г. Москва |
|
09 ноября 2020 г. |
Дело N А40-111789/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ГУ - УПФР в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Свердловской области
ГУ - Самарское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 5)
ГУ - Хабаровское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 7)
ГУ - УПФР в городе Чите Забайкальского края
ГУ - Камчатское региональное отделение ФСС РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2020 по делу N А40-111789/19
по заявлению АО "РЭУ" (ОГРН: 1097746358412; ИНН: 7714783092)
к ответчику: ИФНС N 4 России по г. Москве,
соответчики:1)ГУ - ГУ ПФР 10 по г. Москве и Московской области
2)ГУ - Московское областное региональное отделение ФСС РФ (филиал N 32)
3)ГУ - УПФР в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Свердловской области
4)ГУ - УПФР в городе Чите Забайкальского края
5)ГУ - УПФР в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края
6)ГУ -Камчатское региональное отделение ФСС РФ
7)ГУ - УПФР в ЗАТО г. Североморска Мурманской области (Межрайонное)
8)ГУ - УПФР в Железнодорожном р-не городского округа Самара
9)ГУ - УПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
10)ГУ -Свердловское региональное отделения ФСС РФ (Филиал N 15)
11)ГУ - Забайкальское региональное отделение ФСС РФ
12)ГУ - Мурманское региональное отделение ФСС РФ
13)ГУ -Самарское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 5)
14)ГУ - Хабаровское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 7)
3-и лица: 1)ГУ -УПФР в г. Курске Курской области
2)ГУ -Курское региональное отделение ФСС РФ
3)МИФНС по КН N 7
4)ГУ - Главное УПФР N 2 по г. Москве и Московской области
5)ГУ - Московское региональное отделение ФСС РФ (филиал N 8, филиал N13)
6)ГУ - УПФР в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону
Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве
о признании невозможной к взысканию
при участии:
от заявителя: |
Донченко Л.Г. по дов. от 02.07.2020; |
от ответчика: |
Зверев Е.А. по дов. от 11.11.2019, Сыркин Д.А. по дов. от 14.01.2020; |
от соответчиков: |
1) не явился, извещен 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен; 5) не явился, извещен; 6) не явился, извещен; 7) не явился, извещен; 8) не явился, извещен; 9) не явился, извещен; 10) не явился, извещен; 11) не явился, извещен; 12) не явился, извещен; 13) не явился, извещен;14) не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен: 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен; 5) не явился, извещен; 6) не явился, извещен; |
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление (также - заявитель, общество, налогоплательщик, АО "РЭУ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г.Москве и Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г.Москве и Московской области, Государственному учреждению - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Екатеринбурга Свердловской области, Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чите и Читинском районе Забайкальского края, Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края, Государственному учреждению - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в ЗАТО г.Североморска Мурманской области (Межрайонное), Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе городского округа Самара (Межрайонное), Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края, Государственному учреждению - Свердловское региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 15), Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5), Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 7) о признании безнадежной к взысканию задолженности: по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - недоимки в сумме 906 144,24 руб., начисленных на нее соответствующих пени, штрафа в сумме 177 322,90 руб.; по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, - недоимки в сумме 17 820 руб. и начисленных на нее соответствующих пени; по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации, - недоимки в сумме 1 672 610 руб., начисленных на нее соответствующих пени, штрафа в сумме 338 085,97 руб.; по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 15 279,47 руб., по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 2 203,57 руб. (с учетом уточнения требований от 14.07.2020 г.).
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области, Государственное учреждение - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области, Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону, а также налоговый орган по предшествующему месту учета заявителя - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2020 по делу N А40-111789/2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ГУ - Хабаровское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 7), ГУ - УПФР в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Свердловской области, ГУ - Самарское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 5), ГУ - УПФР в городе Чите Забайкальского края и ГУ - Камчатское региональное отделение ФСС РФ обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Апелляционные жалобы ГУ - Хабаровское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 7) и ГУ - УПФР в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Свердловской области поданы с ходатайствами о восстановлении срока на подачу апелляционных жалоб.
Определениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 апелляционные жалобы ГУ - Хабаровское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 7) и ГУ - УПФР в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Свердловской области приняты к производству, вопрос о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы назначен к рассмотрению в судебном заседании.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 в восстановлении срока на подачу апелляционных жалоб отказано, производство по указанным апелляционным жалобам прекращено.
Не согласившись с решением суда, ГУ - УПФР в ЗАТО г.Североморска Мурманской области (Межрайонное) также обратилось с апелляционной жалобой.
Определением суда от 06.11.2020 в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы отказано, апелляционная жалоба возвращена ее подателю.
В судебном заседании апелляционного суда рассмотрены жалобы ГУ - Самарское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 5), ГУ - УПФР в городе Чите Забайкальского края и ГУ - Камчатское региональное отделение ФСС РФ, которые считают, что решение суда принято при неправильном применении норм материального права, при неполно исследованных фактических обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Представители налогового органа и АО "РЭУ" считают решение суда законным и обоснованным, просят отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
ГУ - Самарское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 5), ГУ - УПФР в городе Чите Забайкальского края и ГУ - Камчатское региональное отделение ФСС РФ явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в отсутствии представителей указанных лиц в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2015 по делу N А40-55638/14-38-58 Общество признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 указанного Закона N 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В рассматриваемом случае заявление о признании АО "РЭУ" банкротом по делу N А40-55638/14-38-58 принято к производству 14.04.2014, обязательства Общества, возникшие после этой даты, являются текущими.
В рамках настоящего дела рассматривается вопрос о признании безнадежной ко взысканию суммы текущей задолженности по страховым взносам, не заявленной в реестре требований кредиторов должника в рамках дела А40-55638/14.
По данным Инспекции по состоянию на 17.05.2019 у Общества, включая филиалы и обособленные подразделения, имелась задолженность по страховым взносам (на обязательное пенсионное страхование по взносам, зачисляемым в ПФР России на выплату страховой пенсии, на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС России, дополнительные взносы на страховую часть пенсии работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству) на общую сумму 5 385 185 308,13 руб. (671 108 391,83 руб. по Управлению Общества, 4 714 076 916,30 руб. по филиалам и обособленным подразделениям).
Согласно представленным ответчиками и третьими лицами в материалы дела документам, с учетом проведенной между заявителем и Инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по г.Москве (с учетом документов по задолженности, представленных в материалы дела) сверки расчетов у заявителя имеется текущая недоимка по вышеперечисленным платежам во внебюджетные фонды на общую сумму 2 609 472 105,86 руб., соответственно по филиалам Общества: Екатеринбургскому - 223 297 447,60 руб., Забайкальскому - 359 623 422,67 руб., Камчатскому - 199 744 582,59 руб., Мурманскому - 601 779 880,61 руб., Ростовскому - 350 526 602,33 руб., Самарскому - 256 255 445,48 руб., Хабаровскому - 536 654 751,61 руб., Южному - 60 306 11,07 руб., по Управлению АО "РЭУ" - 21 283 861,90 руб.; начисленным на данную сумму недоимки пени, а также по штрафу по Камчатскому филиалу Общества на сумму 9 229,36 руб.
По результатам оценки мер, принятых к взысканию текущей задолженности перед внебюджетными фондами, Общество указало, что часть ее является безнадежной к взысканию вследствие несоблюдения процедуры взыскания в принудительном порядке, истечения сроков взыскания, отсутствия подтверждающих документов, а именно: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии; на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС России; дополнительным взносам на страховую часть пенсии работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в общей сумме 1 558 753 281,20 руб., а также начисленные на указанную сумму недоимки пени и штраф в сумме 9 229,36 руб., из которой: по страховым взносам, образовавшейся за период с 14.04.2014 по 30.09.2016 (по филиалу АО "РЭУ" "Екатеринбургский") на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 180 626 002,08 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 33 394 587,57 рублей; по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству, образовавшимся за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 (по филиалу АО "РЭУ" "Екатеринбургский") в сумме 864 030,53 рублей; по страховым взносам, образовавшимся за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (по филиалу АО "РЭУ" "Забайкальский") на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 109 933 082,54 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 25 540 583,58 рублей, по дополнительным взносам на страховую часть пенсии работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, в сумме 8 387 985,00 рублей; по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству, образовавшимся за период с 01.10.2014 по 30.06.2016 (по филиалу АО "РЭУ" "Забайкальский") в сумме 4 831 393,06 рублей; по страховым взносам, образовавшимся за период с 01.06.2014 по 30.06.2015 (филиал АО "РЭУ" "Камчатский") на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 68 812 373,71 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 15 928 813,26 рублей, по дополнительным взносам на страховую часть пенсии работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, в сумме 4 043 532,00 рублей; по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству, образовавшимся за период с 01.10.2015 по 30.09.2016 (по филиалу АО "РЭУ" "Камчатский") в сумме 1 754 002,61 рублей; по страховым взносам, образовавшейся за период с 01.06.2014 по 31.12.2015 (по филиалу АО "РЭУ" "Мурманский") на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 324 965 078,35 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 92 758 174,67 рублей, по дополнительным взносам на страховую часть пенсии работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, в сумме 35 485 337,46 рублей; по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству, образовавшимся за период с 01.10.2015 по 30.06.2016 (по филиалу АО "РЭУ" "Мурманский") в сумме 9 106 524,25 рублей; по страховым взносам, образовавшейся за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (по филиалу АО "РЭУ" "Самарский"), на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 117 195 513,21 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 29 984 800,50 рублей, по дополнительным взносам на страховую часть пенсии работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, в сумме 1 251 704,40 рублей; по страховым взносам, образовавшейся за период с 01.01.2015 по 31.03.2016 (по филиалу АО "РЭУ" "Хабаровский") на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 277 976 748,18 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 67 637 791,49 рублей, по дополнительным взносам на страховую часть пенсии работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, в сумме 19 591 773,08 рублей; по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству, образовавшейся за период с 01.10.2014 по 30.09.2016 (по филиалу АО "РЭУ" "Хабаровский") в сумме 57 207 548,74 рублей; по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству, образовавшейся за период с 01.10.2015 по 30.09.2016 (по филиалу АО "РЭУ" "Южный") в сумме 16 142 809,35 рублей; по страховым взносам, образовавшейся за период с 01.04.2016 по 30.06.2016 (по Управлению АО "РЭУ") на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 1 999 279,11 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 768 506,73 рублей; по страховым взносам, образовавшейся за период с 01.06.2016 по 31.12.2016, на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 39 829 027,07 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 10 313 502,89 рублей по дополнительным взносам на страховую часть пенсии работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, в сумме 16 477,77 рублей, по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в сумме 2 406 298,01 рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказалось невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление N 820).
В пункте 1 Постановления N 820 приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам, к числу которых подпунктом "г" отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе при вынесении судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", из взаимосвязанного толкования норм статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
При этом, исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 года были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Частями 1, 2 и 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Согласно частям 1 - 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в банках.
При этом взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 указанной статьи.
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов. Указанное согласуется с позицией, изложенной в пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (определение Верховного Суда РФ от 21.02.2018 N 81-КГ17-29).
В силу части 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
На основании части 7 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Исходя из части 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Согласно частям 5.4 и 5.5 статьи 19 названного Федерального закона в случае пропуска указанного срока орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов причитающейся к уплате суммы страховых взносов; заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
В силу части 7 статьи 19 Закона N 212-ФЗ указанное решение о взыскании направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов, в течение одного месяца со дня принятия решения (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.02.2018 А40-678/2017).
В силу части 14 статьи 19 указанного Закона при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 19, части 3 статья 20 Закона N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, важными этапами которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки, а также принятие решения о взыскании, нарушение срока принятия которого влечет недействительность решения.
По правилам статьи 23 Федерального закона N 212-ФЗ недоимка, пени, штрафы, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказалось невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской федерацию.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся по состоянию на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи.
В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Согласно пунктом 1, 3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В соответствии с пунктом 9 статьи 46 НК РФ положения этой статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В пункте 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам необходимо исходить из того, что невынесение названным органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем первым пункта 3 статьи 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем третьим пункта 1 статьи 47 Кодекса.
В силу пункта 57 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 при применении судами статьи 75 НК РФ необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, в этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.2007 N 8241/07 указал, что уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Из пункта 7 статьи 46 НК РФ следует, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика.
Частью 1 статьи 47 НК РФ определено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Однако в рассматриваемом случае, как верно указал суд, при исчислении сроков принудительного взыскания сроки на взыскание задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов учету не подлежат, поскольку Общество признано несостоятельным (банкротом).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что законодательством установлены практически идентичные критерии и порядок признания задолженности безнадежной как исходя из положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820, так и положений статьи 59 НК РФ.
В связи с передачей администрирования страховых взносов с 01.01.2017 налоговым органам вопрос в отношении лиц, к компетенции которых отнесено списание безнадежной задолженности, законодательно разрешен исходя из того, в чьем ведении находилось администрирование задолженности на момент истечения сроков ее принудительного взыскания.
Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела правовых возможностей для принудительного взыскания вышеперечисленных задолженностей как с учетом положений законодательства о страховых взносах, так и законодательства о налогах и сборах не имеется, мер к ее взысканию не принимается, сроки принудительного взыскания истекли, в связи с чем данная задолженность подлежит признанию невозможной к взысканию с целью последующего принятия ответчиками мер к ее списанию на основании решения по настоящему делу.
Таким образом, суд обоснованно указал, что обязанность по списанию задолженности подлежит возложению на Инспекцию и органы внебюджетных фондов, являющихся соответчиками, исходя из положений пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, момента истечения сроков на взыскание задолженности в принудительном порядке (исходя из документов по задолженности, имеющихся в материалах настоящего дела) - на тот орган, который администрировал задолженность в тот момент, когда она стала безнадежной.
При этом, распределение сумм задолженности между уполномоченными органами произведено судом с учетом представленного Обществом распределения сумм задолженностей между обязанными органами, а также с учетом того, что ни Инспекцией, ни соответчиками возражений не заявлено, контррасчеты не представлены.
Апелляционная коллегия, повторно оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства, соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Доказательства принятия необходимых мер к взысканию задолженности апеллянтами в суд первой инстанции представлены не были, в связи с чем вывод суда об отсутствии правовых возможностей для принудительного взыскания задолженностей является правомерным.
При изложенных обстоятельствах коллегия судей приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного АО "РЭУ" требования, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2020 по делу N А40-111789/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы ГУ - УПФР в городе Чите Забайкальского края, ГУ - Камчатское региональное отделение ФСС РФ, ГУ - Самарское региональное отделение ФСС РФ (Филиал N 5) - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111789/2019
Истец: АО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 4 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ГУ ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ КАМЧАТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ КУРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ МУРМАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ САМАРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КУРСКЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ПЕТРОПАВЛОВСКЕ-КАМЧАТСКОМ КАМЧАТСКОГО КРАЯ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ХАБАРОВСКЕ И ХАБАРОВСКОМ РАЙОНЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ ЧИТЕ И ЧИТИНСКОМ РАЙОНЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ РАЙОНЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МЕЖРАЙОННОЕ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАТО Г. СЕВЕРОМОРСКЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ ХАБАРОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКАМ N 7, ГУ Московское областное региональное отделение ФСС РФ филиал N 32, ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ В Г ЧИТЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25186/20
26.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20674/2022
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25186/20
09.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54628/20
30.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-111789/19