город Воронеж |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А08-2898/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" (ИНН 3105003830, ОГРН 1073126000100, далее - ООО "Русагро-Инвест", общество или заявитель):
от Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ИНН 3128013369, ОГРН 1023102363008, далее - Администрация):
от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - Департамент): |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
Коноваленко Д.Н., представитель по доверенности от 14.01.2020 N 42-11/6
Панченко Н.Г.. представитель по доверенности от 25.05.2020, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, ДИЗО Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2020 и дополнительное решение от 29.06.2020 по делу N А08-2898/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, о признании незаконным решения Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в предоставлении Обществу в аренду сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 4 714 733 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский"), которое выражено в письме Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 9-05/570 от 22 февраля 2018 года;
- обязать Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области принять решение о передаче Обществу с ограниченной ответственностью "Русагро- Инвест" в аренду земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 4 714 733 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
- признать незаконным решение Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в предоставлении Обществу в аренду сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 727 267 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский"), которое выражено в письме Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 9-05/569 от 22 февраля 2018 года.
- обязать Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области принять решение о передаче Обществу с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" в аренду земельного участка с земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 727 267 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.12.2018 по делу N А08-2898/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 по делу N А08-2898/2018 решение суда оставлено без изменений.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18.11.202019 по делу N А08-2898/2018 решение суда первой инстанции от 11.12.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 по делу N А08-2898/2018 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
В своем постановлении суд кассационной инстанции указал на необходимость совершения ряда процессуальных действий, а именно:
- оценить в совокупности такие доказательства, подтверждающие фактическое использование спорных участков, как картографический материал (т. 3, л.д. 3-5), первичные учетные документы общества (т. 3, л.д. 7-100), претензия Администрации (т. 4, л.д. 91-93);
- проверить наличие иных объективных документов (например, данных статистической отчетности), которые бы подтверждали фактическое использование спорных участков;
- рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее по тексту Департамент);
- обосновать с позиции положений ст. 39.17 ЗК РФ обязанность предъявления Обществом в муниципальный орган полного пакета документов о фактическом использовании спорных участков, а также проверить достаточность документов, представленных Обществом вместе с заявлениями о предоставлении спорных участков в аренду;
- определить размер спорных участков, а также их соотношение между собой (с учетом того, что до образования спорных участков путем выдела в счет земельных долей соответствующие земли входили в состав единого землепользования с кадастровым номером 31:05:0000000:220, и с учетом того, что договорах аренды, заключенных до образования спорных участков, границы арендуемых земель не были определены).
В силу части 2.1 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В ходе нового рассмотрения дела судом первой инстанции в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
Также в ходе нового рассмотрения дела общество уточнило заявленные требования и просило:
- признать незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении Обществу в аренду сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 4 714 733 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский"), которое выражено в письме Департамента N 9- 05/570 от 22 февраля 2018 года;
- обязать Администрацию принять решение (издать Постановление) о предоставлении Обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 4 714 733 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101- ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка;
- обязать Департамент заключить с Обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 4 714 733 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка;
- признать незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении Обществу в аренду сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 727 267 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский"), которое выражено в письме Департамента N 9- 05/569 от 22 февраля 2018 года;
- обязать Администрацию принять решение (издать Постановление) о предоставлении Обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 727 267 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101- ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка;
- обязать заключить с Обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 727 267 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101- ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, а также взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2020, с учетом определения Арбитражного суда Белгородской области от 29.06.2020 об исправлении опечатки, заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению от 01 февраля 2018 года N 32-юр о предоставлении в аренду ООО "Русагро- Инвест" земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 4 714 733 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") сроком на 49 лет, арендная плата - в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
На Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области возложена обязанность принять решение о передаче Обществу с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" в аренду земельного участка с земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 4 714 733 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Признано незаконным бездействие Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению от 01 февраля 2018 года N 31-юр о предоставлении в аренду ООО "Русагро-Инвест" земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 727 267 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") сроком на 49 лет, арендная плата - в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
На Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области возложена обязанность принять решение о передаче Обществу с ограниченной ответственностью Русагро-Инвест" в аренду земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 727 267 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в пользу ООО "Русагро-Инвест" (ИНН 3105003830, ОГРН 1073126000100) взысканы расходы по госпошлине в размере 6 000 рублей.
Дополнительным решением от 29.06.2020 по делу N А08-2898/2018 на Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области возложены обязанности заключить с Обществом договоры аренды земельных участков с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 4 714 733 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка и с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 727 267 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район,Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24,07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
С Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в пользу ООО "Русагро-Инвест" (ИНН 3105003830, ОГРН 1073126000100) взысканы расходы по госпошлине в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанными судебными актами, Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области и ДИЗО Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение и дополнительное решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податели жалобы ссылались на отсутствие оснований для предоставления спорных земельных участков заявителю в соответствии с положениями пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области также ссылается на отсутствие правовых оснований для возложения обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 18.09.2020, 06.11.2020, 13.11.2020.
Определением суда апелляционной инстанции от 21.08.2020 лицам, участвующим в деле, предложено:
- письменно выразить свою правовую позицию относительно относимости/неотносимости к заявленному участку, достаточности и достоверности реестра приема зерна (л.д. 104-105, т. 3); товарно-транспортной накладной (л.д. 106-108, т. 3); реестра внесения минеральных удобрений на земельный участок (л.д. 116, т. 3), претензии Администрации и приложенного к ней расчета (т.4, л.д. 91-93) и т.д. согласно таблицы (л.д. 35-40, т.5), наличия/отсутствия иных объективных документов (например, статистических данных отчетности), которые могли бы сдаваться в различные контрольно-надзорные органы в период, предшествующий обращению с соответствующим заявлением в муниципальный орган, в качестве обоснования наличия факта добросовестного надлежащего землепользования более трех лет до момента подачи заявления о предоставлении земельного участка в аренду;
- обосновать с позиции положений статьи 39.17 ЗК РФ обязанность предъявления заявителем в муниципальный орган полного пакета документов о фактическом использовании земельного участка, который представлен в материалы дела, или достаточности при обращении в муниципальный орган власти представления минимального объема документов, подтверждающих наличие (соблюдение) обязательных условий предоставления испрашиваемых земельных участков;
- сослаться на доказательства, определяющие (подтверждающие) размер земельных участков, а также их соотношение между собой, выразить свою правовую позицию относительно картографического материала, его относимости к обстоятельствам спора, а также предмета представленных договоров аренды и его ясности/неясности сторон при исполнении сделки.
ООО "Русагро-Инвест" предложено письменно конкретизировать, какие именно требования были обращены к Администрации и какие - к Департаменту; какие нарушения закона, по мнению заявителя, допущены Администрацией и какие - Департаментом; указать желаемый способ восстановления нарушенных прав, который должен быть реализован Администрацией и способ восстановления нарушенных прав, реализуемый Департаментом.
Во исполнение определения суда ООО "Русагро-Инвест" представило пояснения от 08.09.2020 б/н, содержащие ответы на поставленные апелляционной коллегией вопросы.
Администрация представила правовую позицию по делу от 11.09.2020 N 42-01-03-10/1093, Департамент представил письменную позицию от 14.02.2020 N 42-09-04-10/7102.
Протокольным определением от 18.09.2020 указанные документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представители Администрации и Департамента поддержали доводы апелляционных жалоб, просили обжалуемые решение и дополнительное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Русагро-Инвест" в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Как следует из материалов дела и заявления, земельный участок с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, общей площадью 4 714 733 кв.м., расположенный по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") на праве муниципальной собственности принадлежит муниципальному образованию Старооскольский городской округ Белгородской области, о чем Управлением Росреестра по Белгородской области в сведения ЕГРН внесена запись о регистрации N 31:05:0000000:1223- 31/008/2018-1.
Земельный участок с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, общей площадью 3727267 кв.м., расположенный по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") на праве муниципальной собственности принадлежит муниципальному образованию Старооскольский городской округ Белгородской области, о чем Управлением Росреестра по Белгородской области в сведения ЕГРН внесена запись о регистрации N 31:05:0000000:1224- 31/008/2018-1.
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано на основании Решения Старооскольского районного суда Белгородской области от 27.04.2017 по делу N 2-29/2017, которым признано право муниципального образования на невостребованные земельные доли, а также Постановления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 2653 от 06.07.2017 "О приеме в муниципальную собственность Старооскольского городского округа земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения", Проекта межевания земельных участков от 02.10.2017.
ООО "Русагро-Инвест" обратилось в Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области с заявлениями о предоставлении в долгосрочную аренду, сроком на 49 лет указанных земельных участков в аренду обществу.
В обоснование фактического использования земельного участка заявитель ссылается на заключенные ранее договоры аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Ответами на вышеназванные заявления от 22.02.2018 N 9-05/569, N 9-05/570 Администрация отказала обществу в удовлетворении заявлений ввиду того, что заявитель не подтвердил фактическое использование земельных участков, границы земельных участков не определены, и в связи с этим не представляется возможным провести контрольно-надзорные мероприятия по подтверждению использования вышеназванных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Не согласившись с указанными действиями, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение от 16.06.2020, с учетом указаний суда кассационной инстанции, пришел к выводу о предоставлении заявителем документов, достаточных для подтверждения фактического использования спорных земельных участков (земель, на которых они расположены и за счет которых они сформированы).
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрация является надлежащим ответчиком в данном деле, ввиду невозможности заключения Департаментом договора аренды без издания Администрацией Постановления о предоставлении участка в аренду без проведения торгов.
Дополнительным решением от 29.06.2020 судом первой инстанции удовлетворены требования о возложении на Департамент обязанности заключить с заявителем договор аренды в отношении спорных участков на основании выводов, изложенных в решении
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5.1 указанной нормы Закона N 101-ФЗ установлено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом.
Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Из смысла вышеназванных норм права следует, что сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе претендовать на покупку земельного участка или земельной доли в льготном порядке при наличии совокупности условий, в частности:
- наличие возникшего права муниципальной собственности на соответствующий земельный участок или земельную долю;
- обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в 6 течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок);
- особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство);
- доказательства использования земельного участка, которое имело место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ, лицо, обратившееся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду без проведения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, должно фактически использовать такой участок, и при этом использование участка должно быть добросовестным.
При этом фактическое использование испрашиваемого земельного участка может подтверждаться любыми относимыми и допустимыми доказательствами (например, сведениями о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работе и уборке урожая и другие).
Из материалов дела видно, что при новом рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были исполнены указания суда кассационной инстанции.
В частности, исследованы следующие доказательства, подтверждающие фактическое использование заявителем спорных земельных участков: договоры аренды, заключенные между обществом и Департаментом, и актами приема-передачи к ним (т. 1, л.д. 62-99); соглашения о компенсации от 31.10.2017 и от 01.12.2017, заключенные между обществом и Департаментом (т. 1, л.д. 100-103); картографический материал (т. 3, л.д. 3-5), первичные документы общества о проведении сельскохозяйственных работ на спорных участках и землях, на которых они расположены (до формирования Спорных участков) (т. 3, л.д. 6-346), претензия Департамента и приложенным к ней расчетом, в котором указаны кадастровые номера Спорных участков (т. 4, л.д. 91-93), формы статистической отчетности Общества 4-СХ за 2017-2018 годы и заключение агронома общества.
Из представленных суду апелляционной инстанции письменных пояснений общества от 08.09.2020 (приобщены к материалам дела протокольным определением от 18.09.2020) следует, что копии указанных договоров аренды, соглашений от 31.10.2017 и от 01.12.2017, копии платежных поручений по оплате арендной платы также были приложены к соответствующим заявлениям о предоставлении земельных участков (т.1 л.д. 52-57).
Оценив в совокупности доказательства, подтверждающие фактическое использование спорных участков, в частности, картографический материал (т. 3, л.д. 3-5), первичные учетные документы общества (т. 3, л.д. 7-100), претензию Администрации (т. 4, л.д. 91-93), суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт использования заявителя испрашиваемых земельных участков.
Обществом представлен картографический материал (т.3 л.д. 3-5), в частности, сведения из спутниковой системы Виалон (т. 3, л.д. 5), в которой в режиме "реального времени" отслеживается передвижение сельскохозяйственной техники и грузового автотранспорта при обработке земель сельскохозяйственного назначения (полей). В данном письменном доказательстве отражены контуры полей, на которых заявителем проводились сельскохозяйственные работы.
Представленными в материалы дела картами спорных земельных участков и невостребованных земельных долей, за счет которых образованы спорные земельные участки, составленными кадастровым инженером Путивцевым К.А. (т.3 л.д. 3-4) усматривается совпадение конфигурации и расположения контуров как обрабатываемых обществом земель, так и контуров спорных участков и невостребованных земельных долей, за счет которых образованы спорные участки.
Осуществление Обществом сельскохозяйственных работ на спорных участках (землях, на которых они расположены и в счет которых эти участки сформированы) как до, так и после возникновения права муниципальной собственности, подтверждается представленными Обществом первичными учетными документами.
В этих документах указаны номера полей и участков внутри каждого из полей, на которых производились сельскохозяйственные работы.
Эти номера совпадают с теми, которые содержатся в сведениях из спутниковой системы Виалон (т. 3, л.д. 5), что свидетельствует о том, что в первичных учетных документах зафиксированы именно спорные участки (земли, за счет которых они сформированы).
Суд также принимает во внимание представленную Обществом таблицу (т. 3, л.д. 34-40), в которой систематизированы сведения, содержащиеся в первичных учетных документах (с привязкой к конкретному участку и полю).
Претензия Департамента и приложенный к ней расчет (т. 4, л.д. 91-93) также подтверждают фактическое использование обществом спорных участков уже после постановки их на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности на них.
В претензии (т. 4, л.д. 91) указано на использование двух участков площадью 471,47 га и 372,73 га, а это площади каждого из двух спорных участков, что подтверждается Выписками из ЕГРН (площадь участка с кадастровым номером составляет 471,47 га, а площадь участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224 - 372,73 га (площади округлены до второго знака после запятой), что свидетельствует об использовании заявителем спорных земельных участков в 2018 году, в том числе в период между 26 января 2018 года (дата образования спорных участков) и с 1 февраля 2018 года (дата направления Обществом заявлений о предоставлении Спорных участков в аренду).
Аналогичные обстоятельства подтверждаются и исследованной формой статистической отчетности Общества 4-СХ за 2017-2018 годы и заключением агронома заявителя.
В пояснениях, представленных суду апелляционной инстанции (приобщены к материалам дела 18.09.2020), Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области и ДИЗО Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области достоверность представленных доказательств не опровергли, мотивированных доводов в опровержение позиции общества не представили.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции судом области также определен размер спорных участков, а также их соотношение между собой (с учетом того, что до образования спорных участков путем выдела в счет земельных долей соответствующие земли входили в состав единого землепользования с кадастровым номером 31:05:0000000:220, и с учетом того, что договорах аренды, заключенных до образования спорных участков, границы арендуемых земель не были определены).
В частности, местоположение Спорных участков в ЕГРН указано как Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский"), такое же местоположение имеет исходный участок с кадастровым номером 31:05:0000000:220, из которого были выделены спорные участки (т. 1, л.д. 40), и соответствуют пункту 1 каждого из договоров аренды и соглашений о компенсации.
В одном соглашении о компенсации указано на использование обществом 844 га, во втором - 0,2 га., то есть общая площадь земель, фигурирующих в соглашениях о компенсации - 844,2 га (844 + 0,2 = 844,2).
Общая площадь спорных участков составляет спорных участков согласно выпискам из ЕГРН (т. 2, л.д. 5-25) составляет 844,2 га (площадь участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224 равна 3 727 267 кв.м (372,7267 га), площадь участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1223 - 4 714 733 кв.м (471,4733 га), 372,7267 + 471,4733 = 844,2).
Следовательно, площадь испрашиваемых заявлениями от 01.02.2018 N 31юр, от 01.02.2018 N 32юр земельных участков (т.1 л.д. 52, 55) соответствовала площади земельных участков, фактически используемых заявителями.
Что касается площади, указанной в договорах аренды (872 га), то суд соглашается с доводом общества о том, что земли, на которых расположены (за счет которых образованы) спорные участки, входят в состав этих 872 га.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что идентичность общей площади спорных участков и общей площади земель по соглашениям о компенсации, вхождения земель, на которых расположены спорные участки, в предмет договоров аренды, а также идентичность адресов спорных участков, исходного участка, из которого спорные участки были выделены, и указанных в соглашениях земель, позволяет идентифицировать спорные земельные участки как именно те земли, на которых после выдела в счет земельных долей стали располагаться спорные участки.
Отсутствие в договорах аренды и в соглашениях о компенсации границ используемых земель не свидетельствует того, что в этих соглашения идет речь об иных землях, на которых расположены спорные участки.
Материалами дела подтверждается, что обращения в Администрацию по вопросам предоставления спорных земельных участков общество направляло в феврале 2018 года (т. 1, л.д. 52-61), то есть в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности Старооскольскою городского округа Белгородской области на спорные земельные участки (26.01.2018).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о наличии оснований для предоставления обществу спорных участков в аренду на основании поданных им заявлений (т. 1, л.д. 52-57) в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Довод Администрации о том, что она не является надлежащим ответчиком по требованиям о принятии решений (издании Постановлений) о предоставлении спорных земельных участков в аренду подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 58 Устава Старооскольского городского округа Белгородской области от имени собственника имущества городского округа выступают Глава Администрации и Администрация.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Порядка владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Старооскольского городского округа, утвержденного Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 16 мая 2014 года N 185 Департамент осуществляет полномочия собственника имущества на основании делегированных полномочий.
В силу пункта 2.11 Положения о Департаменте, утвержденного Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 16 мая 2014 года N 186, Департамент осуществляет заключение договоров аренды на основании делегированных полномочий.
Порядок предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Старооскольского городского округа Белгородской области, регулируется Административным регламентом, утвержденным Постановлением Администрации N 1368 от 19 июля 2018 года.
Пункт 3.5.4 Административного регламента устанавливает, что при отсутствии оснований для отказа в предоставлении участка, предусмотренных пунктом 2.10.3 Административного регламента, готовится как проект договора, так и проект Постановления о предоставлении участка.
В соответствии с пунктом 3.5.6, п. 3.5.8 и п. 3.6.3 Административного регламента результатом административной процедуры предоставления участка является как подготовка и подписание проекта договора, так и издание Постановления Администрации о предоставлении участка (Постановление подписывается Главой Администрации).
Таким образом, Департамент не может заключить договор аренды без издания Администрацией Постановления о предоставлении участка в аренду без проведения торгов, хотя сам договор заключает Департамент, так как согласно пункту 2.2.1 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется Администрацией через Департамент.
Как следует из правовой позиции заявителя, представленной суду апелляционной инстанции от 08.09.2020 восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя возможно лишь при одновременном возложении на Администрацию обязанности по принятию решения о передаче заявителю земельных участков без проведения торгов и возложении на Департамент обязанности по заключению с заявителем договора аренды в отношении спорных земельных участков (в соответствии с дополнительным решением).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ООО "Русагро-Инвест".
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2020 и дополнительное решение от 29.06.2020 по делу N А08-2898/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, ДИЗО Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2898/2018
Истец: ООО "Русагро-Инвест"
Ответчик: Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5530/19
20.12.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
08.07.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
31.05.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
18.03.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5530/19
17.03.2021 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5530/19
20.11.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
22.10.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
29.06.2020 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-2898/18
17.06.2020 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-2898/18
11.02.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
18.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5530/19
08.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
08.02.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
11.12.2018 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-2898/18
28.11.2018 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
26.11.2018 Определение Арбитражного суда Белгородской области N А08-2898/18