г. Пермь |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А50-9432/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Риб Л.Х., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко Н.М.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 38 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 сентября 2020 года
по делу N А50-9432/2020
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 38 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1025901709415, ИНН 5911000043, ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонному) (ОГРН 1155958015300, ИНН 5911072224, УПФР в г. Березники Пермского края (межрайонное))
о признании недействительными решений о привлечении страхователя к ответственности от 18.03.2020 N N 203S19200005369, 203S19200005370, 203S19200005371, 203S19200005372,
по встречному заявлению УПФР в г. Березники Пермского края (межрайонного) к ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю о взыскании финансовых санкций в сумме 8500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю (далее - заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к УПФР в г. Березники Пермского края (межрайонному) (далее - фонд, Управление) о признании недействительными решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.03.2020 N N 203S19200005369, 203S19200005370, 203S19200005371, 203S19200005372.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2020 принято встречное заявление Управления к ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю о взыскании финансовых санкций в сумме 8500 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 сентября 2020 года требования заявителя удовлетворены частично. Признано недействительным решение фонда от 18.03.2020 N 203S19200005369 в части применения финансовой санкции в размере, превышающем 1500 рублей. Признано недействительным решение фонда от 18.03.2020 N 203S19200005370 в части применения финансовой санкции в размере, превышающем 375 рублей. Признано недействительным решение фонда от 18.03.2020 N 203S19200005371 в части применения финансовой санкции в размере, превышающем 125 рублей. Признать недействительным решение фонда от 18.03.2020 N 203S19200005372 в части применения финансовой санкции в размере, превышающем 125 рублей. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Встречные требования фонда удовлетворены частично. С ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю в доход Пенсионного фонда Российской Федерации взысканы финансовые санкции в сумме 2125 рублей. В удовлетворении остальной части встречных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить полностью, встречные требования оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлены лишь 10.02.2020, что свидетельствует о нарушении Управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой смещение совокупных сроков на принятие мер по взысканию санкции.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, статьям 8, 11 Закона N 27-ФЗ обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Управлением проведена проверка представленных страхователем сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-М за отчетные периоды (месяцы) 2018 года, отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, а также информации, представленной налоговым органом в порядке статьи 11.1 Закона N 27-ФЗ.
В ходе проверки выявлены несоответствия между указанными сведениями, которые нашли отражение в протоколе сверки ежегодной и ежемесячной отчетности (по некоторым застрахованным лицам представлены сведения по форме СЗВ-М, но не указан стаж за соответствующие месяцы в форме СЗВ-СТАЖ; по некоторым наоборот: заявлен стаж в форме СЗВ-СТАЖ, однако не представлены сведения по форме СЗВ-М за соответствующие месяцы).
На основании части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в адрес страхователя направлено требование от 18.11.2019 N 02-35/2331 (с приложением протокола), которым предложено представить предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ данные в отношении указанных фондом застрахованных лиц.
Требование об устранении выявленных расхождений N 02-35/2331 направлено страхователю заказной почтой и получено им 21.11.2019, что установлено судом, не оспаривается заявителем и подтверждается реестром почтовых отправлений (как и иные документы представлены фондом вместе с отзывом 16.06.2020 и приобщены к делу в электронном виде).
Дополнительные сведения в отношении 17 застрахованных лиц в отчетах по форме СЗВ-М "доп" за июнь, сентябрь, ноябрь и декабрь 2018 года представлены страхователем только 03.02.2020.
По фактам нарушения предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и несоблюдении предусмотренного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ срока устранения выявленных нарушений (5 рабочих дней после получения требования) фондом составлены акты от 10.02.2020.
По результатам рассмотрения указанных актов Управлением 18.03.2020 вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ:
N 203S19200005370 (назначен штраф в размере 1500 руб. за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за июнь 2018 года в отношении 3 застрахованных лиц);
N 203S19200005371 (назначен штраф в размере 500 руб. за непредставление сведений СЗВ-М за сентябрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица);
N 203S19200005372 (назначен штраф в размере 500 руб. за непредставление сведений СЗВ-М за ноябрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица);
N 203S19200005369 (назначен штраф в размере 6000 руб. за непредставление сведений СЗВ-М за декабрь 2018 года в отношении 12 застрахованных лиц).
Впоследствии в адрес страхователя направлены требования от 20.04.2020 об уплате финансовых санкций в общей сумме 8500 рублей.
Не согласившись с решениями фонда, страхователь обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными. Фонд заявил встречные требования о взыскании финансовых санкций.
Суд первой инстанции признал привлечение страхователя к ответственности законным и обоснованным, однако установил наличие обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, в связи с чем снизил все штрафы в 4 раза и взыскал в доход Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) финансовые санкции в сумме 2125 руб.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные сведения представляются по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
В силу пункта 2 указанной статьи страхователь обязан также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже застрахованных лиц.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", а также порядок ее заполнения.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам ПФР предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.
Как определено частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения персонифицированного учета в системе ОПС представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N766н), действовавшая до 26.07.2020.
Как предусматривалось пунктом 37 данной Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у ПФР, а также несоответствия их формам и форматам, установленным ПФР, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у ПФР.
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФР о представлении соответствующих исправлений представляет уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, для представления исправленных сведений как в части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, так и в Инструкции N 766н предусмотрен срок - в течение 5 рабочих дней, который исчисляется со дня получения страхователем уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений. Финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в указанный пятидневный срок.
Судом из материалов дела установлено и заявителем не оспаривается, что в установленный законом срок (16.07.2018, 15.10.2018, 17.12.2018, 15.01.2019) он представил неполные (недостоверные) сведения по форме СЗВ-М за июнь, сентябрь, ноябрь и декабрь 2018 года, получил требование фонда об устранении выявленных несоответствий 21.11.2019, следовательно, обязан был представить уточненные (дополнительные) сведения не позднее 28.11.2019. Фактически заявитель представил необходимые корректирующие сведения СЗВ-М за июнь, сентябрь, ноябрь и декабрь 2018 года в количестве 17 штук 03.02.2020, то есть с пропуском установленного срока.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о правомерном привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафов в сумме 8500 рублей. Снижение судом указанной суммы санкций до 2125 руб. сторонами не оспаривается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на правовую позицию, отраженную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, отклоняются, поскольку в данном деле рассмотрен случай, когда страхователь самостоятельно выявил ошибку в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах и устранил ее до обнаружения органом ПФР.
В настоящем случае ошибку выявило Управление, направило страхователю в соответствии Законом N 27-ФЗ требование об устранении выявленных ошибок (расхождений), однако страхователь данные ошибки в установленный законом срок не исправил, каких-либо объективных причин для неисполнения требования фонда не привел.
Довод заявителя о нарушении Управлением сроков проверки, повлекших за собой смещение совокупных сроков на принятие мер по взысканию санкции, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права. Как уже указано в постановлении, страхователь обязан был устранить указанные фондом нарушения в срок не позднее 28.11.2019. Следовательно, рассматриваемое правонарушение допущено страхователем 29.11.2019. Фонд составил акт проверки 10.02.2020, вынес решения о привлечении к ответственности 18.03.2020, направил страхователю требования об уплате санкций сроком исполнения 14.05.2020, обратился в суд за их взысканием 16.06.2020 (л.д.16), то есть в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 сентября 2020 года по делу N А50-9432/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9432/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 38 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. БЕРЕЗНИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ