г. Пермь |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А60-11851/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "БизнесМАНцентр",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 июля 2020 года
по делу N А60-11851/2020
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ОГРН 1036603485962, ИНН 6608001915)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "БизнесМАНцентр" (ОГРН 1069658015217, ИНН 6658225639)
о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МУП "Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "БизнесМАНцентр" (далее - Управляющая компания, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения в размере 152138 руб. 79 коп., пени в размере 15807 руб. 74 коп., с продолжением начисления пени по день фактической оплаты долга.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об уточнении размера исковых требований в части пени до 18087 руб. 86 коп., с продолжением начисления пени по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 июля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд обязан был приостановить производство по делу до рассмотрения дела N А60-28560/2020 об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении договора, в котором ответчик доказывает, что нормативы сброса загрязняющих веществ, установленные постановлением администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708, к нему применяться не должны.
Также указывает, что суд, не исследуя представленные истцом акты, и представленные ответчиком платежные поручения, удовлетворил требования в полном объеме. При этом счет-фактуры по услугам холодного водоснабжения и водоотведения N 173350, 173351 и 192344 на сумму 29 625 руб. 61 коп., по которым у истца не имеется задолженности, но которые попали в сумму долга, являются оплаченными.
Кроме того, по мнению ответчика, суд не обосновал отклонение доводов ответчика о том, что к нему должны применяться нормативы, установленные п. 111 Правил N 644.
В дополнениях к апелляционной жалобе, поступивших в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд 27.11.2020, ответчик просит приостановить рассмотрение апелляционной жалобы до вступления в силу решения суда по делу N А60-28560/2020. Также ссылается на акт сверки за период январь 2018 года - февраль 2020 года, из которого, по его мнению, следует, что оплаты истцом заявлены произвольно.
В представленных отзывах на апелляционную жалобу и дополнение к апелляционной жалобе истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным судом рассмотрено ходатайство ответчика о приостановлении производства по апелляционной жалобе и в его удовлетворении отказано, поскольку оснований, предусмотренных ст. 143, 144 АПК РФ для приостановления производства по жалобе суд апелляционной инстанции не усматривает.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства оказывает услуги ООО "Управляющая компания "БизнесМАНцентр" по приему сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, их транспортировке, очистке и сбросу в водный объект.
Единый типовой договор N 73/п холодного водоснабжения и водоотведения от 21.11.2018 получен ответчиком для рассмотрения 04.12.2018 и подписан с протоколом разногласий от 21.12.18.
В результате процедуры урегулирования разногласий остались неурегулированными условия договора в части Приложения N 8, столбца 4, что явилось основанием для обращения ООО "Управляющая компания "БизнесМАНцентр" в арбитражный суд с иском по делу А60-28560/2020. Управляющая компания считает, что колонка N 4 "Нормативы водоотведения по составу сточных вод для Южного бассейна канализования" не содержится в типовой форме договора, утвержденной Правительством РФ, и является самопроизвольно внесенной предприятием водопроводно-канализационного хозяйства.
В период с 01.06.2019 по 30.11.2019 истец оказывал ответчику услуги холодного водоснабжения и водоотведения, за которые выставлены соответствующие счета-фактуры на сумму 29 625 руб. 61 коп.
Также ООО "Управляющая компания "БизнесМАНцентр" сбрасывало в канализацию сточные воды с превышением нормативов водоотведения по составу, что подтверждается представленными в материалы дела актами отбора проб сточных вод от 20.05.2019, 08.08.2019. 20.11.2019, протоколами лабораторных испытаний от 27.05.2019, 19.08.2019, 27.11.2019 и не оспаривается ответчиком.
Размер платы за превышение нормативов водоотведения по составу, начисленной истцом за период с июня по ноябрь 2019 года, составил 255 329 руб. 97 коп.
Как указывает истец, полученные ответчиком платежные документы на сумму 284 955 руб. 58 коп. не оплачены в полном объеме, сумма долга составляет 152 138 руб. 79 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта сброса ответчиком сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, отсутствия оплаты, правомерности требования о взыскании неустойки, правильности расчета ее размера.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в спорный период оказания услуг регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения (пункт 25 Правил N 644).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 частично признаны утратившими силу Правила N 167, кроме пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69, 70, 71, касающихся соблюдения абонентами нормативов водоотведения по составу сточных вод и контроля за этим со стороны организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ), которые действовали в спорный период.
Пунктом 3 Правил N 644 установлено, что указанные пункты Правил N 167 и Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
В связи с тем, что для ответчика лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади не установлены, для ответчика в спорный период сохраняли силу положения Правил N 167 и Постановления N 1310.
В соответствии с пунктом 88 Правил N 167 абонент обязан соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс запрещенных веществ.
Пунктом 61 указанных Правил N 167 определено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 Постановления N 1310, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства N 1310 и в целях совершенствования нормирования и упорядочения расчетов между предприятиями и организациями, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, Правительство Свердловской области Постановлением от 02.07.2015 N 571-ПП утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Свердловской области, который действовал и в спорный период (далее - Порядок N 571-ПП).
Пунктом 2 Порядка N 571-ПП установлен механизм взимания платы с абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, не отнесенных к категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", а также в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - абоненты).
Таким образом, указанный Порядок устанавливает механизм взимания платы с абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, не отнесенных к категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
Согласно п. 1 указанного Постановления N 230 к таким абонентам относятся абоненты, среднесуточный объем отводимых стоков с объектов которых составляет более 200 куб. м в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
При этом для абонентов, на которых не распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230, продолжают действовать Постановление N 1310 и пункты 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167.
Таким образом, поскольку ответчик не относится к категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230, о чем он указывал в своих возражениях на иск, к нему применяются положения Порядка N 571-ПП.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 571-ПП норматив водоотведения по составу сточных вод - допустимая концентрация загрязняющих веществ, а также перечень загрязняющих веществ, разрешенный абоненту к сбросу в ЦСВ, с учетом обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, а также соблюдения нормативов допустимого сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организации ВКХ природоохранными органами, разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в окружающую среду и выполнения условий, установленных организации ВКХ в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод); тариф на водоотведение - устанавливаемый организации ВКХ уполномоченным государственным органом регулирования тариф за объемы сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ населенного пункта в пределах установленных этим абонентам нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Во исполнение Порядка N 571-ПП, в соответствии с пунктом 61 Правил N 167 постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду утверждены допустимые концентрации загрязняющих веществ (нормативы водоотведения по составу сточных вод) при сбросе абонентами сточных вод в водные объекты через централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург".
Перечень нормативов установлен в таблице 1 пункта 2 Постановления от 30.09.2015 N 2708.
Аналогичные нормативы указаны в договоре холодного водоснабжения и водоотведения между сторонами и применены истцом при расчете суммы платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 571-ПП взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения населенных пунктов осуществляется за сброс сверх установленного норматива водоотведения по объему и (или) составу сточных вод.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что расчет платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения, правомерно произведен истцом в соответствии с Постановлением от 30.09.2015 N 2708 и в отсутствие доказательств оплаты долга правомерно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что к сточным водам ООО "Управляющая компания "БизнесМАНцентр" должны применяться нормативы установленные п. 111 Правил N 644.
Пунктом 111 Правил N 644 установлено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Между тем, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
В данном случае истцом взыскивается плата за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Доводы ответчика о невозможности рассмотрения данного дела до вступления в законную силу решения по делу N А60-28560/2020, которым урегулированы разногласия сторон по договору водоснабжения и водоотведения, в том числе в части применения постановления Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708, отклоняются апелляционным судом, поскольку обязанность ответчика производить оплату услуг по приему сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возможность применения постановления Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 к отношениям сторон предусмотрены действующим законодательством.
Доводы ответчика о том, что задолженность по услугам холодного водоснабжения и водоотведения в размере 29 625 руб. 61 коп. им полностью оплачена, не могут быть признаны обоснованными, поскольку при отсутствии указания в платежных поручениях номера счета-фактуры либо периода оказания услуг оплата правомерно зачтена истцом в счет погашения задолженности за более ранний период, что соответствует требованиям статьи 522 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ссылка ответчика на акт сверки, которым, по его мнению, подтверждается произвольное разнесение оплат истцом, не может быть принята во внимание, поскольку в материалах дела данный акт отсутствует, ходатайств о его приобщении к материалам дела ответчиком не заявлено.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражный суд Свердловской области от 29 июля 2020 года по делу N А60-11851/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11851/2020
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ БИЗНЕСМАНЦЕНТР