24 ноября 2020 г. |
ДелоN А83-1115/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.11.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Остаповой Е.А., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
при участии:
от Котлярова Сергея Ивановича - Патраш Владимир Иванович, представитель по доверенности от 28.01.2019 N 82/42-н/82-2019-195,
от Администрации города Симферополя Республики Крым - Клеев Игорь Сергеевич, представитель по доверенности от 23.10.2020 N 24/01-69/3974,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Котлярова Сергея Ивановича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.08.2019 по делу N А83-1115/2020
по иску Котлярова Сергея Ивановича
к Администрации города Симферополя Республики Крым
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ "Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым",
об изменении договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Котляров Сергей Иванович (далее - истец, Котляров С.И.) обратился в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым к Администрации города Симферополя Республики Крым с исковым заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 10.07.2018 N 182-2018, а именно абзац 1 пункта 2.3 договора изложить в следующей редакции: "2.3 арендная плата устанавливается в размере 1139527,17 рублей в год и вносится Арендатором в денежной форме равными частями ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом в размере 94960,60 рублей, п. 9-11 расчета арендной платы за земельный участок изложить в следующей редакции: "Нормативная цена земельного участка 18992119,50 рублей, сумма арендной платы за год 1139527,17 рублей, сумма арендной платы за месяц 94960,60 рублей."
Определением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19.12.2019 дело передано на рассмотрение Арбитражному суду Республики Крым по компетенции.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.08.2020 с учетом дополнительного решения от 17.08.2020 в удовлетворении искового заявления Котлярова Сергея Ивановича отказано.
Не согласившись с данным судебным актом суда первой инстанции, Котляров С.И. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 в части требования о том, что нормативная цена земельного участка не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу, просил ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
10.07.2018 года между Администрацией г. Симферополя Республики Крым (арендодатель) и Котляровым С.И. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 182-2018 (далее - договор) (т.1, л.д.9-19).
Согласно пункту 1.1 договора, арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 10 466 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Глинки, 53, кадастровый номер 90:22:010216:4076, с целью обслуживания и реконструкции объектов капитального строительства в торговый центр.
На земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие арендатору, а именно: нежилое здание-гараж с кадастровым номером 90:22:010215:235, площадью 107,1 кв.м., принадлежащее на основании выписки из ЕГРИП от 22.03.2018 N 90/090/553/2018-25010; нежилое здание-мастерская с кадастровым номером 90:22:010215:236, площадью 1 236,7 кв.м., принадлежащее на основании выписки из ЕГРИП от 22.03.2018 N 90/090/553/2018-25012; нежилое здание-мастерская с кадастровым номером 90:22:010215:253, площадью 461,6 кв.м., принадлежащее на основании выписки из ЕГРИП от 22.03.2018 N 90/090/553/2018-25013; нежилое здание-здание бытового корпуса с кадастровым номером 90:22:010215:252, площадью 277,4 кв.м., принадлежащее на основании выписки из ЕГРИП от 22.03.2018 N 90/090/553/2018-25016; нежилое здание- административное здание с кадастровым номером 90:22:010215:237, площадью 763,7 кв.м., принадлежащее на основании выписки из ЕГРИП от 22.03.2018 N 90/090/553/2018-25017; нежилое здание-проходная с кадастровым номером 90:22:010215:238, площадью 28,7 кв.м., принадлежащее на основании выписки из ЕГРИП от 22.03.2018 N 90/090/553/2018-25018.
Участок предоставляется с видом разрешенного использования - предпринимательство (код - 4.0). Категория земель: (земли населенных пунктов) (пункт 1.3 договора).
Пунктом 2.1 договора определено, что расчет арендной платы приведен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора.
В соответствии с пунктом 2.2 договора, размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания настоящего Договора, в дальнейшем может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в связи с инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Крым и муниципального образования городской округ Симферополь, изменением нормативной цены земельного участка, в том числе, при изменении площади земельного участка при упорядочении границ участка, изменении вида разрешенного использования земельного участка, переводе земельного участка из одной категории в другую, изменении рыночной стоимости земельного участка, пересмотре ставок арендной платы и (или) ставок земельного налога на соответствующий финансовый год, не более одного раза в год. Об изменении арендной платы Арендодатель уведомляет Арендатора через средства массовой информации. Уведомление может быть сделано Арендодателем через средства массовой информации неопределенному кругу лиц либо письмом и является обязательным для Арендатора. Изменения, касающиеся арендной платы за пользование земельным участком, вступают в силу с даты, указанной в соответствующем нормативном правовом акте. В случае если такая дата не будет определена - с момента вступления нормативного правового акта в законную силу. Арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение стоимости.
Согласно пункту 2.3 договора, арендная плата устанавливается в размере 2 116 995,90 рублей в год и вносится арендатором в денежной форме равными частями ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом в размере 176 416,32 рублей. Первый платеж вносится не позднее 7 календарных дней с момента подписания договора сторонами.
Договор действует в течение 6 лет с момента его подписания, что установлено пунктом 6.1 договора.
В соответствии с пунктом 8.1 договора, изменения и дополнения к настоящему договору оформляются в форме дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью настоящего договора и подлежит государственной регистрации в установленном порядке за исключением изменения суммы арендной платы, указанной в разделе 2 настоящего договора.
Данный договор был зарегистрирован в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 06.08.2018 года.
16.07.2018 года между сторонами был подписант акт о передаче земельного участка к договору аренды земельного участка от 10.07.2018 N 182-2018 (т.1,л.д.21-23).
22.02.2019 года истец обратился к ответчику с уведомлением о внесении изменений в договор аренды в части установления размера арендной платы с приложением проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка с момента заключения договора, мотивировав такое изменение неправильным установление размера арендной платы при его заключении (т.1, л.д.65-68).
05.03.2019 своим ответом за исх. N 4611/40/05-06 МКУ "Департамент развития муниципальной собственности" Администрации города Симферополя Республики Крым сообщил о невозможности внесения изменений в договор аренды (т.1, л.д 69-70).
По причине не урегулирования спора в досудебном порядке, Котляров С.И. обратился в суд с настоящим иском.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с положениями статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, за исключением ограниченных в обороте, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды (статьи 614 ГК РФ, части 4 статьи 22 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип запрета необоснованных предпочтений исключал возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
В силу положений пункта 1 статьи 424 ГК РФ и правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), принятым Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014 установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 38-ЗРК, порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", действующим на момент заключения договора N 182-2018 от 10.07.2018 (вместе с "Положением о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы проведение перераспределение земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым") определен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 постановления N 450 утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1).
Статьей 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66- ЗРК/2015) определено, что порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из указанной нормы и статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015 с 01.01.2017 порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Решением 55 сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24.11.2016 N 987 (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды земельного участка) утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Положение).
Согласно п. 2.2 Положения, годовой размер арендной платы рассчитывается в процентах от нормативной цены земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.5. Положения, нормативная цена земельного участка, при отсутствии документов, в которых была определена нормативная денежная оценка земельного участка, определяется на основании нормативной цены 1 квадратного метра земель, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, по формуле: НЦзу = НЦ x П, где: НЦзу - нормативная цена земельного участка в рублях; НЦ - нормативная цена 1 квадратного метра земель, определяемая в соответствии с приложением 1 к постановлению Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", в рублях; П - площадь земельного участка в квадратных метрах.
Таким образом, исходя из содержания пунктов 2.2. и 2.5 Положения о порядке определения размера арендной платы с 01.01.2017 на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым является нормативная цена земли, утвержденная в пункте 2 постановления N 450.
Поскольку спорные правоотношения касаются земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, необходимо применять нормативный акт соответствующего органа местного самоуправления, то есть Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Аналогичную правовую позицию высказал Арбитражный суд Центрального округа в постановлениях от 27.09.2018 по делу А83-13234/2017, от 27.09.2018 N А83-13233/2017.
Судом первой инстанции верно указано, что нормативная цена земельного участка определяется на основании цены за 1 кв.м. земель и зависит от месторасположения земельного участка, вида разрешенного использования и определяется в соответствии с приложением 1 к постановлению Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450.
Из расчета размера арендной платы за земельный участок следует, что нормативная цена 1 кв.м. земельного участка с учетом вида разрешенного использования (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450) составляет 2946,02 рублей, и с учетом уровней инфляции за 2016, 2017 и 2018 год составляет 35 283 265,08 рублей за весь участок, из чего следует, что размер арендной платы составляет 2 116 995,90 рублей (т.1, л.д.19).
Помимо изложенного, в соответствии с п. 2.1 Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от 24.11.2016 N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" размер годовой арендной платы (далее - арендная плата) при аренде земельных участков определяется одним из следующих способов: по результатам торгов, проводимых в виде аукциона; без проведения торгов на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, установление размера арендой платы также соответствует ее нормативному регулированию действующими подзаконными нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления.
При рассмотрении дела суд обоснованно исходил из того, что на данный момент, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, указано, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 35283265,08 рублей, что соответствует указанной в договоре аренде и проведенным расчетам арендной платы за такой земельный участок.
С учетом изложенного выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Администрацией при расчете арендной платы правильно и в пределах полномочий применена нормативная цена земли, исходя из Постановления N 450 (Приложение N 1) и соответствующего вида разрешенного использования.
Судебная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, не принимает ссылку ответчика на пункт 3 Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку данные нормы регулируют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации, тогда как земельный участок является муниципальной собственностью.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319.
Указанным Постановлением предусматривалось, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов. Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Вместе с тем с принятием и вступлением в законную силу Земельного кодекса Российской Федерации (с 2001 года) нормативное регулирование в части определения размере арендной платы изменилось.
Так, часть 5 статьи 65 ЗК РФ в первоначальной редакции предусматривала, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с действующей редакцией данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015), согласно которой если договор аренды земельного участка заключен после вступления в силу Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 65 которого предусматривает государственное регулирование размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, к этому договору применяется порядок определения размера арендной платы, установленный уполномоченным органом субъекта РФ в соответствии с указанной нормой, даже если в момент заключения договора этот порядок еще не был установлен.
Согласно статье 6 Закона N 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Как отмечалось ранее, согласно статье 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных правоотношений на территории Республики Крым установлены Законом N 38-ЗРК, Законом N66-ЗРК/2015, а также соответствующим муниципальными актами, нормы которых и подлежат применению в данном случае.
Аналогичная правовая позиция была изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2020 г. N 310-ЭС20-12690 и в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 18 июня 2020 г. по делу N А84-1430/2019.
С учетом изложенного, размер арендной плату, установленный в договоре определен правильно и соответствует нормативному регулированию.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Котлярова С.И.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права. Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.08.2020 по делу N А83-1115/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.08.2020 по делу N А83-1115/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Котлярова Сергея Ивановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
Е.А. Остапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1115/2020
Истец: Котляров Сергей Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-243/2021
24.11.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2628/20
17.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1115/20
10.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1115/20