г. Киров |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А29-4189/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2020 по делу
N А29-4189/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 8 города Воркуты"
(ИНН: 1103012627, ОГРН: 1141103000972)
к Муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214),
Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716),
Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010),
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 8 города Воркуты" (далее - Истец, ООО "УК ЖЭУ N 8", Общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Ответчик, Комитет) о взыскании 19 939, 85 руб. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Воркута, ул.Б.Пищевиков, д. 33а (за период с января по май 2018 в отношении нежилых помещений площадью 142,1 кв. м).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2020 иск удовлетворен.
Комитет с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая на неправомерности ссылки суда первой инстанции на подпрограмму "Управление муниципальным имуществом", в рамках которой для Комитета не предусмотрена статья расходов на содержание и коммунальные услуги по муниципальному жилому фонду и нежилым встроенным помещениям, поэтому Комитет не должен вносить спорные платежи.
Соответственно, заявитель жалобы считает, что решение от 18.08.2020 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Истец, Администрация и Управление отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Комитет ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2020 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, наличие задолженности по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома послужило основанием для обращения Общества с иском в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 8, 125, 210, 215, 249, 290, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 153, 155, 157, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, далее - Правила N 491), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, далее - Правила N 124), Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (утверждено Решением Совета муниципального образования городской округ "Воркута" от 01.06.2013 N 270, далее - Положение N 270), Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Воркута" (далее - Положение N 255), Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (утверждено решением Совета муниципального образования от 14.03.2013 N 228), Постановлением администрации муниципального образования от 09.08.2013 N 2725, требования Истца признал правомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 307, 309 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных установленных Кодексом оснований, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статья 209 ГК РФ).
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьями 36, 37 ЖК РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Как предусмотрено статьей 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из буквального толкования названных правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 16646/10).
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между собственниками помещений и ООО "ЖЭУ-8" 01.01.2018 заключен договор N Гор-2018/8/46 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воркута, ул. Б. Пищевиков, д. 33а (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.2 которого управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора, за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, а именно:
а) оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД;
б) предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным потребителям, пользующимся помещениями в МКД;
в) осуществлять иную, направленную на достижение целей управления МКД деятельность (пункт 1.2. договора).
Основные характеристики МКД и границы эксплуатационной ответственности управляющей организации при исполнении договоров приведены в приложении N 3 к договору. Состав общего имущества МКД и его техническое состояние указаны в приложении N 4 к договору управления (пункты 1.2 и 1.3 договора).
Цена договора (пункт 5.1) устанавливается в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг по содержанию жилого помещения, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.3 договоров, стоимости предоставленных коммунальных услуг, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.4 договоров, а также стоимости иных работ, услуг, которые составляют предмет договора, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.5 договора.
В силу пункта 5.4 договора стоимость коммунальных услуг определяется ежемесячно исходя из объёма (количества) фактически предоставленных в расчетном периоде коммунальных услуг и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством для расчетов за коммунальные услуги с учетом перерасчетов и изменений платы за коммунальные услуги, проводимые в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения для каждого собственника помещения и иного потребителя определяется ежемесячно исходя из размера платы и размера общей площади принадлежащего (занимаемого) собственником и иным потребителем помещения (пункт 6.1.3 договоров).
Размер платы за коммунальные услуги для собственников помещений и иных потребителей определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг с учетом установленных такими Правилами условий ее перерасчета и изменения (уменьшения) (пункт 6.2.2 договора управления).
Размер ежемесячной платы за содержание и текущий ремонт жилых и нежилых помещений в спорном многоквартирном доме определён в приложении N 8.
В силу пункта 6.3.5 договора плата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги вносится плательщиком до последнего числа месяца, следующего за расчетным, на основании расчетных и платежных документов, составляемых управляющей организацией или представителем управляющей организации (агентом) по расчетам с потребителями, и предъявляемых к оплате плательщикам до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Истец оказывал услуги по содержанию многоквартирного дома (что не оспаривается ответчиком) и, соответственно нес расходы, которые Комитет не оплатил.
По расчету Истца за период с 01.01.2018 по 31.05.2018 долг Ответчика составил 19 939,85 руб.
В претензии от 25.02.2020 Общество потребовало у Комитета произвести оплату долга.
Данную претензию Комитет оставил без удовлетворения.
Доказательств отсутствия долга, наличия задолженности в ином размере, либо ненадлежащего выполнения Истцом соответствующих обязательств Ответчик в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для взыскания в пользу Общества 19 939,85 руб. долга.
Довод Комитета о том, что в рамках реализации подпрограммы "Управление муниципальным имущество" для него не предусмотрена статья расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального жилого фонда и нежилых встроенных помещений, апелляционный суд не принимает.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа и организация содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьями 124 и 125 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 Положения N 255 собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения.
В силу подпункта 4 пункта 8.1 Положения N 255 бремя содержания не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, лежит на отраслевом органе администрации муниципального образования, осуществляющем контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.4 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МОГО "Воркута" от 14.03.2013 N 228, основными задачами Комитета являются: обеспечение в пределах своей компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом МО ГО "Воркута", приватизации имущества и имущественных комплексов (предприятий) МО ГО "Воркута"; обеспечение эффективного управления и распоряжения, рационального использования имущества МО ГО "Воркута".
В пунктах 3.1.1, 3.1.6 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО ГО "Воркута" от 24.11.2014 N 636, были также закреплены обязанности по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования. Однако Положение N 636 отменено решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.03.2018 N 469, которым утверждено новое Положение об Управлении. Согласно новому Положению об Управлении к задачам Управления не отнесены вопросы обеспечения управления и содержания муниципального имущества города Воркуты.
На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 6 Положения N 270 Управление осуществляло функции муниципального образования по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 25 Положения N 270 до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда расходы на их содержание и коммунальные услуги несет Управление в установленном администрацией МО ГО "Воркута" порядке в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Данный пункт был исключен решением Совета МО ГО "Воркута" от 15.02.2019 N 599.
В соответствии с подпунктами 13, 14 пункта 3 статьи 6 Положения N 270 (в редакции, действующей с 07.06.2018) Комитет в пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением и Положением о Комитете: оплачивает взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного фонда; до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги.
Вместе с тем постановлением Администрации от 09.08.2013 N 2725 утвержден Перечень муниципальных программ муниципального образования городского округа "Воркута", реализация которых планируется с 2014 года, в который входит программа "Муниципальное управление".
Постановлением Администрации от 18.02.2015 N 253 утверждена новая муниципальная программа МО ГО "Воркута" "Муниципальное управление".
Данная программа включает в себя подпрограмму "Управление муниципальным имуществом", целью подпрограммы является создание условий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом МО ГО "Воркута". В ее рамках решаются следующие задачи: совершенствование системы учета муниципального имущества МО ГО "Воркута", оптимизация имущественного комплекса МО ГО "Воркута"; обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом МО ГО "Воркута"; создание условий для реализации подпрограммы "Управление муниципальным имуществом".
В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, включавшего, в том числе, жилой и нежилой фонд МО ГО "Воркута".
При этом вовлечение в оборот муниципального имущества заключается как в передаче муниципального имущества (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом.
Ответственным за исполнение данной программы является Комитет.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 21.12.2018 N 563 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" утверждена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования, которая приведена в приложении N 2 к решению.
Согласно указанному приложению Управление не имеет какого-либо финансирования по данной программе. В спорной ситуации по подпрограмме "Управление муниципальным имуществом" финансирование получает Комитет.
Таким образом, учитывая указанные изменения в актах муниципального образования, порядок, объем и направление финансирования осуществления деятельности Комитета и Управления, их задач и функций, именно Комитет обязан содержать неиспользуемых жилые и нежилые помещения и, соответственно, оплачивать работы и услуги, выполняемые управляющей организацией.
В связи с этим подлежит отклонению довод Комитета о том, что в своем отзыве на исковое заявление он не указывал о возложении обязанности несения спорных расходов на Управление.
Отклоняется также ссылка Комитета на Постановление Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13, положениями которого определено, что при отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, от имени РФ, субъекта РФ и муниципального образования в суде выступает Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования, как не имеющая отношения к рассматриваемой ситуации.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2020 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.08.2020 по делу N А29-4189/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4189/2020
Истец: ООО "Управляющая Компания Жилищно-Эксплуатационное Управление N8 Города Воркуты"
Ответчик: Администрация МОГО Воркута, городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута", Управление городского хозяйства и благоустройства АМОГО Воркута
Третье лицо: ФГБУ Филиал ФКП Росреестр по РК