г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А26-2127/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24249/2020) ООО "Телекомстрой" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.08.2020 по делу N А26-2127/2020, принятое
по заявлению ООО "Телекомстрой"
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия
3-е лицо: КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия"
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Телекомстрой" (ОГРН: 1021000526470, адрес: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, 64А; далее - заявитель, Общество, ООО "Телекомстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова (Центр р-н), 2/24; далее -Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления N 72/20л о назначении административного наказания от 14.02.2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 17.08.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Телекомстрой" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, лесничим Салминского участкового лесничества ГКУ РК "Питкярантское центральное лесничество" Самойловой А.М. в присутствии государственного инспектора по охране леса Карасевой В.К. 16.12.2019 при патрулировании территории лесного фонда выявлено самовольное использование земель лесного фонда (прокопана канава, проложена труба газопровода и установлен колодец) в квартале 108 выделе 12 на площади 0,015 га, в квартале 108 выделе 6 на площади 0,0224 га, в квартале 108 выделе 8 на площади 0,004 га, в квартале 108 выделе 9 на площади 0,023 Салминского участкового лесничества.
По факту выявленного нарушения составлен акт осмотра N 22С от 16.12.2019 со схемой лесного участка, на котором выявлено нарушение, сделаны фототаблицы.
Общая площадь самовольного использования лесного участка составляет 0,0644 га. Часть данного лесного участка в квартале 108 выдел 6, 9, 12 Салминского участкового лесничества относится к защитным лесам, категория защитности - леса водоохранных зон; квартал 108 выдел 8 относится к защитным лесам, категория защитности - нерестоохранные полосы лесов. Вред (ущерб), причиненный лесному фонду, согласно расчету ГКУ РК "Питкярантское центральное лесничество", составил 19 625 руб.
В целях установления виновного лица ГКУ РК "Питкярантское центральное лесничество" 18.12.2019 обратилось с заявлением в ОМВД России по Питкярантскому району.
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.12.2019 при осмотре места происшествия (протокол осмотра от 19.12.2019) вдоль автодороги обнаружены следы проводимых работ по укладке труб.
Опрошенный прораб Общества Гусев А.П. пояснил, что его бригада занимается газификацией поселка Салми и деревни Ряймяля, а именно - прокладкой трубопровода под подачу газа населению. Валку леса в данном квартале осуществляли работники его бригады, и после спила деревьев прокопана канава, в нее заложена труба и установлен колодец под подземный кран.
Заявитель является подрядчиком по государственному контракту N 37аэф-18 на выполнение работ по объекту: "Строительство газопровода распределительного (уличная сеть) по п. Салми, д. Ряймяля Салминского сельского поселения Питкярантского муниципального района", заключенному 17.12.2018 с третьим лицом. В соответствии с пунктом 1.9 контракта, "строительная площадка": переданный по акту заказчиком подрядчику на период выполнения всех работ в рамках контракта земельный участок. Согласно пункту 6.4 контракта в обязательства подрядчика входит оформление права на строительство на земельном участке строительной площадки и самостоятельное получение разрешения на строительство на таком участке..."
Разрешительных документов на использование лесного участка в квартале 108 выделах 6, 8, 9, 12 Салминского участкового лесничества в соответствии с лесным законодательством у Общества при обнаружении правонарушения не имелось.
При проведении работ по строительству газопровода Общество не заключило с уполномоченным государственным органом соответствующий договор на использование лесных участков, не имело проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесной декларации, принятой в установленном порядке.
Таким образом, действия Общества квалифицируются как самовольное использование лесных участков без специальных разрешений на использование указанных участков, а именно отсутствие договора на использование лесного участка, проекта освоения лесов и лесной декларации, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.9 КоАП РФ, инженером по охране и защите леса ГКУ РК "Питкярантское центральное лесничество", заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия 31.01.2020 составлен протокол N 1У об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Коханский С.А. 14.02.2020 вынес постановление N 72/20л о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением N 72/20л о назначении административного наказания от 14.02.2020, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно статье 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ (часть 1 статьи 45 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 названной нормы строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для, в том числе, использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу частей 2, 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Согласно пункту 3 Правил использования лесов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных в соответствии с требованиями части 5 статьи 45 ЛК РФ Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила), лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов.
Согласно статье 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, земельным законодательством.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен в статье 71 ЛК РФ.
Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (пункт 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ).
По смыслу статьи 26 ЛК РФ законное освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 88 ЛК РФ).
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).
Таким образом, в соответствии с требованиями ЛК РФ строительство, реконструкция (в том числе ремонт) и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда осуществляется пользователем при обязательном оформлении соответствующих документов на участки, в частности: договора аренды, проекта освоения лесов и лесной декларации.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что наличие разрешительных документов на проведение строительных работ не освобождает от обязанности заключить договор аренды лесного участка с уполномоченным органом государственной власти и не дает право лицу использовать лесной участок из состава земель лесного фонда для строительства линейного объекта без оформления правоустанавливающих документов.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного Министерством административного правонарушения ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на спорный участок земель лесного фонда.
Факт проведения Обществом работ по строительству газопровода в отсутствие договора на использование лесного участка, проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесной декларации, принятой в установленном порядке, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств (в том числе актом осмотра N 22С от 16.12.2019 с фототаблицами, протоколом осмотра от 19.12.2019, протоколом N 1У об административном правонарушении от 31.01.2020 и другими материалами административного дела).
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9. КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом лесного законодательства Российской Федерации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Исходя из объекта посягательства и обстоятельств совершения правонарушения, а также отсутствия исключительности, - оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не нарушены.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения. Административное наказание назначено Обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, соразмерно совершенному правонарушению, отвечает принципам юридической ответственности.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17 августа 2020 года по делу N А26-2127/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Телекомстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2127/2020
Истец: ООО "Телекомстрой"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Третье лицо: КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия"