город Ростов-на-Дону |
|
24 ноября 2020 г. |
дело N А32-16755/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Сулименко О.А., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 сентября 2020 года по делу N А32-16755/2020 по заявлению Администрация города Сочи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) с заявлением о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 15.01.2020 года N 23/20-6049, обязании устранить допущенное нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что у заявителя отсутствует возможность снятия с государственного кадастрового учета спорного участка в административном порядке.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 12.01.2017 года N 6-р "О предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории по улице Красноармейской, д. 38, боксы N N 1,2 и 3 в Центральном внутригородском районе города Сочи в аренду" (далее - Распоряжения) на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 56 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0203018:1968. Право муниципальной собственности на данные земельные участки не зарегистрировано.
На основании протеста заместителя прокурора города Сочи, в соответствии с распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 28.06.2017 года N 206-р "О признании утратившим силу некоторых распоряжений главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи", вышеуказанное Распоряжение отменено.
Департамент имущественных отношений администрации города Сочи обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка.
14.10.2019 года на основании части 1 пункта 33 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) уведомлением N 23/19-228759 было вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав.
Решением от 15.01.2020 года N 23/20-6049 управлением на основании статьи 27 Закона о регистрации отказано в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1968.
Не согласившись с вышеуказанным решением, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании и обязании совершить определенные действия.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Для признания оспариваемого решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно статье 3 Закон N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
На основании части 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Исходя из требований Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав снимает с учета земельный участок в случае:
- осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на все земельные участки, образованные из такого земельного участка (ч. 3 ст. 41);
- если в течении пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образованного из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без одновременной государственной регистрации прав, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления (за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства) (ч. 15 ст. 41);
- представлено соответствующее заявление лица, на основании заявления которого был осуществлен государственный кадастровый учет такого земельного участка, образованного на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и права на который не зарегистрированы в ЕГРН, либо представлено соответствующее заявление любого лица на основании решения суда (п. 1 ч. 11 ст. 60);
- по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка, образованного на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и права на который не зарегистрированы в ЕГРН, по решению государственного регистратора прав (п. 2 ч. 11 ст. 60);
- в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки, указанные в ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, или устранения реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в ч.ч. 4, 5 и 9 настоящей статьи, будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о
- площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов (ч. 11 ст. 60.2);
- в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях такого земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008;
- до 1 января 2040 года органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставившим такой земельный участок, представлено соответствующее заявление в отношении данного земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком (часть 3.1 статьи 70);
- право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 года, переоформлено на публичный сервитут в соответствии со ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (ч. 3.2 ст. 70).
В силу пункта 4 части 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости также является судебное решение, но только в том случае, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ установлено, что орган регистрации прав в соответствии с правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
В соответствии с частью 7 статьи 72 Закона о регистрации, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Как разъяснено в пункте 21 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 года, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Следовательно, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено четыре способа образования (формирования) земельных участков.
Закон о регистрации аналогично Федеральному закону от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (п. 33 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации и ч. 6 ст. 27 Закона о кадастре).
Как указано в преамбуле Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 года, в отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом о кадастре временный характер, ч. 7 ст. 72 Закона о регистрации содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный ст. 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 72 Закона N 218-ФЗ снятию с государственного кадастрового учета подлежат земельные участки, которые носят временный характер.
Как верно указано судом первой инстанции земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203018:1968 поставлен на кадастровый учет 12.04.2017 года, статус "учтенный", таким образом не является преобразуемым, следовательно, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьей 70, 72 Закона N 218-ФЗ, в связи, с чем исключить из ЕГРН сведения о спорном земельном участке не представляется возможным.
Действующим законодательством не предусмотрено снятие с кадастрового учета объектов недвижимости со статусом "учтенные".
Таким образом, оспариваемое решение управления от 15.01.2020 года N 23/20-6049 соответствует требованиям ЗК РФ, Закона N 218-ФЗ и не нарушает права и законные интересы администрации.
Поскольку у регистратора отсутствуют законные основания для снятия с кадастрового учета спорных земельных участков, а администрация не лишена возможности совершения предусмотренных законом действий по преобразованию земельных участков, основания для удовлетворения требования администрации отсутствуют.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 по делу N А55-12346/2017.
В указанном Определении также отмечено, что при отсутствии объективных препятствий к реализации прав собственника на преобразование земельных участков в установленном порядке, соответствующим способом защиты законного интереса будет преобразование земельного участка.
В настоящем деле Администрация города Сочи не доказала наличия объективных препятствий для принятия решения о преобразовании земельного участка.
Правовая позиция, согласно которой, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случаях, прямо предусмотренных законом, повторена в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Исходя из представленного для постановки на кадастровый учет постановления Администрации Центрального района города Сочи от 12.01.2017 N 6-р, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка. Действия органа кадастрового учета по постановке земельного участка на кадастровый учет в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспорены, не признаны они незаконными и в порядке искового производства по спору о праве гражданском.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 сентября 2020 года по делу N А32-16755/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16755/2020
Истец: Администрация города Сочи
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-497/2022
25.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19141/2021
08.09.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16755/20
25.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12003/20
24.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16957/20
24.09.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16755/20