г. Ессентуки |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А20-4463/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., при участии в судебном заседании представителя заявителя - акционерного общества "Каббалкэнерго" - Тхамокова В.Х. (по доверенности от 09.01.2020 N 07АА0686880), в отсутствие судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела ИОИП УФССП РФ по КБР Апанасова А.А., взыскателя - ГУП КБР "Чегемэнерго", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино- Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.09.2020 по делу N А20-4463/2019,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.09.2020 в удовлетворении требований Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (далее - заявитель, общество, АО "Каббалкэнерго") о признании незаконными и отмене постановлении судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела по ИОИП УФССП России по КБР Апанасова А.А. (судебный пристав - исполнитель) от 21.08.2019: N 07020/19/24685, N 07020/19/24686 и N 07020/19/24687 о взыскании с АО "Каббалкэнерго" исполнительского сбора отказано. Заявление АО "Каббалкэнерго" об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворено. Суд уменьшил на одну четверть размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с АО "Каббалкэнерго" по постановлениям судебного пристава-исполнителя от 21.08.2019:
N 07020/19/24685 в размере 7 261 726 рублей 71 копейка до 5 446 295 рублей 03 копейки;
N 07020/19/24686 в размере 1 321 245 рублей 26 копейка до 990 933 рублей 95 копейки;
N 07020/19/24687 в размере 1 926 665 рублей 89 копейка до 1 444 999 рублей 42 копейки.
Также суд указал на необходимость возобновления исполнительных производствха по взысканию с АО "Каббалкэнерго" исполнительского сбора на основании постановлений судебного пристава - исполнителя от 21.08.2019 N 07020/19/24685, N 07020/19/24687 и N 07020/19/24686 после вступления в законную силу судебного акта по настоящему спору.
Суд мотивировал свое решение тем, что представленные в материалы дела доказательства финансового положения должника (бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на 30.06.2020, 31.12.2019, 31.12.2018, а также отчета о финансовых результатах должника за первое полугодие 2019 года и первое полугодие 2020 года, убыток отчетных периодов составил 330 771 тыс. руб. и соответственно 423 386 тыс. руб.), подтверждают наличие уважительных причин, по которым исполнительный документ не мог быть добровольно исполнен в установленный судебным приставом пятидневный срок. Учитывая в совокупности представленные доказательства), степень вины должника, значительность подлежащей взысканию суммы, обстоятельства, препятствующие обществу добровольно исполнить исполнительный документ в установленный срок, применяя принцип соразмерности наказания и степени общественной опасности допущенного нарушения, суд признает указанные причины уважительными и достаточными для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть до 7 882 228 рублей 40 копеек. При этом суд также учитывает то обстоятельство, что исполнительский сбор в размере 10 509 637, 86 руб. является значительной суммой для общества и может повлиять на хозяйственно-экономическую деятельность общества, которая является единственным гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории КБР. Кроме того, 22.08.2019 судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления об окончании и возвращении ИД взыскателю (ФС 012704989 от 22.01.2019, ФС 012702298 от 12.12.2018, ФС 012702939 от 29.10.2018), что свидетельствует о том, что судебным приставом - исполнителем фактически не проводились исполнительные действия.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению управления удовлетворяя заявленные требования, суд не учел, что АО "Каббалкэнерго" не представило доказательств наличия непреодолимых препятствий для своевременного исполнения судебных актов либо принятия необходимых действенных мер для его исполнения, которые свидетельствовали бы об отсутствии вины заявителя. При этом тяжелое финансовое положение общества и характер осуществляемой им деятельности самостоятельными основаниями для снижения исполнительского сбора не являются. Отчет о финансовых результатах должника за первое полугодие 2019 года и первое полугодие 2020 года, не может быть принят в качестве уважительной причины не исполнение требований судебных актов, поскольку не является непреодолимым препятствием, в том числе подтверждением отсутствия финансовой либо иной возможности исключающей законные основания исполнения.
Должник в отзыве и его представитель в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие других участников дела, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Исходя из положений части 5 статьи 268 АПК РФ правильность обжалуемого судебного акта проверена апелляционным судом только в обжалуемой части.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в адрес АО "Каббалкэнерго" 13.08.2019 поступили постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела ИОИП УФССП РФ по КБР Апанасова А.А. о возбуждении исполнительных производств:
- N 50323/19/07020-ИП от 13.08.2019 о взыскании с АО "Каббалкэнерго" в пользу ГУП КБР "Чегемэнерго" задолженности в размере 27 523 798,37 руб., возбужденное на основании исполнительного листа ФС 012704989 от 22.01.2019;
- N 50324/19/07020-ИП от 13.08.2019 о взыскании с АО "Каббалкэнерго" в пользу ГУП КБР "Чегемэнерго" задолженности в размере 18 874 932,26 руб., возбужденное на основании исполнительного листа ФС 012702298 от 12.12.2018;
- N 50325/19/07020-ИП от 13.08.2019 о взыскании с АО "Каббалкэнерго" в пользу ГУП КБР "Чегемэнерго" задолженности в размере 103 738 953 руб., возбужденное на основании исполнительного листа ФС 012702939 от 29.10.2018.
В постановлениях от 13.08.2019 о возбуждении исполнительных производств судебный пристав-исполнитель указал должнику на необходимость исполнить требования исполнительного документа в пятидневный срок, предупредил должника, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы. Также должнику было разъяснено, что при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагалось в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Постановления о возбуждении исполнительных производств должник получил 13.08.2019.
В связи с тем, что требования указанных исполнительных документов в добровольном порядке в установленный судебным приставом-исполнителем срок должник не исполнил, судебный пристав-исполнитель вынес 21.08.2019 постановления о взыскании исполнительского сбора:
- N 07020/19/24685 о взыскании с АО "Каббалкэнерго" исполнительского сбора в размере 7 261 726,71 руб. по исполнительному производству N 50325/19/07020-ИП;
- N 07020/19/24687 о взыскании с АО "Каббалкэнерго" исполнительского сбора в размере 1 926 665,89 руб. по исполнительному производству N 50323/19/07020-ИП;
- N 07020/19/24686 о взыскании с АО "Каббалкэнерго" исполнительского сбора в размере 1 321 245,26 руб. по исполнительному производству N 50324/19/07020-ИП.
Постановления о взыскании с АО "Каббалкэнерго" исполнительского сбора должнику вручены 21.08.2019.
Общая сумма исполнительского сбора составила 10 509 637,86 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями судебного пристава-исполнителя, о взыскании с АО "Каббалкэнерго" исполнительского сбора, считая их не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации и нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава - исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом по правилам установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В силу положений части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя необходимо наличие одновременно двух условий:
- несоответствия оспариваемых действий требованиям законодательства;
- нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Статьей 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Задачами исполнительного производства, в силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно пунктам 11, 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил, что взыскание исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законным требований государства.
Согласно части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 6 приведенной статьи должник вправе в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами. Его размер - семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника - является лишь допустимым максимумом, верхней границей, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Из пункта 4 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
По смыслу приведенных положений правоприменитель обязан определить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств неисполнения должником требований исполнительного документа.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Считая исполнительский сбор несоразмерным характеру совершенного правонарушения, и указывая на тяжелое материальное положение, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о снижении размера исполнительского сбора.
Заявление мотивировано тем, что неисполнение исполнительного документа вызвано уважительными причинами, а именно: АО "Каббалкэнерго" является единственным гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории КБР, взыскание значительной суммы исполнительских сборов в размере 10 509 637,86 руб. приведет к дестабилизации хозяйственной - экономической деятельности общества и нарушит порядок расчетов с поставщиками по договорам купли-продажи и субъектом оптового рынка электроэнергии, где закупается электроэнергия для нужд КБР, в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, у заявителя отсутствовали денежные средства на расчетных счетах в размере, необходимом для добровольного исполнения постановления, тяжелое материальное положение общества (согласно бухгалтерской отчетности деятельность общества).
Сторонами фактически не оспаривается порядок исполнения исполнительного документа и тот факт, что должником не было представлено судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение требований судебного пристава-исполнителя было невозможно вследствие непреодолимой силы, поэтому судебным приставом-исполнителем правомерно вынесены оспариваемые постановления о взыскании исполнительского сбора.
Должник указал в качестве одной из причины, свидетельствующей об уважительности неисполнения в установленный срок требования исполнительного документа - отсутствие денежных средств в размере, необходимом для добровольного исполнения требований вышеуказанных постановлении; нахождение заявителя в тяжелом финансовом положении.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо как на основание своих требований, возлагается на данное лицо.
Оценив представленные ответчиком в материалы дела доказательства финансового положения должника (бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на 30.06.2020, 31.12.2019, 31.12.2018, а также отчета о финансовых результатах должника за первое полугодие 2019 года и первое полугодие 2020 года, убыток отчетных периодов составил 330 771 тыс. руб. и соответственно 423 386 тыс. руб.), суд пришел к выводу что обстоятельства, на которые ссылается общество, не являются обстоятельствами непреодолимой силы, поэтому не могут служить основанием для освобождения его от уплаты исполнительского сбора. Вместе с тем, приведенные обществом в заявлении обстоятельства могут служить основанием для снижения размера исполнительского сбора.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.09.2020 по делу N А20-4463/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4463/2019
Истец: АО "Каббалкэнерго"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель МРО по ИОИП УФССП РФ по КБР (Апанасов А.А.), УФССП по КБР
Третье лицо: ГУП КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЧЕГЕМЭНЕРГО", ГУП КБР "Чегемэнерго", Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд