г. Ессентуки |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А61-5565/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу кооператива "Заря" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.08.2020 по делу N А61-5565/2019 (судья Родионова Г.С.) по заявлению кооператива "Заря" (ОГРН 1021500943914) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Северная Осетия - Алания о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням и штрафам на сумму 1076376,59р, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания N 1",
УСТАНОВИЛ:
кооператив "Заря" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Инспекция) с заявлением о признании безнадежными к взысканию и провести списание недоимки и задолженности по пени и штрафам на общую сумму 1076376,59р (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Пенсионного фонда по Правобережному району РСО-Алания.
Решением суда от 21.08.2020 требования Кооператива удовлетворены в части признании задолженности безнадежной ко взысканию, отраженную в справке Инспекции от 20.02.2020 N 840 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Суд обязал списать данную задолженность. В остальной части требований - отказано.
Кооператив обжаловал решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзывы на апелляционную жалобу - не поступили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Кооператива, Инспекции и Управления Пенсионного фонда по Правобережному району РСО-Алания.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 29.08.2019 Инспекцией выдана Кооперативу справка о балансе расчетов по состоянию на 31.12.2018, в которой указаны сведения о задолженности по налогам, пени, штрафам в размере 1019747,70р, в том числе: 752697,22р - налоги, 267012,98р - пени, 37,50р - штраф.
Не согласившись со сведениями, указанными в справке и полагая, что Инспекцией была нарушена процедура бесспорного взыскания сумм налогов, пени и штрафов, Кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, уточненным впоследствии в порядке статьи 49 АПК РФ.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования Кооператива, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в ряде случаев, в том числе при принятии судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате - прекращенной.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N243-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, в том числе, включен "Раздел XI. Страховые взносы в Российской Федерации". Территориальные органы ПФР и ФСС России представляют в налоговый орган в электронном виде сальдо расчетов по взносам, пени штрафам по состоянию на 01.01.2017.
Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из содержания определения Арбитражного суда Арбитражного суда РСО-Алания от 29.10.2014 по делу N А61-3344/2014, судом принято и возбуждено производство по заявлению Федеральной налоговой службы России, в лице Инспекции, от 23.09.2014 N 05493 о признании Кооператива несостоятельным (банкротом). Определением суда от 29.10.2014 в реестр требований кредиторов Кооператива включены требования Инспекции в сумме 706073,21р, в том числе, 587943р основного долга, 118130,21р пени, во включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 27336,17р (земельный налог) отказано.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 28.10.2015 по делу N А61-3344/2014 в отношении Кооператива введено конкурсное производство сроком до 25.03.2016.
Требование Инспекции об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам в сумме 706073,21р, в том числе 587943р основного долга, 118130,21р пени, признано обоснованным, и задолженность включена в реестр требований кредиторов должника. Сумма основного долга и соответствующей пени сложилась из задолженности по земельному налогу в размере 571740р, транспортному налогу в размере 16203р.
Принимая во внимание, что при удовлетворении заявленных уполномоченным органом требований в рамках дела о банкротстве у налогоплательщика не погашается обязанность по уплате налоговой задолженности, сумма задолженности включенная в реестр требований кредиторов (706073,21р) не подлежит признанию безнадежной.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований Кооператива в указанном размере.
В отношении остальной заявленной Кооперативом в рамках настоящего дела размере задолженности установлено, что Инспекцией не проведены действия направленные на принудительное взыскание задолженности. Представленные в материалы дела документы, не подтверждают соблюдение Инспекций порядка и сроков, установленных для принудительного взыскания задолженности перед бюджетом.
Таким образом, Инспекцией утрачена возможность взыскания задолженности по следующим обязательствам: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) за период с 2002 по 2009 годы в размере 4615р, пени в размере 2470р.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) за период с 2002 по 2009 годы в размере 1036р, пени в размере 599,39р, пени по налогу на имущество организаций, за исключением газоснабжения в размере 90р; пени по налогу на пользователей автодорог в размере 414,23р; пени по налогу с продаж в размере 306,99р; целевые сборы с граждан и организаций на содержание милиции в размере 45р; пени по налогу на целевые сборы с граждан и организаций на содержание милиции в размере 94,34р; единый социальный налог в Фонд социального страхования в размере 180р, пени по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в размере 598р; штрафу по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в размере 12,50р; единому социальному налогу в федеральный фонд социального страхования в размере 20р, пени по единому социальному налогу в федеральный фонд социального страхования в размере 267,28р; штрафу по единому социальному налогу в федеральный фонд социального страхования в размере 25р.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. По существу доводы Кооператива сводятся к несогласию с выводами, изложенными в судебных актах, на которые ссылается Кооператив.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы. Поскольку определением суда апелляционной инстанции от 23.09.2020 Кооперативу была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, с Кооператива в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1500р государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.08.2020 по делу N А61-5565/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с кооператива "Заря" (ОГРН 1021500943914) 1500р государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-5565/2019
Истец: Кооператив "Заря"
Ответчик: МРИ ФНС N 3 по РСО-Алания
Третье лицо: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФРФ в РСО-А N1
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12288/20
16.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3594/20
21.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5565/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5565/19