город Ростов-на-Дону |
|
06 февраля 2024 г. |
дело N А32-25914/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.10.2023 по делу N А32-25914/2023
по заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
к Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - заявитель, ОСФР по Краснодарскому краю, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район (далее - заинтересованное лицо, управление) о взыскании финансовых санкций в размере 4 000 руб. за представление сведений по форме СЗВ-ТД нарочно, а не в форме электронного документа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по Краснодарскому краю, обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы пенсионный фонд ссылается на то, что согласно сведениям из Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Краснодарскому краю численность штатных единиц Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район за месяцы, в которых были выявлены правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, за которых уплачивались налоги, составляла: в декабре 2021 года - 63 человека, в апреле 2021 года - 62 человека, в августе 2021 года - 60 человек. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что управление не может ссылаться на статью 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции, действующей в спорный период, которая предусматривает возможность подачи сведений на бумажном носителе.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район имеет статус юридического лица и состоит на учете в пенсионном фонде в качестве страхователя.
По результатам проверки представленных страхователем сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц (по почте на бумажном носителе), пенсионным фондом выявлено нарушение пенсионного законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 4-х застрахованных лиц за отчетные месяцы: апрель 2021 года (30.04.2021) в отношении одного застрахованного лица, август 2021 года (26.08.2021) - одного застрахованного лица, декабрь 2021 года (06.12.2021) - двух застрахованных лиц.
По мнению заявителя страхователь обязан был представить в ОСФР по Краснодарскому краю сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа (по телекоммуникационным каналам связи), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью за соответствующие периоды не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По выявленному нарушению пенсионным фондом выставлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: от 06.09.2022 N 033TS18220032275/2909; N 033S18220032274/2910, N 033S18220032273/2912, N033S18220032272/2911.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения пенсионным фондом решений от 14.10.2022 N 033S19220036825, N 033S19220036826, N 033S19220036827, N 033S19220036828.
В адрес управления направлены требования об уплате финансовых санкций в размере 4 000 руб., согласно которым управлению предлагалось добровольно погасить задолженность.
Вместе с тем, задолженность в сумме 4 000 руб. на основании выставленных требований, управлением в установленном порядке не оплачена.
Неуплата штрафов в добровольном порядке в полном объеме послужила основанием для обращения ОСФР по Краснодарскому краю в арбитражный суд с требованием о взыскании штрафа в судебном порядке.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ учреждение является страхователем.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закон N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ (редакция действующая с 28.12.2016) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Процедура предоставления сведений по телекоммуникационным каналам связи и их подтверждения определена нормативными документами Пенсионного фонда РФ.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании" утверждены Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ (далее - Технология) и Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ (далее - Протокол).
В силу раздела 7 Технологии страхователь после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их электронной цифровой подписью и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда РФ.
Пунктами 2.4 и 2.5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено представление страхователями сведений о трудовой деятельности, указанных в пункте 2.1 статьи 6 Закона N 27-ФЗ о работающих у них застрахованных лицах (прием на работу, перевод на другую постоянную работу и увольнении, подача заявления о продолжении ведения страховых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
На момент состоявшихся спорных правоотношений действовала редакция Закона N 27-ФЗ от 24 февраля 2021 года, которая гласит следующее.
Пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.
Таким образом, если численность работающих зарегистрированных лиц у страхователя составляет менее 25 лиц, он не лишен возможности представить сведения, указанные в пункте 2.4 статьи 11, в бумажной форме.
Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных данным Законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 руб.
При этом, Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств.
В связи с этим, в отношении страхователей, представивших сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, у которых численность работающих зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, должны быть применены финансовые санкции за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов. При этом, численность работающих зарегистрированных лиц по страхователю определяется по любым имеющимся (на дату представления сведений о трудовой деятельности СЗВ-ТД) в распоряжении органов Пенсионного фонда Российской Федерации последним отчетным данным (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, расчеты ФНС).
Как уже было отмечено выше, ОСФР по Краснодарскому краю в ходе проверки было установлено, что Управлением по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район не были представлены по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-ТД за апрель, август, декабрь 2021 года, а представлены данные сведения нарочно на бумажных носителях, что является нарушением законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования, а именно правильности представления страхователем ежемесячной отчетности "Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица" по форме СЗВ-ТД.
Вместе с тем, как установлено судом постановлением администрации муниципального образования Северский район от 30.12.2020 N 2059 "О штатном расписании управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район" утверждена штатная численность специалистов управления в количестве 13 штатных единиц.
По состоянию на дату спорных правоотношений на учете в управлении состояло 85 приемных родителей, осуществляющих свою деятельность на основании договоров о приемной семье, без оформления трудовых договоров.
С 01.07.2020 вступил в законную силу Федеральный закон от 01.04.2020 N 86-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на основании которого лица, получающие страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно, по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье исключены из числа застрахованных лиц, определенных статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 86-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2020, лица, получающие страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования не являются.
Таким образом, выплаты в пользу опекунов (попечителей), являющихся пенсионерами, по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, с 01.07.2020 не признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании вышеприведенного подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как выплаты в пользу физических лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию.
При этом выплаты по договорам об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, производимые в пользу опекунов или попечителей, которые пенсионерами не являются, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке как выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что число застрахованных лиц, трудоустроенных в Управлении по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район превышает количество в 25 человек, что могло бы повлечь за собой обязанность представления отчетности по форме СЗВ-ТД в электронной форме. Соответственно отчетность поданная управлением на бумажном носителе нарочно, с учетом изложенного, а также редакции Закона N 27 ФЗ, действующей на спорный период, могла быть подана на бумажном носителе.
Доказательств, позволяющих сделать обратные выводы материалы настоящего дела не содержат. Доводы приведенные пенсионным фондом в апелляционной жалобе не опровергают данные выводы суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 1 статьи 64 и части 1 статьи 65 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" в случае непредставления стороной доказательств, необходимых для правильного рассмотрения дела, в том числе если предложение об их представлении было указано в определении суда, арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам с учетом установленного частью 1 статьи 65 АПК РФ распределения бремени доказывания (часть 1 статьи 156 АПК РФ).
Бремя доказывания тех или иных фактов должно возлагаться на ту сторону спора, которая имеет для этого объективные возможности и, исходя из особенностей рассматриваемых правоотношений, обязана представлять соответствующие доказательства в обоснование своих требований и возражений.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись основания для признания управления невиновным в совершении рассматриваемого правонарушения. Доводы пенсионного фонда о наличии формальных оснований для привлечения страхователя к ответственности не говорят о неверном применении судом норм материального права или несоответствии его выводов обстоятельствам дела.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2023 по делу N А32-25914/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25914/2023
Истец: ОСФР по КК, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
Ответчик: Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район, Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северского района