г. Москва |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А41-75654/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Бурятской таможни на определение Арбитражного суда Московской области от 14.09.2020 по делу N А41-75654/19, по заявлению Бурятской таможни о возмещении судебных расходов по делу N А41-75654/19, по заявлению ООО "ТБЦ" к Бурятской таможне о признании,
при участии в заседании:
от ООО "ТБЦ" - Лозбенко Н.Ю. по доверенности от 15.05.2020,
от Бурятской таможни - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Бурятская таможня (далее - таможня, таможенный орган, заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Таможенно-Брокерский центр" (далее - общество, ООО "ТБЦ") судебных расходов в сумме 98 096 руб., по заявлению ООО "ТБЦ" к Бурятской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2019 N 10602000-1236/2019.
Определением Арбитражного суда Московской области от 14.09.2020 по делу N А41-75654/19 заявленные требования о взыскании судебных расходов удовлетворены в размере 45 198 рублей, в остальной части отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей таможни.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого определения суда по следующим основаниям.
В соответствии с главой 9 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 АПК РФ).
В рассматриваемом случае Бурятская таможня просит суд о взыскании судебных расходов, понесенных в связи с направлением представителей в судебные заседания при рассмотрении настоящего дела, в размере 98 096 руб.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что участие двух представителей таможни в данном судебном деле не отвечает критериям разумного процессуального поведения, поскольку дело не представляло значительной сложности в связи со сложившейся судебной практикой рассмотрения аналогичных споров, указанный спор носил для таможенного органа серийный характер.
Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку при рассмотрении дела как суд первой инстанции, так и апелляционный суд пришли к ошибочному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, а судебный акт в пользу таможенного органа состоялся только по результатам рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, что не позволяет отнести данный спор к спору, не представляющему сложности и имеющему серийный характер.
По настоящему делу интересы Бурятской таможни представляли главный государственный таможенный инспектор правового отделения Ю.В. Дианова (ФГСС), заместитель начальника отдела административных расследований Е.Б. Жанчипов (сотрудник).
АПК РФ не ограничивает возможность представления и защиты прав организаций как одним, так и несколькими представителями, при этом вопрос о об определении необходимого количества своих представителей принадлежит лицу, являющемуся участником процесса, поскольку это является его правом, основанным на положениях ст. 59 АПК РФ.
Данный вывод соответствует позиции, изложенной в пункте 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", согласно которой привлечение к участию в деле нескольких представителей не противоречит положениям процессуального законодательства, а следовательно, не может служить основанием для снижения размера взыскиваемых расходов.
Таким образом, участие в судебном заседании двух представителей административного органа не противоречит требованиям действующего законодательства и является правом стороны по делу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, реализация судом права по уменьшению суммы расходов возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статьи 110 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума N 1) разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума N 1 разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 2 статьи 111 АПК РФ).
Вместе с тем, следует отметить, что в рассматриваемом случае предметом взыскания являются не расходы по оплате услуг представителя, а расходы, фактически понесенные в связи с направлением работников истца в другой субъект Российской Федерации в целях участия в судебном заседании (транспортные расходы, наем жилого помещения, суточные расходы).
В обоснование заявления о взыскании судебных расходов Бурятской таможней представлено: авансовые отчеты N 618 от 16.12.2019, N 624 от 18.12.2019, приказ от 03.12.2019 N 1717-КМ о командировании в г. Москва, приказ от 20.11.2018 N 858-К о назначении в порядке перевода по службе Е.Б. Жанчипова, квитанции электронных авиабилетов на имя Е.Б. Жанчипова, а также на имя Ю.В. Диановой, чеки, документы и счета за проживание в гостиницах, билеты и квитанции на проезд в общественных видах транспорта, включая транспортные услуги ООО "Аэроэкспресс", ГУП "Московский Метрополитен".
Участие представителей таможенного органа в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанции подтверждается протоколами судебного заседания.
Следует отметить, что таможней были заявлены ходатайства об участии в судебных заседаниях путем использования видеоконференц-связи, в удовлетворении которых было отказано.
Исследовав представленные Бурятской таможней документы в подтверждение несения расходов, апелляционный суд приходит к выводу о том, что таможней представлены доказательства несения расходов в заявленной сумме.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2006 N 12088/05 и согласно сложившейся практике арбитражных судов при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя и обоснованности данных расходов, принимаются во внимание нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Порядок организации таких командировок установлен Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение).
Согласно пункту 7 Положения фактический срок пребывания работника в командировке определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из командировки.
В случае проезда работника на основании письменного решения работодателя к месту командирования и (или) обратно к месту работы на служебном транспорте, на транспорте, находящемся в собственности работника или в собственности третьих лиц (по доверенности), фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из командировки работодателю с приложением документов, подтверждающих использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, маршрутный лист, счета, квитанции, кассовые чеки и иные документы, подтверждающие маршрут следования транспорта).
Согласно пункту 11 Положения работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, с учетом положений, предусмотренных пунктом 18 Положения.
Согласно пункту 12 Положения расходы по проезду к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы и по проезду из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах, включают расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.
Согласно пункту 26 Положения работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней: авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.
Согласно пункту 11 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2005 N 813 (далее - Порядок) при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему возмещаются: расходы по проезду к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы; расходы по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные); иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица).
Пунктом 21 Порядка предусмотрено, что расходы по проезду гражданских служащих к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей) возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами. Расходы на проезд гражданским служащим, замещающим главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы, возмещается по нормам проезда железнодорожным транспортом - в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории "К" или в вагоне категории "С" с местами для сидения.
Командированному гражданскому служащему оплачиваются расходы по проезду до станции, пристани, аэропорта при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы.
Согласно пункту 16 Порядка дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются гражданскому служащему за каждый день нахождения в служебной командировке, включая выходные и праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, в размерах, установленных Правительством Российской Федерации для возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений осуществляется в следующих размерах: а) расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 рублей в сутки; б) расходов на выплату суточных - в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке; в) расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда: воздушным транспортом - в салоне экономического класса. При использовании воздушного транспорта для проезда работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений к месту командирования и (или) обратно к постоянному месту работы проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту командирования работника либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту командирования работника и (или) обратно.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 729 расходы, превышающие размеры, установленные пунктом 1 указанного постановления, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или с ведома работодателя) возмещаются федеральными государственными органами, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и федеральными государственными учреждениями за счет экономии средств, сложившейся в процессе исполнения бюджетной сметы получателя средств федерального бюджета, средств соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" установлено, что в федеральных органах исполнительной власти, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (в том числе сотрудники таможенных органов), суточные за счет средств федерального бюджета выплачиваются в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Как следует из авансовых отчетов, расходы на выплату суточных Ю.в. Диановой, являющейся федеральным государственным гражданским служащим, составляет 300 руб. (100*3), а Е.Б. Жанчипову, являющемуся сотрудником, - 900 руб. (300*3), что, вопреки выводам суда первой инстанции, соответствует нормам действующего законодательства.
Расходы, понесенные на оплату авиабилетов с учетом сервисного сбора, подтверждены: в размере 46 528 руб. (за Ю.В. Дианову); в размере 42 128 руб. (за Е.Б. Жанчипова).
Расходы по билетам и чекам на проезд на московском общественном транспорте подтверждены в сумме 2240 руб. на двух представителей.
Расходы по найму жилого помещения подтверждены в сумме 6 000 руб. на двух представителей.
Проанализировав представленные заявителем доказательства обоснования понесенных им судебных расходов, апелляционный суд, принимая во внимание относимость произведенных судебных расходов к делу, нормы расходов на служебные командировки, стоимость транспортных услуг, а также найма жилого помещения приходит к выводу о разумности размера заявленных к взысканию судебных расходов в связи с представлением интересов Бурятской таможни по данному делу в сумме 98 096 руб.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемый судебный акт, а заявление о взыскании судебных расходов - удовлетворяет в полном объеме.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 14.09.2020 по делу N А41-75654/19 отменить.
Взыскать с ООО "ТБЦ" в пользу Бурятская таможня судебные расходы в размере 98 096 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу.
Судья |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-75654/2019
Истец: ООО "Таможенно-Брокерский центр"
Ответчик: Бурятская таможня Россия, 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, бульвар Карла Маркса, д. 14
Третье лицо: Бурятская таможня
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2333/20
12.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16469/20
18.05.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2333/20
18.12.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-22136/19
22.10.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-75654/19