участков лесов.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
В силу п. 8 ст. 119 Лесного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению о выделении особо защитных участков лесов является текстовое и графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Представленное заявителем графическое и текстовое описание местоположения границ земель, на которых располагаются леса, не соответствует установленной форме.
Согласно п. 27 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, на плане границ объекта землеустройства отображаются границы объекта землеустройства (характерные точки и части границ).
В соответствии с п. 9 приложения 1 к приказу Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23.03.2016 N 163 и от 04.05.2018 N 236 на плане границ объекта отображаются границы объекта (читаемые в выбранном масштабе характерные точки и части границ).
Таким образом, отображение на плане границ земельного участка характерных точек является общепринятым требованием в отношении границ земельных участков.
Применение при описании местоположения границ объектов Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 носит рекомендательный характер и позволяет избежать появления в ходе данной работы ошибок.
В представленных ООО НПО "Экологическая безопасность" планах особо защитных участков лесов отсутствовала графическое описание наличие плана границ объекта (раздел 4), который оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения границ объекта, с отображением характерных точек границ объекта, читаемых в таком масштабе.
В соответствии со ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, относится к отдельным полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, входит решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений о выделении ОЗУ, об установлении и изменении их границ, является основанием для внесения документированной информации в соответствующий акт, на основании которого осуществляется внесение данных в государственном лесном реестре.
Решение об изменении границ земель, на которых расположены особо защитные участков лесов, может быть принято Рослесхозом на основании обоснованных предложений органа государственной власти, уполномоченного на ведение государственного лесного реестра на территории Кемеровской области, а не заинтересованного лица.
Таким образом, учитывая, что приказом Рослесхоза от 27.12.2017 N 779 на территории Калтанского участкового лесничества Кузедеевского лесничества Кемеровской области выделены особо защитные участки лесов, материалы Департамента лесного комплекса Кемеровской области должны были содержать лишь предложения по изменению границ земель, на которых расположены особо защитные участки лесов, а не по их выделению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2020 по делу N А40-3183/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3183/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ЛЕСОУСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЛЕСНЫХ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"