город Москва |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А40-241025/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02.12.2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2020
по делу N А40-241025/19 (50-2041), принятое судьей Васильевой И.А.
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к ОАО "Российские Железные Дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании задолженности по договору аренды
по встречному иску ОАО "Российские железные дороги"
к Департаменту городского имущества города Москвы
об установлении ставки арендной платы, о взыскании 26 975,36 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Скабелин А.Н. по доверенности от 31.12.2019, диплом N 137705 0485401 от 04.07.2016;
от ответчика: Туреев Е.А. по доверенности от 06.08.2020, диплом N ВСА 1071211 07.06.2011;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании долга по арендной плате за период с 18.09.2013 по 28.03.2017 в размере 2 341 698,98 руб., пени за период с 4 квартала 2014 года по 28.03.2017 в размере 14 635,18 руб., ссылаясь на нарушение ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка N И-09-000271 от 18.09.2013.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 13.01.2020 принят к производству встречный иск ОАО "Российские железные дороги" к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении ставки арендной платы, о взыскании 26975,36 руб.
Определением от 25.05.2020 судом приняты уточнения истца (по встречному иску) о взыскании неосновательного обогащения в размере 26975,36 руб. за период с 09.01.2017 по 28.03.2017.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2020 в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречные исковые требования ОАО "Российские железные дороги" суд удовлетворил. Взыскал с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ОАО "Российские железные дороги" 26 975,36 руб. неосновательного обогащения, 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 06.08.2020.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, обжалуемое решение является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска и об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, представил мотивированный отзыв, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке статей 266, 268, 269 АПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец, арендодатель) и ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РДЖ", ответчик, арендодатель) заключен Договор аренды земельного участка от 18.09.2013 N И-09-000271 (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора предметом договора является земельный участок общей площадью 2867 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0001029:2116 с адресными ориентирами: г. Москва, САО, МК МЖД, участок N 8, разрешенное использование: участки размещения объектов и технических устройств линейных объектов железнодорожного и скоростного внеуличного транспорта (1.2.13) с характеристиками, в п.1.4. Договора.
В статьях 1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен один из основополагающих принципов земельного законодательства - принцип платности землепользования, который устанавливает возникновение у лица, пользующегося земельным участком, обязанности по уплате земельного налога (собственники, землепользователи, землевладельцы) либо арендной платы (арендаторы).
Наличие указанного принципа исключает возможность безвозмездного пользования земельным участком, поэтому лицо, являющееся владельцем объекта недвижимости, расположенного на земельном участке обязано возмещать стоимость такого пользования.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, одностороннее изменение его условий не допускается.
Пунктом 3.2 Договора установлено, что размер арендной платы вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной плат, не позднее 05-го числа первого месяца каждого отчетного периода.
В соответствии с пунктами 3.2, 5.5 Договора на ответчика возложена обязанность, надлежащим образом исполнять все условия настоящего договора, а также ежеквартально и в полном объеме уплачивать арендную плату не позднее 5 числа месяца каждого квартала.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допустим.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно расчету истца, задолженность по арендной плате с 18.09.2013 по 28.03.2017 составила 2341698,98 руб. Кроме того, истцом по первоначальному иску начислены пени в соответствии с п.8.2. Договора в размере 14635,18 руб.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с п. 2.1 Договора срок действия договора до 31.12.2014. Дополнительные соглашения о продлении срока действия Договора сторонами не заключались.
Годовая арендная плата установлена Договором в размере 105288,28 руб.
Кроме того 28.03.2017 Договор был расторгнут, на данный земельный участок 77:09:0001029:2116 был заключен новый договор аренды N И-09-000271 от 18.09.2013.
Договором N И-09-000271 от 18.09.2013 установлен уведомительный порядок изменения размера арендной платы.
Согласно п. 3.4 Договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор.
В случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании Договора и уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий Договор.
Также п. 3.5 Договора определен порядок направления уведомления, согласно которому уведомление может быть направлено арендодателем арендатору почтовым отправлением с уведомлением о вручении или сделано арендодателем и через средства массовой информации или размещено на официальном сайте арендодателя в сети Интернет неопределенному кругу лиц, обязательное для арендатора.
Согласно п. 4.2. Договора ОАО "РЖД" обязуется осуществить строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объекта до 31 декабря 2014 года.
В соответствии с п. 8.3 Договора в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.09.2007 N 793-ПП "О дополнительных мерах по сокращению сроков строительства в городе Москве" в случае нарушения арендатором сроков проектирования, строительства (реконструкции), ввода объекта в эксплуатацию, предусмотрено увеличение арендной платы за участок в два раза за каждые шесть месяцев с даты истечения срока проектирования объекта или сдачи его в эксплуатацию до даты фактического завершения проектирования или сдачи объекта в эксплуатацию в установленном порядке.
Дополнительный порядок увеличения размера арендной платы согласно п. 8.3 Договора, не предусмотрен.
Следовательно, для ее увеличения необходимо применять порядок, установленный п. 3.5 Договора, а именно, направить уведомление об изменении арендной платы, которое является обязательным для арендатора.
Действительно, 17.09.2014 Департаментом было направлено уведомление N 33-И-291/14 об увеличении годовой арендной платы по Договору с 01.01.2014 до 113661,35 рублей.
Также 23.01.2015 Департаментом было направлено уведомление N 33-А-2871/15-(0)-0 от 23.01.2015 об увеличении годовой арендной платы по Договору с 01.01.2015 до 118 486,09 рублей, однако, увеличение размера арендной платы, предусмотренного п. 8.3 Договора, при этом Департамент не применил.
Дополнительные уведомления об увеличении арендной платы до истечения срока Договора в адрес ОАО "РЖД" также не направлялись.
Таким образом, до 28.03.2017 (даты окончания действия Договора) ОАО "РЖД" продолжало оплачивать арендную плату за пользование земельным участком в размере, указанном в уведомлении Департамента от 23.01.2015 без применения увеличенного размера арендной платы в два раза за каждые шесть месяцев, следовательно, добросовестно выполняло взятые на себя обязательства по Договору. Задолженность по Договору с учетом уведомлений Истца за весь период его действия отсутствует, что подтверждается расчетом и платежными поручениями.
Как указывает ответчик, заявляя требования о пересчете размера арендной платы в соответствии с п. 8.3 Договора, спустя более трех лет после расторжения Договора на данный земельный участок, оплаты задолженности в полном объеме, прекращения по Договору всех обязательств, и заключения нового договора N И-09-001312 от 29.03.2017, по которому ОАО "РЖД" также оплачивает арендную плату в полном объеме, истец злоупотребляет своим правом.
Согласно п. 1.4 Договора участок 77:09:0001029:2116 предоставляется в аренду для целей проектирования и строительства 3-го главного пути Малого Кольца Московской железной дороги.
В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Во исполнение п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - постановление Правительства РФ N264) приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ N396) утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и представленные ОАО "РЖД", в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участки в Московской области составляет 91,31 руб/га в год.
В то же время, постановлением от 18.07.2012 N 344-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 Г. N 273-ПП" ставка арендной платы за землю в городе Москве объектов транспортно-пересадочных узлов установлена в размере 1 рубль за участок.
Согласно п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пп. 2 ст. 48 ЗК РФ (объекты федерального транспорта, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий), не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Поскольку в данном случае ставки арендной платы являются ценами, регулируемыми государством, стороны обязаны руководствоваться предписанным законодательством размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Аналогичная позиция также изложена в п.3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, в пункте 16 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Также в 2019 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка соблюдения законодательства при заключении и выполнении в 2012-2018 годах Росжелдором и ОАО "РЖД" договоров на строительство железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла (Письмо N 1-ГП-36-2019 от 26.02.2019).
Установлено, что заключены договоры субаренды отдельных участков, в том числе с 70-кратным превышением их арендной стоимости. Министерство экономического развития Российской Федерации в своем письме N Д23и-35815 от 17.10.2019 выразило аналогичное мнение по данному вопросу.
Департамент недвижимости полагает, что ставки арендной платы, утвержденные Приказом Минэкономразвития России N 396, применяются для расчета арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД" для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Так, в рамках нового договора N И-09-001312 от 29.03.2017 на аренду данного земельного участка Департамент пересчитал размер арендной платы в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 396, и направил в адрес ОАО "РЖД" уведомление N33-6-93259/19-(0)-1 от 04.03.2019, согласно которому годовая арендная плата за участок 77:09:0001029:2116 составляет всего 62,99 рублей.
Также стоит учесть п. 8 постановления Правительства РФ N 582, согласно которому арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования арендная плата, и подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
Возражая против первоначального иска, ответчик ссылался на то, что истец неправомерно в одностороннем порядке пытается внести изменения в отношения сторон на срок больший, нежели срок, установленный законом для защиты прав добросовестной стороны сделки.
В силу положений ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данных требований возникают правовые основания для отказа лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, и применения иных мер, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 3 ст. 199 ГК РФ односторонние действия, направленные на осуществление права (зачет, безакцептное списание денежных средств, обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и т.п.), срок исковой давности, для защиты которого истек, не допускаются.
В силу ст. ст. 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В настоящем случае, в силу п. 4.2 Договора Арендатор (Ответчик) был обязан после завершения строительства представить в Департамент городского имущества города Москвы документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Как указано выше, согласно п. 4.2 Договора арендатор обязался осуществить строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объекта до 31.12.2014 года. После завершения строительства Арендатор должен был предоставить Арендодателю подтверждение зарегистрированных имущественных прав на объект.
Поскольку вопреки условиям соглашения такие документы в Департамент городского имущества своевременно представлены не были, полагаем считать справедливым, что истец, добросовестность которого предполагается, с 31.12.2014 года знает о нарушении срока строительства, установленного Договором.
Установленная в п. 8.3 Договора санкция, положенная в основу расчета задолженности, направлена на обеспечение исполнения основного обязательства, предусмотренного п. 4.2 Договора.
С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе, возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (п. 1 ст. 207 ГК РФ).
В исковом заявлении указано о направлении претензии в адрес Ответчика 13.07.2018 (не поступала в адрес Ответчика). При этом, истцом предъявляются требования о погашении задолженности, а также неустойки (пени) за период с 4 кв. 2014 года по 28.03.2017 года, в то время как срок исковой давности по нарушениям прав, о которых Истец узнал 31.12.2014, истек.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, действия ответчика по одностороннему изменению в 2019 году размера арендной платы за 2015-2017 годы, а также по взысканию пени с 4 кв. 2014 года, направлены на осуществление права, срок исковой давности для защиты которого, истек.
Кроме того, положения договора, срок действия которого истек 31.12.2014, не могут распространяться на отношения сторон, возникшие после его истечения.
Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Истец заявляет требования за тот период, где сторона, действия которой также предполагаются добросовестными, вправе заявить о пропуске сроков исковой давности, поскольку согласно представленным финансовым документам (уведомление N 33-А-2871/15-(0)-0 от 23.01.2015, копии платежных поручений) на протяжении всего периода с 01.01.2015 до 25.07.2019 года истцом не предъявлялись требования об увеличении арендной платы в соответствии с п. 8.3 Договора, равно как и претензионные требования за нарушение сроков оплаты с 18.09.2013.
Кроме того, 29.03.2017 сторонами подписан новый договор N И-09-001312 на тот же земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001029:2116.
В соответствии со ст. 414 ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами (новация), если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Как уже указывалось выше, между ОАО "РЖД" и Департаментом городского имущества города Москвы заключен договор аренды земельного участка от 18.09.2013 N И-09- 000271, имеющего адресный ориентир: г. Москва, САО, МК МЖД, участок N 8, с кадастровым номером 77:09:0001019:2116, площадью 2 867 кв. м. В соответствии с приложением N2 к договору годовая арендная плата установлена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости, что составляет 105 288,28 руб.
Уведомлением N 33-И291/14 от 17.09.2014 годовая арендная увеличена до 113 661,35 руб. с 01.01.2014, уведомлением N 33-А-2871/15-(0)-0 от 23.01.2015 годовая арендная плата увеличена с 01.01.2015 до 118 486,09 руб.
Дополнительным соглашением договор расторгнут с 28.03.2017.
На данный земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001029:2116 заключен договор аренды на новый срок N И-09-001312 от 29.03.2017.
Уведомлением N 33-6-93259/19-(0)-1 от 04.03.2019 годовая арендная плата снижена до 62,99 руб.
Согласно п. 1.4 Договоров участок 77:09:0001029:2116 предоставлены для целей проектирования и строительства 3-го главного пути Малого кольца Московской железной дороги.
В разделе 3 Договоров предусмотрено, что расчетным периодом по Договорам является квартал. Арендная плата вносится Арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 5-го числа месяца каждого квартала.
По Договору Департаментом применена неверная ставка арендной платы, а именно размер арендной ставки превышает предельный размер ставки, установленный федеральным законодательством, что привело к неосновательному обогащению Департамента.
В обоснование своей позиции сообщаем. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ N 396) утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и представленные ОАО "РЖД", в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участки в городе Москве и Московской области составляет 91,31 руб/га в год.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Несмотря на разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении размера арендной платы за землю законодатель с 1 марта 2015 года в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установил предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" при определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города.
ОАО "РЖД" в апреле 2018 года обратилось к заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений (N ИСХ-7171 от 11.04.2018) с просьбой внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы" и привести его в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации.
18 декабря 2018 года Постановлением Правительства Москвы N 1591-ПП внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы", согласно которым размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, равен ежегодной арендной плате, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов.
ОАО "РЖД" направлялось обращение в Министерство экономического развития Российской Федерации от 11.09.2019 N Исх-11452/ДКРС о разъяснении порядка начисления арендных платежей.
Письмом от 17.10.2019 N Д23и-35815 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило, что при заключении подобных договоров аренды на земельные участки для расчета арендной ставки применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом N 396.
В порядке досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 15.08.2019 года N 9700/ДКРС МСК с требованием произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков, заключенным между ОАО "РЖД" и Департаментом городского имущества города Москвы за период с момента их заключения по настоящее время с учетом требований Приказа N 396 и возвратить сумму излишне уплаченной арендной платы или произвести зачет суммы излишне уплаченной арендной платы в счет будущих платежей.
На претензию получен ответ N ДГИ-1-69458/19-1 от 05.09.2019, что подтверждает факт ее направления.
Департамент городского имущества города Москвы в своем ответе указал, что расчет арендной платы с 01.01.2019 по договорам аренды земельных участков, предназначенных для размещения объектов, предусмотренных п. 2 ст. 49 ЗК РФ, в том числе объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, производится в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД", по субъектам Российской Федерации" - по предельной ставке 219,72 руб/га с учетом уровня инфляции на 2019 год.
Перерасчет по договорам, заключенным до 01.01.2019 не произвел и возврат излишне уплаченной арендной платы не осуществил.
Кроме того, в 2019 году Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы, с требованием о применении по расторгнутым в 2017 году договорам аренды земельных участков "особых условий договора", которые подразумевают увеличение арендной платы за земельный участок за каждые шесть месяцев с даты истечения срока проектирования объекта или сдачи его в эксплуатацию до даты фактического завершения проектирования или сдачи объекта в эксплуатацию до даты фактического завершения проектирования или сдачи объекта в эксплуатацию в установленном порядке, и взыскании задолженности по договорам аренды земельных участках по арендной ставке в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Арбитражным судом города Москвы были вынесены решения об отказе в удовлетворении требований Департамента по делам N А40-312585/19, N А40- 225267/19, N А40-225283/19, N А40-325911/19 и другим.
В обоснование своих решений суд указал, что поскольку на спорных участках расположены линейные объекты, размер годовой арендной платы не должен быть установлен выше предельного годового размера арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, т.к. предписан непосредственно федеральным законом и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.02.2010 N 12404/09, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Таким образом, размер арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но после внесения изменений в федеральное законодательство, с 01.03.2015 он не может превышать предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
С 18.12.2018 размер ежегодной платы за земельные участки, предоставленные в аренду для размещения объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации должен быть равен размеру ежегодной арендной платы, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов.
Согласно пункту 3.4 Договоров, размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и /или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в Договор.
В случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании Договора и уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в Договор.
Пунктом 3.5 Договоров определен порядок направления уведомления, согласно которому уведомление может быть направлено арендодателем арендатору почтовым отправлением с уведомлением о вручении или сделано арендодателем через средства массовой информации или размещено на официальном сайте арендодателя в сети Интернет неопределенному кругу лиц, обязательное для арендатора.
После внесения изменений в законодательство Российской Федерации ОАО "РЖД" неоднократно обращалось к Департаменту городского имущества о применении арендной ставки, установленной законом и пересчете арендной платы (N 5878/ДКРС МСК от 09.06.2016, N 9700 ДКРС МСК от 15.08.2019).
Письмом от 08.07.2016 N ДГИ-1-48977/16-1 (ответ на претензию N 5878/ДКРС МСК от 09.06.2016) Департамент в пересчете арендной платы отказал, мотивируя это тем, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", в нарушение п. 4 ст. 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, не смотря на существующую систему нормативных правовых актов Российской Федерации, которая строится согласно иерархической соподчиненности, определяемой в зависимости от их юридической силы.
При этом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации федеральные акты имеют приоритет перед региональными. Письмом N ДГИ-1-69402/19-1 от 17.09.2019, как указывалось выше, Ответчик применил ставку арендной платы в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 396 по Договорам, заключенным на новый срок с 01.01.2019, а в пересчете арендной платы по всем расторгнутым до 01.01.2019 Договорам Истцу отказал, не указав причины такого отказа.
Письмом от 05.09.2019 N ДГИ-1-69458/19-1 (ответ на претензию N 9700 ДКРС МСК от 15.08.2019) Департамент городского имущества города Москвы признал необходимость приведения ставок аренды по заключенным договорам на земельные участки в соответствие с Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396.
В своем уведомлении по договору, заключенному на аренду спорного земельного участка на новый срок N 33-6-93259/19-(0)-1 от 04.03.2019 о применении пониженной ставки для расчета арендных платежей Истец также отметил, что в отношении города Москвы предельная ставка арендной платы утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" в размере 91,31 руб/га.
Однако применил действующие ставки к расчету арендной платы по данному Договору только с 01.01.2019, арендная ставка на спорный земельный участок составила 62,99 руб.
Так как изменения в федеральное законодательство Российской Федерации вступили в силу с 01.03.2015, а Департамент применяет арендную ставку в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ N 396 только с 01.01.2019, ответчик в период с 01.03.2015 по 28.03.2017 вынужден был производить оплату арендной стоимости земельных участков по ставке, превышающей ставку, установленную действующим законодательством, в связи с чем, Департаментом необоснованно получены денежные средства.
Как правильно указал суд первой инстанции, арендная ставка подлежит применению и пересчету с момента вступления в силу изменений в пункт 4 статьи 39.7 ЗК РФ, данная позиция подтверждается судебной практикой в п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, в пункте 16 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
При рассмотрении спора, связанного с определением размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, необходимых для размещения объектов железнодорожного транспорта, решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.10.2017 по делу N А19-12880/2017, оставленным в силе постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.04.2018, удовлетворены требования ОАО "РЖД" к администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иркутской области о пересчете арендной платы в соответствии с требованиями Приказа N 396.
Таким образом, арендная плата является регулируемой ценой, ее размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, при этом размер арендной платы на земельные участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не может быть выше ставок, установленных Приказом Минэкономразвития N 396.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Учитывая целевое назначение предоставленного в аренду земельного участка, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 39 ЗК РФ, с 1 марта 2015 года не может превышать размер арендной платы, установленной Приказом Минэкономразвития N 396.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Статьей 1103 ГК РФ установлено, что правила о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, а также о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Истец по встречному иску, руководствуясь приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД", по субъектам Российской Федерации", подпунктом 2 статьи 39, п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ, ст. 1103 ГК РФ, произведен расчет, согласно которому сумма неосновательного обогащения составила 26975,36 руб.
В 2017 году в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 396 с учетом индексации (Федеральный закон N 415-ФЗ от 19.12.2016 "О федеральном бюджете на 2017 год") предельная ставка арендной платы за земельные участки, предоставленные ОАО "РЖД", составляла 203,73 рубля в год за га.
Годовая арендная плата для данных видов договоров рассчитывается по формуле: Годовая арендная плата = Площадь земельного участка в га (кв.м/10 000) * Предельная ставка с учетом инфляции в соответствии с Приказом N 396.
Соответственно, с учетом ставки, утвержденной законодательством, а также площадью земельного участка, годовая арендная плата в 2017 году должна составлять: 58,41 руб. по договору аренды N И-09-000271 от 18.09.2013.
Из материалов дела усматривается, что фактически произведена оплата за аренду земельного участка за период с 09.01.2017 по 28.03.2017 в размере 26 988,48 руб.
Таким образом, поскольку Департаментом применена завышенная ставка арендной платы, которая не соответствует установленной законодательством, Департамент в нарушение установленных законом требований, то есть без основания, приобрел излишне уплаченную денежную сумму.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно принял решение об отказе в удовлетворении первоначального иска Департамента и об удовлетворении встречных исковых требований ОАО "РЖД" в полном объеме.
В силу ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу п. 3.1. ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2020 по делу N А40-241025/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-241025/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"