город Ростов-на-Дону |
|
12 ноября 2020 г. |
дело N А32-13855/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Новороссийской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Евсеева Т.А. по доверенности от 17.01.2020, диплом, паспорт;
от Центральной акцизной таможни: представитель Радионова И.В. по доверенности от 15.11.2019, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тракресурс-Регион"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2020 по делу N А32-13855/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тракресурс-Регион"
к Центральной акцизной таможне; Новороссийской таможне
о признании незаконными действий; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тракресурс-Регион" (далее - ООО "Тракресурс-Регион", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Центральной акцизной таможне и к Новороссийской таможне о признании незаконными действия Новороссийской таможни, выразившиеся в возврате заявлений исх. N 01/596 и исх. N 01/597 от 26.12.2019 о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним; о признании незаконными действия Центральной акцизной таможни, выразившиеся в возврате заявлений исх. N 01/596 и исх. N 01/597 от 26.12.2019 о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним; об обязании Центральную акцизную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и вернуть на расчетный счет ООО "Тракресурс-Регион" излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 225 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Тракресурс-Регион" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заявления общества о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в пределах установленного нормативными актами срока направлялись в Новороссийскую таможню, которая, в нарушение норм права, не перенаправила заявления в таможенный орган, в чью непосредственную компетенцию входит их рассмотрение. Соответственно, срок на подачу обращения обществом не был пропущен. Кроме того, ООО "Тракресурс-Регион" полагает, что решение суда принято с нарушение норм материального права, а именно: части 2, 4 статьи 1 и части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В дополнениях к апелляционной жалобе общество поясняет, что заявления исх. N 01/596 от 26.12.2019 и исх. N 01/597 от 26.12.2019 о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора фактически имеют своей целью реализацию конституционных гарантий в области права собственности, а именно возврат сумм излишне уплаченного утилизационного сбора.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Тракресурс-Регион", извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы по делу.
Представители таможенных органов в судебном заседании не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав пояснения представителей таможенных органов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.01.2017 ООО "Тракресурс-Регион" по декларации на товары N 10009240/160117/0000019 ввезло на территорию Таможенного союза погрузчики, торговой марки ТСМ, в количестве 2 единиц. Товары были заявлены к таможенному оформлению в Новороссийскую таможню.
16.01.2017 ООО "Тракресурс-Регион" по декларации на товары N 10009240/160117/0000023 ввез на территорию Таможенного союза погрузчики, торговой марки ТСМ, в количестве 3 единиц. Товары были заявлены к таможенному оформлению также в Новороссийскую таможню.
В ходе таможенного оформления товаров, ввезенных по декларациям N 10009240/160117/0000019 и N 10009240/160117/0000023, общество платежным поручением N 16354 от 28.12.2016 уплатило в отношении ввозимых 5 единиц самоходных машин утилизационный сбор в сумме 2 475 000,00 рублей.
Отметку об уплате утилизационного сбора в паспортах самоходных машин, проставила Центральная акцизная таможня.
26.12.2019, учитывая, что утилизационный сбор подлежит исчислению исходя из конструкционной массы самоходных машин, без учета их грузоподъемности, заявитель обратился в Новороссийскую таможню с заявлениями исх. N 01/596 и исх. N 01/597 о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним.
В соответствии с корректным расчетом, сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате за ввезенные по ДТ N 10009240/160117/0000023 самоходные машины, составила 1 050 000,00 рублей, т.е. сумма утилизационного сбора в размере 75 000,00 рублей является излишне уплаченной.
В соответствии с корректным расчетом, сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате за ввезенные по ДТ N 10009240/160117/0000019 самоходные машины, составила 1 200 000,00 рублей, т.е. сумма утилизационного сбора в размере 150 000,00 является излишне уплаченной.
Общая сумма излишне уплаченного утилизационного сбора составила 225 000,00 рублей (150.000,00+75.000,00).
27.01.2020 ООО "Тракресурс-Регион" было получено письмо Таможенного органа N 13-28/00415 от 13.01.2020, которым в рассмотрении обращения было отказано со ссылкой на необходимость его направления в Приволжское таможенное управление.
30.01.2020 ООО "Тракресурс-Регион" письмом исх. N 01/39 от 30.01.2020, направил полученные от Новороссийской таможни заявления и приложенные к ним документы Центральную акцизную таможню.
20.02.2020 Центральная акцизная таможня письмом исх. N 13-12/03427 отказала в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, в связи с истечением 3-х летного срока для обращения.
Общество, полагая, что действия Новороссийской таможни и Центральной акцизной таможни являются незаконными, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производств и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (Пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В рассматриваемом случае, в адрес Новороссийской таможни от ООО "Тракресурс-Регион" поступили заявления от 26.12.2019 исх. N 01/596 и исх.
N 01/597 (вх. NN 31396, 31397 от 31.12.2019) о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним.
Между тем, Новороссийская таможня, рассмотрев указанные заявления, возвратила их заявителю с указанием следующего.
Приказом ФТС России от 26 июня 2019 года N 1039 "Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС" определен Временный порядок работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС". Региональные таможенные управления наделены полномочиями по администрированию лицевых счетов российских юридических лиц в ресурсе ЕЛС в соответствии с местом постановки на учет в налоговых органах.
В силу пункта 36 Временного порядка решения о возврате заинтересованным лицам авансовых платежей (иных платежей), в том числе остатков денежных средств, учитываемых по иным КБК, взимание которых возложено на таможенные органы, формируются в отношении российского юридического лица - отделом контроля электронных платежей регионального таможенного управления, который осуществляет администрирование лицевого счета в ресурсе ЕЛС.
Как установлено судом первой инстанции, администрирование единого лицевого счета ООО "Тракресурс-Регион" осуществляется Приволжским таможенным управлением.
Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм утилизационного сбора определен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 (ред. от 11.07.2019) "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
ООО "Тракресурс-Регион" было разъяснено, что за возвратом денежных средств следует обращаться в Приволжское таможенное управление, кроме того, денежные средства, внесенные по платежному документу N 16354 от 28.12.2016, указанному в заявлениях в Новороссийскую таможню не поступали. Согласно полю 107 платежного документа, утилизационный сбор был уплачен в Центральную акцизную таможню.
Судом первой инстанции установлено, что таможенное оформление ввезенных товаров было произведено Южным акцизным таможенным постом (со статусом юридического лица). Отметку об оплате утилизационного сбора в паспортах самоходных машин проставила Центральная акцизная таможня. Новороссийская таможня не производила таможенного оформления ввозимых обществом товаров, не проставляла в ПСМ отметку об оплате утилизационного сбора.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм утилизационного сбора определен разделом V Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила). Иного порядка возврата согласно пункту 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 29 Правил заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением документов.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у ООО "Тракресурс-Регион" отсутствовали основания для обращения в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате, и общество располагало информацией о таможенном органе, к компетенции которого относится рассмотрение данного заявления.
Апелляционной коллегией не принимается довод о том, что обществом не был пропущен установленный законом срок на подачу обращения. Пунктом 29 Правил установлен трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченных сумм утилизационного сбора. Установление в законе ограниченного срока на подачу соответствующих заявлений обусловлено необходимостью обеспечения стабильности и определенности публичных правоотношений.
ООО "Тракресурс-Регион" обратилось в центральную акцизную таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора от 30.01.2020 N 01/39 (вх. ЦАТ от 03.02.2020 N 04386). Утилизационный сбор был оплачен обществом 28.12.2016, соответственно при обращении общества в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора 30.01.2020, был пропущен установленный законодателем трехлетний срок. Кроме того, ООО "Тракресурс-Регион" в своем заявлении указывает, что "корректный" расчет утилизационного сбора был произведен 23.01.2017, а заявление о возврате подано в Новороссийскую таможню 26.12.2019, т.е. спустя 2 года 11 месяцев после расчета. Соответственно общество располагало достаточным количеством времени для направления соответствующего заявления в тот таможенный орган, к компетенции которого относится рассмотрение данного заявления. Возможность восстановления пропущенного срока законодателем не предусмотрена. В этой связи, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления ООО "Тракресурс-Регион" от 30.01.2020 N 01/39, о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Доводы общества о том, что Новороссийская таможня в нарушение норм права не перенаправила заявления в уполномоченный таможенный орган, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны необоснованными, поскольку в соответствии с Приказом ФТС России от 26.06.2019 N 1039, администрирование единых лицевых счетов плательщиков осуществляется региональными таможенными управлениями в соответствии с местом налогового учета плательщика.
При этом нормы, предусматривающей обязанность перенаправления поступившего в не уполномоченный на рассмотрение такого заявления таможенный орган в региональное таможенное управление, администрирующее лицевые счета плательщика, данный порядок не содержит.
Как следует из вышеизложенного, общество должно было изначально обратиться с заявлением о возврате в тот таможенный орган, к компетенции которого относится рассмотрение данного заявления.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы о нарушении норм материального права, а именно: части 2, 4 статьи 1 и части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку в соответствии с частью 2 статьи 1 данного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, соответственно при рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных сумм утилизационного сбора не подлежит применению Федеральный закон N 59. Повторно изучив содержание заявлений, направленных в адрес Новороссийской таможни, судебная коллегия делает вывод о том, что данные заявления не отвечают признакам заявления, указанным в пункте 3 статьи 4 Федерального закона N 59-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу к выводу о законности действий Новороссийской таможни и Центральной акцизной таможни, выразившихся в возврате ООО "Тракресурс-Регион" заявлений исх. N 01/596 и исх. N 01/597 от 26.12.2019 о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним; заявлений исх. N 01/596 и исх. N 01/597 от 26.12.2019 о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2020 по делу N А32-13855/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13855/2020
Истец: ООО "Тракресурс-Регион", ООО "Тракресурс-Регион" в лице представителя Мухматова Рустема Фариловича
Ответчик: Новороссийская таможня, Центральная акцизная таможня
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14768/2021
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-533/2021
12.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16858/20
27.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13855/20